Три авиаперевозчика: «Аэрофлот», екатеринбургские «Уральские авиалинии» ичартерная авиакомпания, перевозящая туристовiFly — предварительно согласовали с Минтрансом получение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), в котором хранятся наши пенсионные накопления. Хотят переоформить 40 самолетов из иностранной собственности в российскую. По расчетам одних аналитиков, на страховое урегулирование потребуется 80–96 млрд рублей, другие считают, что общая сумма сделок может быть в два раза ниже.
Но компании обязаны будут направить на выкуп всю чистую прибыль за 2022 год. Хотя это требование коснется не всех. Например, Новосибирская компания S7 пока продолжает согласования с Минтрансом и иностранными собственниками. А разветвленная Utair, появившаяся когда-то в Тюмени, а сейчас базирующаяся во Внуково, решила обойтись без госфинансирования.
На данный момент три авиакомпании намереваются приобрести самолеты у западных лизингодателей. Недавно состоялось совещание в верхах на эту тему. «Аэрофлот» согласовал выкуп 18 самолетов ирландской AerCap, «Уральские авиалинии» — 19 бортов у различных собственников, iFly — три «Эйрбаса- A330» у американской Air Lease Corporation. «Аэрофлот» планировал получить как минимум 47 самолетов, но пока продолжает «крайне тонкий процесс согласований», пишет газета «Коммерсантъ».
Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации, Олег Смирнов уточняет, что «Боинги» и «Эйрбасы» на русской службе постепенно меняют юрисдикцию, продолжают полеты, но правда не за рубеж, а только внутри страны:
- Тем компаниям, которые сейчас подали заявки, начали соответствующие действия - не позавидуешь, это непростая процедура. Но они ее начали для того, чтобы иметь парк, независимый от иностранной регистрации, обладающий своей национальной, чтобы свободно производить полеты внутри страны.
Будет возможность летать и за рубеж, но только тогда, когда нам возвратят право получать запасные части, комплектующие для самолетов западного производства. Поэтому нынешняя процедура ничего не изменит для зарубежных полетов, но изменит отношение к этим бортам, летающим на внутренних линиях. Изменение юрисдикции требует очень серьезного отношения к системе поддержания летной годности этих воздушных судов.
«СР»: Давайте напомним, почему Запад не пускает нас к себе, после изменения юрисдикции со всех островов на российскую?
- Они не доверяют нашей системе поддержания летной годности, говорят нам: вы летаете по своим правилам над своей территорией? Ну и летайте. Если что-то случится, сами несите ответственность, а мы на себя эту ответственность не возьмем. Поэтому для нас закрыты воздушные пространства Европы и других стран мира, ни одна страна нас не страхует и не принимает.
Эта ситуация будет сохранятся до тех пор, пока не отрегулируется этот идиотизм, иначе не назовешь, в который мы влипли из-за ошибочной политики наших либералов у власти, которые тридцать лет разрушали национальное самолетостроение. Они надеялись, что «Запад нам поможет», вот он и «помог».
«СП»: Правда ли, что «ключевой стимул» переоформления самолетов из иностранной собственности в российскую — это возможность их вывода из реестров Бермуд и Ирландии, чтобы летать на них за рубеж?
- Это шаг в нужном направлении в данной ситуации - чтобы полностью не потерять транспорт под названием «воздушный». Наша страна с ее громадными площадями без авиации жить не сможет.