Рассказ воспитателя.
Я обучаю мальчика с ОВЗ. Вроде бы интеллект у ребенка сохранен, но читать и писать для него тяжкий непосильный труд. Он ненавидит чтение и письмо. Книги ему абсолютно не интересны.
Врачи его обследовали, конечно, назначали препараты. Но в целом был поставлен диагноз о недоразвитии головных отделов мозга, отвечающих за контроль и внимание (есть такие, оказывается). Ребенок в стандартной школе учиться может с большим трудом, по адаптивной программе.
Одна беда – эти адаптивные программы только на бумаге. Обычная школа физически не может обеспечить детям с ОВЗ какие-то особые условия. Вот и учиться как все, поблажки ему дают только в виде оценок: ставят автоматом тройки за откровенное незнание и на этом успокаиваются.
Но желания учиться у ребенка абсолютно отсутствует. Школу посещает по принуждению, добровольно туда ни за что бы не пошел.
Я мучаюсь с ним, осваивая требования программы. Вот сейчас, к примеру, уже неделю пытаемся прочитать и написать отзыв к произведению П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Читает с трудом, с явным отсутствием интереса и постоянно думает, куда бы слинять, чтоб не делать.
Когда делает письменные задания, применяем максимум усилий, чтоб ничего не делать, сопротивляется до последнего. Я трачу кучу эмоциональных сил, чтоб заставить его хоть что-то прочитать и написать. Думать абсолютно не хочет. Взгляд отсутствующий. Мечтает только побегать на улице.
Но при этом ребенок рукастый. С удовольствием помогает родителям по хозяйству. Натаскать дрова – я. Принести воду – я. Может готовить легкие блюда, может даже вещи ушивать и делать мелкий ремонт. Ребенку 11 лет и не каждый в этом возрасте способен к самообслуживанию.
НО УЧИТЬСЯ НЕ ЖЕЛАЕТ СОВСЕМ.
И вот у меня постоянно возникает один вопрос:
ЗАЧЕМ МЫ ЗАСТАВЛЯЕМ ТАКИХ ДЕТЕЙ НАСИЛЬНО УЧИТЬСЯ?
Ну, вот зачем?
Кому это нужно?
Ребенок учиться не хочет, не может и не будет.
Но он вполне может работать и заниматься неквалифицированным трудом. Хоть после четвертого класса. Ребенок, кстати, физически сильный.
Родители с ним мучаются, портят отношения из-за того, что заставляют учиться. Из-за учебы в семье всегда портятся отношения. А ведь если бы он пошел работать, вместо учебы, к нему бы явно лучше относились.
Да и учителя с ним измаялись. Думаете приятно учить человека, который ничего не понимает и не желает понимать? Ощущение, что ты впустую тратишь силы и время, преследует постоянно. А ведь ему еще надо и оценки ставить. А за что? А поставишь два – испортишь свои и школьные показатели. И ведь все равно будешь его учить до 9 класса.
А за чем?
ЗАЧЕМ УЧИТЬ ДВОРНИКОВ ДО 9 КЛАССА?
Быть дворником и грузчиком можно и вообще без образования. А тут уже 4 класса есть: писать и считать умеет. В ведомости распишется.
Сколь бы это сэкономило ресурсов школы, родителей, общества и самого ребенка. А так все участники процесса вынуждены мучиться до 9 класса. Ради того, чтоб потом все равно получить грузчика на выходе.
Ну или хотя бы обучать недалёких детей прикладным дисциплинам, без загрузки гуманитарными предметами.
Может, стоит сделать школу добровольной и обучать только тех, кто может и главное, хочет, учиться.
А другие пусть идут работать. И обществу больше пользы будет. Ведь раньше, до 1960 годов, в СССР так и было.
А вы как думаете? Делитесь вашим мнением в комментариях.