Сегодня в рубрике Советское кино по выходным хочу обсудить с вами осенний фильм. Он лиричный, светлый, наполненный мелодикой школьного детства, но в то же время глубокий и неоднозначный. И неочевидно грустный. Осенний фильм, в котором события нанизываются на мотив чудной песни. А рефреном звучит укоризненный вздох взрослых: «Ох уж эта Настя!»
Здравствуйте!
Ну, песню-то вы точно знаете. Многие и фильм помнят только как приложение к чистым строчкам Юрия Энтина и волшебной музыке Евгения Крылатова:
Осенью, в дождливый серый день,
Проскакал по городу олень.
Он летел над гулкой мостовой,
Рыжим лесом пущенной стрелой...
И за этой песней с её родниковой свежестью не замечается, что реальность главных героев на самом деле осенняя: серая, тусклая и дождливая.
Десятилетняя Настя Рябинина изо всех сил пытается расцветить скучную реальность волшебными фантазиями: рассказывает про добрый остров Эолис в синем океане, дружит с чёрной пантерой и метко стреляет из лука по завистливым недругам.
Лук у Насти воображаемый, а недруги реальные.
Да, у третьеклассниц бывают враги, да её какие! Непобедимые
Да и у вас они наверняка были. Вот сидишь ты на скучном уроке, тихонько играешь с соседкой по парте в безобидный «Морской бой», и вдруг вас накрывает строгий учительский взгляд. И вот эта соседка тут же встаёт и честным пионерским голосом вас сдаёт.
Да ещё как сдаёт – талантливо, с фантазией и последствиями. Последствия по тем временам серьёзные: всех принимают в пионеры, а вас – нет.
Да, Настю в пионеры не приняли. А прегрешения у неё незначительные. Когда все писали в сочинениях о высоких стремленьях, она честно призналась: «Хочу, чтобы в классе были качели».
Маленькая Настя – духовная родственница другого кино-школьника. Того, что в фильме «Доживём до понедельника» нашёл в себе смелость честно сказать: «Счастье – это когда тебя понимают».
Это, конечно, очень мило: когда девочка мечтает летать на вертолёте, дружить с пантерой и встретить на городских улицах благородного оленя. Но, глядя на богатый внутренний мир Насти взрослым взглядом, понимаешь: дети заводят себе воображаемых друзей, когда в реальном мире их никто не понимает.
Когда они несчастливы.
Хотя вроде для счастья всё есть. На экране – благополучные семидесятые. Все сыты, одеты, обуты, живут в благоустроенных квартирах и ходят по московским улицам, ещё не обезображенным новой застройкой, бешеным количеством машин и приезжих. Когда можно записаться в любую секцию и не думать, смогут ли родители её оплатить. Когда можно безбоязненно сесть на мотоцикл к малознакомому парню – и он довезёт школьницу до дома.
Но в этом благополучном мире почему-то совсем нет мужчин
Настя живёт с мамой и старшей сестрой, паренька Сашу вырастили мама с бабушкой, а третьеклассник в сочинении пишет о своей мечте: чтоб папа вернулся.
Именно поэтому паренёк, влюблённый в самолёты, знающий историю авиации и технические характеристики современных машин, восхищённый их мощью и красотой, вынужден быть не лётчиком и не авиаконструктором, а бензозаправщиком.
Девушка с внешностью и манерами французской кинозвезды не учит в университете французский язык, а становится за прилавок.
А на третьеклашку сваливаются все домашние заботы.
Пока мама в долгих командировках строит в пустыне город мечты Эолис.
А чего беспокоиться? Младшую дочь вставят в рамки школьные учителя и пионерская организация, за старшей приглядят трудовой коллектив и комсомол.
Никто не задумывался, что это ненормально
Сейчас осознали, как сложно было старшим сёстрам и братьям, на которых сваливали ответственность за воспитание младших. А у младших были свои сложности.
Я знаю, о чём говорю
Хотя фильм «Ох уж эта Настя!» вышел на экраны, когда меня ещё не было на свете, фантазии героини мне очень близки.
Мне тоже говорили
Убери книжку и ешь! За едой читать нельзя!
А ещё:
Это что за беспорядок! Девочка называется!!!
Я тоже выдумывала сказочные миры. Хотя в сочинениях писала то, что положено. И в пионеры меня приняли в первой же партии – за большие заслуги.
У меня тоже есть старшая сестра. И в моём детстве она была такой же, как у героини фильма: красивой и строгой. И сурово обходилась с поклонниками. (Поклонников это не останавливало)
И тоже старалась вставить меня в рамки.
Хотя у меня и всех моих одноклассников был полный комплект родителей. Но они как-то не вмешивались в нашу жизнь. Пока учитель не сигнализирует – занимались своими делами.
Мы же были самостоятельными
Но почему-то изо всех сил фантазировали и верили в чудеса.
Хорошо, когда это богатое воображение можно превратить в творческую энергию. Как у Насти – в композицию по художественной гимнастике.
Гимнастика, конечно, сейчас совсем не та. Нынешним десятилетним гимнасткам никто не позволит фантазировать на занятиях – они демонстрируют чудеса спортивной подготовки и бьют рекорды. Сидят на жёстких диетах и бросают учёбу. Творчество и самовыражение уходит, остаётся один атлетизм и борьба за медали.
А что ещё делать девочкам, когда на мужчин нет надежды?
При этом – что удивительно – в фильме, где нет взрослых мужчин, есть прекрасные мальчики и юноши.
Скромный Саша с внешностью Иванушки-дypaчка оказывается интересным человеком, которого дети будут слушать гораздо охотнее, чем профессионального педагога.
А искренний Эдик Сыроегин – настоящий рыцарь, способный сотворить для прекрасной дамы подлинное чудо.
Куда деваются эти прекрасные молодые люди, когда вырастают?
Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след...
Только знаю, он ко мне придёт,
Если веришь – сказка оживёт!
Чудеса, конечно, бывают в обычной жизни. Особенно если кто-то помогает чуду свершиться. Но на это способны лишь по-настоящему взрослые люди.
А так хочется, чтоб жизнь была прекрасной и сказочной просто потому, что мы этого достойны!
Со мной лесной олень,
По моему хотенью,
И мчит меня олень
В свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живёт и небыль,
Он мчит меня туда, лесной олень.
Подпеваете? Значит, вы понимаете, о чём я говорю.