В России в настоящее время активно расширяется социальное предпринимательство, направленное не только на решение социальных задач, но и способствующее развитию бизнес-структур благодаря участию социально незащищенных слоев населения[1]. Под социальным предпринимательством понимается деятельность, направленная на поддержку занятости инвалидов, матерей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет, бывших воспитанников детских домов, лиц, освободившихся из мест заключения. Среднесписочная численность таких категорий граждан в общем числе работников компании должна составлять не менее 50 % с долей в фонде оплаты труда от 25 % и более[5]. Тем не менее, в сферу социального предпринимательства в России вовлечено не более 1 % компаний. Россия сегодня имеет реальную возможность стать таким государством, в котором социальное предпринимательство выступит одним из основных факторов развития предпринимательства в целом. Для развития социального предпринимательства необходимо создание условий, способствующих развитию предпринимательства в социальной сфере, что позволит внедрить новые производственные технологии, создать новые рабочие места.
В соответствии со статьей 24.1.Федерального закона от 24.07.2007 №N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание поддержки социальным предприятиям может осуществляться в виде:
1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;
2) оказания финансовой поддержки социальным предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);
3) оказания имущественной поддержки социальным предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);
4) оказания информационной поддержки социальным предприятиям;
5) оказания консультационной и методической поддержки социальным предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);
6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) реализации иных мер (мероприятий) по поддержке социальных предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами[4].
Хотя на федеральном и региональном уровнях в России отмечаются попытки поддержки социального предпринимательства, им недостаёт системности, и, как следствие, результативность этой деятельности остаётся под вопросом[3].
В целом на данный момент реализуются следующие направления поддержки социального предпринимательства[2]:
-Инфраструктура поддержки;
-Консультационная и методическая поддержка;
-Финансовая поддержка, в т.ч. субсидии;
-Информационная поддержка;
-Имущественная поддержка;
- Ярмарки, конгрессы, выставки и т.п.;
-Обучение и образование, оценка квалификации;
-Иные виды поддержки.
Фактически, задача системной поддержки социальных предпринимателей в России переложена на региональные власти и Центры инноваций социальной сферы. Такие центры созданы в 46 субъектах Российской Федерации[3]. Центры инноваций социальной сферы созданы специально для поддержки социального предпринимательства. Их главными функциями являются:
-предоставление услуг и консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим начать осуществление социального предпринимательства по вопросам бизнес-планирования, оценки социальной эффективности проекта, разработки бизнес-модели и финансовой модели, получения государственной поддержки и многим другим;
-проведение семинаров, тренингов и других обучающих мероприятий;
-проведение акселерационных программ для социальных предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, заинтересованных в начале осуществления деятельности в сфере социального предпринимательства;
-услуги по разработке франшиз социальных предприятий;
-проведение форумов, конференций и круглых столов с участием региональных органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, поддерживающих социальные проекты;
-услуги и консультации по вопросам бизнес-планирования, оценки социальной эффективности проекта, разработки бизнес-модели и финансовой модели, содействия в привлечении профессиональных кадров и потенциальных инвесторов, получения государственной поддержки и др.;
-сбор, обобщение и распространение информации о социальных проектах.
Наиболее востребованы такие виды поддержки, как образовательные программы, в том числе основанные на примерах реализованных проектов и учитывающие особенности отраслевых проектов (например, в области дошкольного и дополнительного образования детей, оказания социальных услуг), консультационные услуги по вопросам бизнес-планирования, правового и бухгалтерского сопровождения деятельности социальных предприятий
Деловые общественные объединения также уделяют внимание развитию социального предпринимательства: участвуют в разработке проектов правовых актов, направленных на поддержку социального предпринимательства, обобщают лучшие практики и призывают своих членов включать поддержку социального предпринимательства в свои корпоративные социальные программы.
Ряд крупных отечественных компаний поддержку социального предпринимательства включили в число приоритетов своих благотворительных проектов и программ социальных инвестиций на территориях присутствия. Такое содействие, как правило, заключается в проведении информационно-просветительских мероприятий, организации обучения лиц, ведущих деятельность в социальной сфере, консультировании и менторстве (наставничестве), проведении инвестиционных сессий, предоставлении возвратного финансирования. Проекты по развитию социального предпринимательства реализуют такие крупные предприятия, как Объединённая металлургическая компания, СУЭК, Металлоинвест, РУСАЛ, Северсталь и другие[1].
К примеру, РуСАЛ, реализует программу развития моногородов, в которую встроены проекты поддержки социального предпринимательства. В Череповце компанией «Северсталь» совместно с местными органами власти в течение нескольких лет реализуется проект «Агентство городского развития», основной ориентир которого – поддержка малого бизнеса, а сопутствующий – поддержка социального предпринимательства. Аналогичная программа реализуется компанией «СУЭК» через корпоративный фонд «СУЭК – регионам». Отметим, что крупный бизнес вносит в это важное дело собственный вклад в рамках своего участия в развитии территорий и социальной активности[1].
Для информационно-маркетинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП создан Портал Бизнес-навигатора МСП (smbn.ru). На портале размещены бесплатные сервисы для бизнеса, которые доступны после простой регистрации. Так Бизнес-навигатор МСП автоматизируют составление бизнес плана для 100 видов городского розничного бизнеса и 40 видов производственного бизнеса в 183 городах России. Бизнес-план составляется на 5 лет с учётом многих данных: количество жителей, проживающих в выбранном районе; сведения о прямых и непрямых конкурентах в выбранном районе; данные маркетинговых исследований о потреблении товаров и услуг; опыт множества успешных предприятий и отраслевых экспертов. Бизнес-навигатор МСП разработан совместно с деловыми объединениями (РСПП, ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия, ТПП РФ), АНО «АСИ», банковскими ассоциациями и крупнейшими банками. В Бизнес-навигаторе МСП доступен каталог франшиз, в котором в том числе есть и франшизы в сфере социального предпринимательства. Перед включением в каталог все франшизы проходят проверку в Российской ассоциации франчайзинга[2].
Субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в социальной сфере, также могут получить кредиты по ставке 8,5 % – по программе субсидирования процентной ставки. В рамках этой программы к приоритетным отраслям относятся в том числе относящиеся к сфере социального предпринимательства образование, культура и здравоохранение. В рамках базовых продуктов АО «МСП Банк» «Оборотное кредитование» и «Инвестиционное кредитование» действует сниженная процентная ставка от 8 % годовых для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такая ставка действует, если по итогам прошлого года среднесписочная численность лиц с ограниченными возможностями здоровья среди работников составила не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %. Также в субъектах Российской Федерации действуют государственные микрофинансовые организации, которые предоставляют микрозаймы по льготным ставкам субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 5 млн. рублей на срок до 3 лет. Для социальных предприятий ставки по таким займам составляют 2,15-6,375. В микрофинансовых организациях можно получить несколько микрозаймов на различные цели. Подать заявку на получение микрозайма можно в центре «Мой бизнес» или в государственном микрофинансовом фонде. Бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии в том числе для субсидирования части затрат субъектов социального предпринимательства на территориях моногородов, а также – на создание коворкингов. Субсидирование расходов субъекта социального предпринимательства в размере до 1,5 млн. рублей может быть предоставлено при условии, что субъект малого и среднего предпринимательства софинансирует расходы в размере не менее 15% от суммы субсидии.
Коворкинг – офисное помещение, расположенное в центре «Мой бизнес», с оборудованными рабочими местами, которые предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях в краткосрочную аренду (до 12 месяцев). В приоритетном порядке в таких коворкингах должны размещаться субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляющие деятельность в сфере социального предпринимательства[2].
Также, возможен, и микролизинг для развития социального предпринимательства в области здравоохранения и социальных услуг и услуг педагогической направленности. Специальные условия получения финансирования для приобретения оборудования в лизинг по ставке 6 % годовых – для российского оборудования или 8 % – для иностранного оборудования, на срок от 13 до 60 месяцев на сумму от 1 до 5 млн рублей. Для получения такого микролизинга субъект малого и среднего предпринимательства должен соответствовать одновременно следующим условиям: ведёт деятельность в области здравоохранения (ОКВЭД-2: код 86), по уходу с обеспечением проживания (код 87), по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания (код 88) или деятельности учреждений клубного типа: домов культуры, домов народного творчества (код 90.04.3); ведёт деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для инвалидов и граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в целях преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности, создания равных возможностей участия в жизни общества по определённым направлениям деятельности[2].
Меры поддержки социального предпринимательства помимо Федерального закона №209-ФЗ могут устанавливаться также в иных нормативных правовых актах: федеральных, региональных или местных. Так, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены налоговые льготы для ряда социально-значимых видов деятельности в части налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость. Нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена для предприятий, которые осуществляют: образовательную или медицинскую деятельность; деятельность по предоставлению социальных услуг. Перечни конкретных видов деятельности утверждены постановлениями Правительства России от 10.11.2011 № 917 и от 26.06.2015 № 638. Использование нулевой ставки возможно при соблюдении условий, перечисленных в Налоговом кодексе РФ. Так, доходы от таких видов деятельности должны составлять не менее 90% доходов организации, в штате числиться не менее 15 работников и другие условия, указанные статьях 284.1 и 284.5. Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 149) освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость следующие виды товаров и услуг: протезно-ортопедические изделия и их составляющие, технические средства и материалы, используемые для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; услуги инвалидам и наркологическим больным; услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях; дополнительные образовательные услуги; услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании; услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению службы занятости; услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства[2].
Итак, Россия сегодня имеет реальную возможность стать таким государством, в котором социальное предпринимательство выступит одним из основных факторов развития предпринимательства в целом. Развитие социального предпринимательства требует создания условий, способствующих развитию предпринимательства в социальной сфере, что позволит внедрить новые производственные технологии, создать новые рабочие места. В целом, на данный момент, реализуются следующие направления поддержки социального предпринимательства: инфраструктура поддержки; консультационная и методическая поддержка; финансовая поддержка, в т.ч. субсидии; информационная поддержка; имущественная поддержка; ярмарки, конгрессы, выставки и т.п.; обучение и образование, оценка квалификации; иные виды поддержки.
Библиографический список:
1.Джамалудинова М.Ю., Борисова Ю.А. Государственная поддержка развития социального предпринимательства в России. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-razvitiya-sotsialnogo-predprinimatelstva-v-rossii-1?ysclid=ll7uqyg6v4132372581
2.Развитие социального предпринимательства. Электронный ресурс].URL: https://rspp.ru/upload/iblock/c0d/Развитие%20социального%20предпринимательства.pdf?ysclid=ll7v0dhf77729701205
3.Социальное предпринимательство в России.[Электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_предпринимательство_в_России
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[Электронный ресурс].URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=ll7tvn9xrf184798815
5.Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 N 245-ФЗ (последняя редакция). .[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/https://gtn-pravda.ru/2021/12/11/100-millionov--na-podderzhku-sotsialnim-predprinimateljam.html.
#государство #поддержка #предпринимательство