Над Байкало-Амурской встаёт Южно-Муйский хребет - он не столь знаменит, как Северо-Муйский, однако не уступает ему в суровости и даже превосходит в высоте (3067м, гора Муйский Гигант). Где-то здесь в августе 1984 года Александр Бондарь поставил никем до сих пор не побитый рекорд - его бригада уложила 5400 метров пути за сутки.
Это примерно 1/10 часть расстояния от Витимского моста до следующей станции со странным для русского уха названием Таксимо:
Ныне огромный для БАМии ПГТ (7,7 тыс. жителей) - кажется, первое от самой Тынды место, где населённый пункт стоял задолго до стройки века. Он начинался в 1910 году с заимки старого охотника Ивана Баранчеева, который 10 лет спустя уже упоминается как "дед Баранчей", неофициальный старейшина трёх изб с семью жителями.
В 1920 году сюда перебралась из каких-то голодных краёв семья речника Феоктиста Суханова, а в коллективизацию две семьи организовались в промысловый колхоз "Таёжник", в конце 1940-х пополнившийся сталинскими спецпереселенцами и перепрофилированный в золотодобывающую артель.
Ну а официально посёлок Таксимо был образован в 1964 году - однако сделано это было указом "О регистрации вновь возникших и ранее не зарегистрированных населённых пунктов и присвоении им наименований". На стройке века Таксимо с самого начала ждала особая роль - во-первых, стоявшие прежде в тайге населённые пункты неизбежно становились базами строителей, а во-вторых отсюда было удобно проложить дорогу к золотым приискам Бодайбо - сперва автомобильную, а позже, кабы не крах СССР, и железную.
В 1981 году Таксимо стал ПГТ, а в 1989 - райцентром Муйского района между Южно-Муйским и Северо-Муйским хребтам.
Поэтому Таксимо курировался даже не двойным, а тройным шефством - времянку строила и поляну готовила Бурятия, половину постоянного посёлка возводила Беларусь, ну а сам вокзал в виде палатки - Латвия. Палатка хорошая, с просторными тамбурами, где удобно ждать летним деньком поезда или автобуса:
А зал смотрится не менее впечатляюще, чем в другой "палатке" Новой Чары. Дизайнеры словно знали о том, что через 40 лет РЖД маниакально переклинит на корпоративных цветах и сайдинге - тут, похоже, даже не придётся ничего менять!
С вокзалом соседствует ТОЦ (торгово-общественный центр), вмещающий рынок, ДК и недешёвую гостиницу. Над ним эффектно высятся остроконечные гольцы Северо-Муйского хребта:
Справа от площади - и главная достопримечательность Таксимо: памятник Изыскателям трассы БАМа. Тут стоит вспомнить о том, что Байкало-Амурская магистраль строилась со второй попытки, и за без малого полвека до комсомольских романтиков сюда ехали гнуть спины зэки. Они успели проложить Малый БАМ от Сковородино до Тынды и Старый БАМ от Тайшета до Усть-Кута на западе и от Советской Гавани до Ургала на востоке.
Здесь, в середине пути, стройка века не знала подневольного труда, однако до лагерей трудовых в тайге стояли лагеря походные: в 1929-38 годах шли изыскания трассы для будущей магистрали. Но как обследовать в кратчайшие сроки более полмиллиона квадратных километров почти безлюдной тайги? Нетривиальная задача требовала новых технологий, первой из которых стала аэрофотосъёмка.
Самолётам же нужно было откуда-то взлетать и куда-то садиться, где-то заправляться горючим и давать своим пилотам ночлег, и за невозможностью быстро развернуть в тайге сеть аэродромов, символом поисков трасса БАМа сделался гидроплан, резавший поплавками стальную воду.
Под такое дело оснащались самолёты разных серий, получавшие здесь бортовой номер "Ж", и бортом Ж1 стал в 1935 году отечественный МР-6 эстонского лётчика Леонарда Крузе. Главными базами железнодорожной авиации служили причалы Иркутска и строившегося Комсомольска-на-Амуре, а гидропорты были оборудованы в нынешних Братске на Ангаре, Нижнеангарске на Байкале, Нелятах на Витиме, на озере Иркана, в Среднеолёкминске, городе Зее и Норском Складе на Селемдже.
Над трассой БАМа работали 16 лётчиков на 26 машинах, флагманами которых были два АНТ-4.
Другое название этого самолёта - ТБ-1: созданные в КБ Андрея Туполева, это были первые в мире двухмотороные цельнометаллические бомбардировщики в серийном производстве. В 1929-32 годах было построено 215 машин, но уже в 1936-м АНТ-4 был снят с вооружения.
Однако как из бронетранспортёров получаются отличные вездеходы, так и эти машины над полярными берегами Севморпути (как Г-1) и над гольцами Станового нагорья (как Ж) летали не хуже, чем над промзонами вражьих городов.
Оба они погибли в окрестностях Таксимо: Ж-11 тёплым безветренным днём 15 августа 1940 года заходил на посадку на зеркальное озеро, поверхность которого оказалась куда ближе, чем пилот Сергей Курочкин оценил со своей высоты - на чрезмерной скорости самолёт просто разбился о воду.
Второй АНТ-4 полгода спустя потерпел крушения на склоне горы, но там хотя бы выжил экипаж, вскоре благополучно спасённый. Обломки обоих самолётов были вывезены бамовцами в 1980-е годы... но как оказалось, лучше бы и дальше себе лежали: в Перестройку всё это бесследно исчезло.
Кое-где пишут, что Ж-11 ныне находится в Монино, но это упрятанные глубоко в запасники немогочисленные покорёженные фрагменты, к тому же перемешанные с обломками другого самолёта ТБ-3. На фото за него иногда выдают уцелевший АНТ-4 в Ульяновском авиамузее, попавший туда с Таймыра. В Таксимо же в 1994 году был установлен макет масштаба 1:2, сделанный на Улан-Удэнского судозаводе.
Так что вернёмся на главную площадь да погуляем по посёлку:
Таксимо вытянут вдоль БАМа на 10 (!) километров, и по большей части представлен частным сектором среди сосен. Центр близ вокзала - даже не десятая часть городка, но ряды пятиэтажек на фоне высоких гор впечатляют:
А ухоженность дворов, полных цветами, и правда заставляет вспомнить Латвию:
Чем не, скажем, Лиепая или Елгава?
Пятиэтажки образуют странный V-образный квартал, в который вклинивается ромб деревянной застройки:
Не знаю, что строили здесь латыши, а что белорусы, но деревянное зодчество Таксимо стильно и самобытно:
Добавляет сходства с Латвией обилие песка, хоть насыпай авандюну:
Бурятский (вернее, буддийский) ритуальный флаг хий-морин да макет югендистильного дома в окне... "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись" - наверное, это правда так, но тут они хотя бы попытались.
Ещё привлёк взгляд магазинчик на опушке - в Латвии такое здание вполне могло быть автопортом: так дословно, - "autoosta", - по-латышски называется автовокзал:
Естественной границей городка служит река Муя, на высоком берегу которой растут совершенно прибалтийские сосны:
Под их сенью - сюжет, более привычный где-нибудь на Рязанщине:
Лесенка спускается к святому источнику:
Который расположен не на основном русле быстрой Муи, а на старичном озере Булунда:
Сосны на мнимом морском берегу...
Обойдя кружок по посёлку, я вернулся на вокзал. Обратите внимание на провода. Дальше на запад Байкало-Амурская магистраль электрифицирована:
И дымящий тепловоз совершенно однозначно намекает, с какой стороны пришёл поезд.