Михаила Шуфутинского я увидел в передаче «Горячая десятка». Может быть, кто-то помнит такую передачу? Её вёл нарисованный персонаж по имени Боря Выкрутасов, и для 90-х годов это было каким-то чудом. Если ничего не путаю, то там крутили клип на песню о не наточённых ножах. Точно помню песню об утках, которую пел этот же певец. Её почему-то любил будущий муж моей тётки и на их свадьбе песню ставили раз десять, наверное. На дворе стоял то ли 1994 год, то ли 1995. Но вот чего я вообще не помню так это песни «3 сентября». Её в то время если и знали, то видимо преданные поклонники творчества артиста. Я в их число не входил, но и по радио или телевидению песню тоже не крутили.
Что крутили? Вроде бы был ещё клип на песню «Пальма де Майорка» и точно помню композицию «Душа болит». Написал и поразился. Откуда я знаю столько песен человека, чьё творчество никогда целенаправленно не слушал? Все-таки телевидение в 90-е годы было невероятно влиятельным инструментом. И даже избегая чьего-то творчества, всё равно человек невольно слышал популярные песни. Я тут сталкивался с мнением о том, что благодаря тому, что крутило «Наше радио» у нас выросло поколение, не разбирающееся в музыке. Но в 90-е годы вообще крутили Шуфутинского и ничего, разобрались. Так что аргумент сомнительный. Однако я ушёл в сторону.
Так вот песня про третье сентября хоть и была спета впервые в 1993 году, но её час настал спустя почти 20 лет. Кстати кто-то знает кто автор знаменитых слов? Игорь Николаев. Тот самый Николаев, который написал кучу хитов и Наташе Королевой, и самому себе. Музыка же там Игоря Крутого. Но никто из них точно не мог представить, что в итоге песня станет не хитом, а частью фольклора в интернете. Да и какой интернет в 1993 году? Кроме радио и телевидения тогда никто ничего не знал.
Естественно не ожидал и сам исполнитель, что песня из 90-х годов вдруг выплывет в социальных сетях спустя много лет. Началось всё в 2011 году с картинок, где репера Рика Росса снабдили цитатой из песни. Ну а к 2013 году шутка о третьем сентября стала уже полноценным интернетом-мемом. Собственно с тех пор ежегодно перед нужной датой начинают появляться соответствующие картинки. Ну и, конечно же, народ активно вставляет повсюду клип. Таким образом, песня, которая не смогла стать хитом 30 лет назад обрела второю жизнь.
Подлили ей популярности и ребята из «Камеди клаба». Там тоже не дремлют и смотрят, чего происходит в социальных сетях. Впрочем, тут было взаимовыгодное сотрудничество. Ребята разыграли сценку, а исполнитель лишний раз мелькнул в телевизоре и интернете. Маркетинг 21 века. Сам же маэстро относится к популярности этой песни спокойно. В конце концов, карьера-то у человека состоялась, когда многие из шутников в интернете даже не родились. Но в любом случае история примечательная.
И на этом примере видно, что логических объяснений как работает популярность в интернете, нет. Можно до головокружения пытаться продвинуть какой-то продукт здесь, но он так и останется известным узкому кругу людей, а можно вообще ничего не делать и внезапно песня из 1993 года станет жить своей отдельной жизнью.
Фольклор в интернете явление интересное и нам ещё только предстоит его осознать. Но несомненно, что сейчас слова о календаре, который переворачивают и кострах рябин знают даже подростки. Хотя где они и где музыка Шуфутинского. Тем не менее, случилось нечто неожиданное и никем не просчитываемое. Конечно же, и раньше рецепт популярной песни не был никому известен. Но теперь добавилась какая-то необъяснимая и неконтролируемая вообще никем история с шутками, которые могут сделать хит из давно забытой песни.
Сам же исполнитель, конечно, пользуется и сейчас спросом и под конкретную дату даёт концерты. Ну а с чего бы не давать, если есть спрос? Интересно мне в этой истории только одно. Популярность в сети не значит популярность в реальности. И вот кто-нибудь из молодых людей ежегодно выкладывающих картинки посещал ли выступления Шуфутинского? Почему-то есть подозрение, что нет. Его аудитория взрослые люди, которые ходят ощутить приступ ностальгии. Ну, мне так кажется. А с другой стороны молодежь любит у нас не только виртуальный мир. Так что можно допустить, что кто-то, да и сходил на его концерты.
Что интересно мэтр даже в свои годы продолжает кататься с гастролями по стране. С удивлением выявил в его концертном графике Сургут, Пермь, Челябинск. То есть человек не сидит, сложа руки. И раз там проходят концерты, значит, он востребован. Ну а песню я слушать, конечно же, не буду. Как бы не была забавна эта история, но музыку он играет не мою.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.