Найти тему
журналист

ГЕОПОЛИТИКА В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

«Тhe medium is the message», - изрек однажды классик медианаук Маршалл Маклюэн. С тех пор афоризм цитируют на всех факультетах журналистики. Но что он означает? Переведем на русский язык: «Устройство канала информирования и есть сообщение». Каков, в частности, смысл изречения, если применить его к социальным сетям?
Лет семь-восемь назад ежегодно проводились конференции сообщества интернет-исследователей под названием «Сети 4.0». Конференций было всего три, четвертая почему-то не состоялась. Почему? Иссяк ли энтузиазм у организаторов? Или кому-то влиятельному было сильно невыгодно распространение всплывающей там информации? Или, может быть, кто-то влиятельный взял этих ребят под свое засекреченное крыло? Открытые источники умалчивают. Остается воспользоваться уже обнародованными наработками.

Центральным понятием, которое сформировали участники конференции, было понятие информационной волны. А ключевым событием, анализ причин которого привел к этому понятию, стал сенсационный, неожиданный для всевозможных экспертов и докторов политологических наук, взлет рейтинга Алексея Навального за несколько дней до выборов столичного мэра в 2013 году.

Как работает информационная волна? Как говорится, знание – сила. Основной инструмент тех, кто эту волну запускает - знание конфигурации и устройства сети контактов, которые складываются в социальных сетях. Поверх социальной сети как технической коммуникационной системы, как интерактивной интернет-технологии, формируется сеть реальных коммуникаций и устойчивых коммуникативных связей между теми, у кого есть аккаунт. Коммуникативная сеть заполняет собой техническую инфраструктуру подобно тому, как дождевая вода заполняет прокопанные канавки. Отличие лишь в том, что потенциально канавок в СМК бесконечно много, каждый может контачить с каждым, а реальными коммуникациями заполняются лишь те, которые заполняются. Случайно и стихийно. По крайней мере, на первых этапах запуска социальной сети. Коммуникационная сеть выглядит как сеть, в которой есть узлы (персональные странички или странички тематических групп) и связывающие их нити (просмотры, лайки, репосты, комментарии).

Узлы могут быть разной мощности, в зависимости от числа входящих и выходящих нитей. Могут иметь разную интенсивность, разные ритмы информационного обмена, разные графики активности. Они могут быть чувствительными к разного типа информации. Могут образовываться на базе контента разной тематики, идейной направленности и эмоциональной окраски. Могут собирать на себе контакты участников разных психотипов и разных психических отклонений. Могут быть представлены фейковыми персонажами, за спиной которых стоят мощные организации. А в последнее время и ботами. Обладатель компьютерной модели, отображающей конструкцию и свойства реальной коммуникативной сети, получает уникальную возможность моделировать различные сценарии прохождения информации и искать оптимальные точки вброса. Любая сфабрикованная сенсация, вброшенная через одну или несколько подходящих точек, автоматически, силами самих участников сети, порождает мощный и быстро расширяющийся поток пересказов, комментариев, ссылок и репостов. При этом для каждого пользователя сенсация выглядит как пришедшая одновременно из многих независимых источников, а значит – надежная и достоверная.

Очевидные преимущества в анализе и моделировании коммуникационных связей, а значит и в организации эффективных вбросов, имеют хозяева соцсетей. А с тех пор, как, например, фейсбук перешел на политику выборочного формирования лент для пользователей, его владельцы получили также возможность целенаправленно трансформировать стихийно сложившиеся коммуникационные структуры.
Такова лишь одна из технологий информационного влияния на пользователей соцсетей, а через это влияние – и на события в мире. Это технология, которую удалось вскрыть и обнародовать сообществу «Сети 4.0». А сколько их еще, не вскрытых и не обнародованных?