("Телепорт", Jumper, 2008, США)
Считайте меня наивным и неисправимым оптимистом, но я всё еще надеюсь, что сиквел "Телепорта" когда-нибудь, да выйдет; перезапускать его вряд ли имеет смысл - он и по сей день выглядит достаточно круто и зрелищно. Тем более, что с серией книг Стивена Гулда, по которым снят фильм, я не знаком. Поэтому у меня нет ни малейшего повода обижаться на режиссера Дага Лаймана и его сценаристов за то, за что на них обижены гулдовы читатели. Обвиняющие их в "порке отсебятины" и грубом неуважении к первоисточнику.
Впрочем, если бы "Телепорт" действительно кто-то надумал продолжить/перезагрузить, сегодня он гораздо удачнее вписался бы в формат телесериала. Что, собственно, заметно и по фильму, развернувшему перед зрителем масштабный "другой мир" телепортантов-джамперов и охотников на них, - палладинов, - но раскрывшему лишь малую толику этой фантастической вселенной. Да еще и откровенно "подмигнувшему" в конце намеком на сиквел, коего так и не последовало...
...И да, тут вот, кстати, подсказывают, что подобный сериал уже снят в 2018-м: 2-сезонный "Импульс", в чьих создателях фигурируют и Лайман, и Гулд. Вот только повествует он вовсе не о Райсе, главгерое "Телепорта", а о некой 16-летней джамперше Генриетте и ее драматичном житье-бытье. Что, разумеется, не снимает вопроса насчет дальнейшей судьбы именно Райса и его разборок с палладинами. А также судьбы его загадочной матери, чью историю нам как раз и обещали попутно раскрыть в гипотетическом продолжении фильма.
Ну ладно, хватит о грустном, ведь сам "Телепорт" грустить вам уж точно не позволит. Поскольку он - это Даг Лайман в своей наилучшей "драйвовой" форме. Той самой, что прославила его в "Идентификации Борна", "Грани будущего" и "Мистере и миссис Смит", а вовсе не той, что заставила его снять позапрошлогоднее чёрт-те что "Поступь хаоса" - недоразумение на фейспалмовом масле.
Хотя, даже пожелай Даг нарочно угробить весь экшен в "Телепорте", это ему не удалось бы - здешняя фабула такого бы не допустила. Потому что кино про людей, умеющих мгновенно переноситься в пространстве куда угодно, не может быть вялотекущим и однообразным в принципе. А тем более, когда эти их телепортационные лайфхаки не остаются безнаказанными и грозят смертью - увы, но такова цена за то, что вы можете роскошно жить где угодно, причем без денег и без работы. А если вам позарез нужны-таки деньги, вы можете одним "вжухом" брать любую их сумму из любого банковского хранилища.
Правда, таким счастливчиком Райс (М. Тириот; взрослый Райс - Х. Кристенсен) стал не по своей воле, а по вине несчастного случая еще в школе. Как-то раз, обиженный одноклассниками, он забежал на тонкий речной лёд и, естественно, провалился. После чего, унесенный подо льдом течением, наверняка бы утонул, на чем эта 4-минутная короткометражка и закончилась бы, но авторы своему герою такого не позволили. И спасли его самым экстравагантным из всех способов.
Кто бы мог подумать, что из-за предсмертного стресса в Райсе вдруг открылась суперспособность к телепортации! Которая и перебросила его молниеносно из реки... в местную библиотеку! Само собой, промокшего насквозь и дико офигевшего от подобного "вот-это-поворота".
И да, промокшие книжки ему было чертовски жаль, но что поделать - он же в этом был не виноват.
Второго ускорительного пенделя Райсу на его пути к свободе и суперменству дал родной папаша - тиран, алкаш и сволочь (М. Рукер). Потому что, когда вечером того же дня он наорал на сына, тот вновь психанул... и вновь, сам того не желая, телепортировался в библиотеку.
"Тенденция, однако!", - подытожил Райс. А поскольку парнем он был смышленым, - тупых-то в школе как правило не обижают, - то быстро скумекал, в чем дело. Просто библиотека была в его подсознании синонимом покоя и убежища, вот его "паранормально-автоматически" всякий раз туда и катапультировало.
Продолжив свою мысль, Райс быстро пришел к озарению, как ему решить все свои беды и страхи одним махом - взял, да и сбежал из дома куда глаза глядят. Заодно и с вечно орущим батей распрощался, какое облегчение! И единственное, что от Райса отныне требовалось, это развивать свой дар, превращая неконтролируемую телепортацию в подконтрольную, плюс не светиться с нею на публике. А всё остальное, - деньги, еда, прочие "ништяки", - придут к нему уже сами, только руку протяни. Или, вернее, сделай "вжух!" куда надо и возьми, сколько надо.
Вот только кое-кто всё же знал о секрете Райса: некие палладины и их босс Роланд (С. Л. Джексон). Этакие Люди-в-Черном, только охотящиеся на джамперов, коих на самом деле шныряло немало по миру, и напрочь лишенные чувства юмора. С какими целями охотились? Да с банальными: а) потому что нельзя быть на свете красавой таким, и б) абы чего не набедокурили, ведь с такими талантами можно отчебучить всё, что угодно, вплоть до апокалипсиса. Так что встреча Райса с Роландом была лишь вопросом времени, и стать дружеской совсем не обещала...
***
В общем, сверхскоростной фантастический экшен, снятый киномастером своего дела. А также, пожалуй, один из лучших фильмов о "суперменстве" как таковом: без опостылевшего спасения мира и пафосного щеголяния героев в разноцветных подштанниках. Ибо всю картину Райс "разруливает" исключительно свои личные проблемы, а на судьбу человечества ему по большому счету начхать. Нормальное, абсолютно понятное поведение героя, знающего реальную цену своего уникального дара.
И досадно, конечно, что "Телепорт" не получил прямого продолжения. Но и в своем нынешнем виде он пересматривается с удовольствием, поскольку ничуть не устарел ни морально, ни технически.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):