Найти в Дзене
Сказка и Миф

Сказки о зависти и доброжелательстве.

Ингрид Ридель. ЗЕРКАЛЬЦЕ, ЗЕРКАЛЬЦЕ НА СТЕНЕ…

«Зеркальце, зеркальце на стене, кто самая красивая во всей стране?» – с мольбой взывает королева к зеркалу, и этот вопрос хорошо знаком всем, кто в детстве слушал сказки.

Возможно, благодаря королеве, сидящей перед зеркалом, мы впервые задумались над тем, что такое зависть. Завидовать означает не желать добра другим: королева не в состоянии жить, зная, что красива не только она, но и другие. И, может быть, они еще красивее.

Эта постоянно повторяющаяся формула из сказки о Белоснежке может стать лейтмотивом пяти сказок, в которых тема зависти особенно ярко противопоставлена теме доброжелательства. Очевидно, что эти сильные эмоции и соответствующее им поведение известны с тех пор, как человечество себя помнит; уже в те времена, когда возникали сказки, эти важные темы волновали людей. В сказках встречаются и серьезные размышления о возможных причинах таких эмоций, что заставляет и нас взглянуть на себя в зеркало.

Что же мы видим? В зеркале я вижу себя снаружи как целостный образ, в то время как обычно я знаю себя изнутри, во всяком случае, что касается лица, знаю как ту, кому принадлежит это лицо, кто живет в этом лице.

Весь мир, включая любую часть моего тела, я вижу своими глазами, однако свои глаза я не вижу. Собственные глаза, как и лицо, я вижу лишь в зеркале. Только с помощью зеркала я осознаю свое лицо, то, как я выгляжу, выражение лица и даже свою идентичность.

Примерно в двухлетнем возрасте каждый человек узнает себя в зеркале и начинает говорить «я». Лишь благодаря зеркалу мы узнаем о том, чтó главное в нас самих, в чем наша идентичность. Только теперь может начаться сравнение с кем-то другим – у меня карие глаза, а у тебя голубые – сначала это просто отличие, которое ясно показывает, что я другой, что эти нос и лоб только мои, а твои нос и лоб другие. Ты смеешься иначе, чем я, у тебя при смехе, быть может, ямочки на щеках. Поначалу все это не подлежит оценке. Мне нравится твое лицо, и мое лицо мне нравится, и это во многом зависит от того, достаточно ли рано и глубоко я осознал, что и другим, важным для меня людям нравится мое лицо. И что они мне улыбаются, и я, в свою очередь, если улыбаюсь, могу наколдовать отражение радости на их лицах при виде меня.

Однако становится грустно, когда стоя перед зеркалом, я нахожу, что другие гораздо красивее меня. То, что зеркало в сказке говорит старой королеве, по сути, она говорит сама себе. Когда она слышит от зеркала «Госпожа королева, Вы здесь прекрасней всех, но Белоснежка в тысячу раз прекрасней Вас», в ней вспыхивает зависть, поскольку ей кажется, что она ни за что не сможет выcтоять перед красотой другой женщины. И эта мысль, или даже внезапное озарение, вызывает у нее необъяснимый страх. Страх перед чем?

Возможно, перед обесцениванием себя, которое может проявиться при сравнении с другой? Так реагирует королева, так реагирует зависть. Обесценивание себя при сравнении с другими – это корень зависти и ревности. Самовозвышение, с другой стороны, может привести к самовлюбленности как у Нарцисса, который так влюбляется в свое отражение в воде, что уже не способен на любовь к кому-то другому.

И то и другое – как обесценивание себя, так и самовозвышение – это формы дисбаланса при сравнении себя с другими, это формы нездорового нарциссизма; в обоих случаях пропорция между любовью к себе и оценкой себя другими будет неверной. И то, и другое проистекает из недостатка истинного самоуважения.

Заказать книгу - на сайте издательства "Сказка и Миф".
Заказать книгу - на сайте издательства "Сказка и Миф".

Трезвый же взгляд на свое отражение может стать основой для самодостаточности, привести к осознанию нашего уникального своеобразия и его красоты, к пониманию того, что это своеобразие достойно любви. И когда мы видим отражение этого своеобразия, достойного любви, – мы ведь говорим об «отражении» в переносном смысле – то это большая удача и надежная защита от самообесценивания. Так, например, Рваный Чепчик из норвежской сказки позитивно отражается в образе своей красивой сестры. И наоборот, если наше отражение обесценивается, – как «Двуглазка» в глазах ее матери и сестер, – тогда требуется проникновение в собственные корни, подобные корням чудесного дерева, которое вырастает для Двуглазки и только ей приносит плоды в конце сказки.

Взгляд в зеркало позволяет прийти к глубокой саморефлексии, – рефлексия всегда связана, образно говоря, с отражением – и тогда становятся доступными самопознание в самом широком смысле, способность быть собой и аутентичность, которая, в свою очередь, есть сильнейшее противоядие от зависти и ревности. При сравнении с другими самодостаточность, если она есть, предохраняет от любого самообесценивания. Впечатляющий тому пример – неугомонный Рваный Чепчик в одноименной сказке, с ее безоглядной любовью к изумительно красивой сестре. В то же время дочь короля в другой сказке опускается до «гусятницы», когда из-за зависти камеристки сталкивается с негативным отражением и пренебрежительным отношением. Также и в сказке «Два брата» один из братьев ближе к концу становится камнем: под взглядом ведьмы он чувствует себя обесцененным.

Таким образом, при взгляде в зеркало речь идет о познании не только собственного лица, но и собственной сути. Зеркало может нам показать, где мы сейчас находимся в нашем личностном развитии, и дает нам возможность заглянуть в прошлое и будущее. Так, зеркалу завистливой королевы всегда известно, где находится Белоснежка. Глубокая саморефлексия тоже знает это, она абсолютно ясно видит как наше собственное состояние, так и состояние того, кому завидуем. А саморефлексия и самопознание считаются ключом к мудрости.

С другой стороны, зеркальные нейроны образуют, как показали недавние исследования мозга, основу нашего сочувствия друг другу. Благодаря этим нейронам, которые отражают нам боль другого, мы вздрагиваем, если этот другой себя поранит. Это значит, что зеркальные нейроны являются базисом для нашего сопереживания другим и тем самым для доброжелательства; испытывая его, мы желаем другим того же здоровья и благополучия, что и себе. Теперь мы можем сказать, что зависть проистекает из опыта неполноценности, из-за недостатка самоуважения и ощущения собственной успешности, а доброжелательство, напротив, – из чувства достаточности: быть достаточным и достаточно иметь, быть достаточным для самого себя, нравиться самому себе с тем лицом, которое у тебя есть, и успешностью, которая тебе дана.

По сути, в ответе зеркала «Госпожа королева, Вы самая красивая здесь» красота королевы вовсе не оспаривается, а наоборот, подтверждается. Она бы могла этим удовлетвориться. Она должна была бы понять, что речь идет лишь о сопоставлении, которое позволяет некой другой быть там, у себя, такой же прекрасной, а возможно, и еще прекрасней. Здесь же эта королева, бесспорно, самая красивая.

В последующих размышлениях о доброжелательстве и зависти на примере пяти сказок, в которых есть и то и другое, речь будет идти не об особой или исчерпывающей психологической интерпретации, которая уже имеется в избытке, а о специфическом освещении ситуаций доброжелательства и зависти так, как они изображены в этих сказках. Сказки с данной тематикой были представлены и обсуждались на семинаре ежегодного заседания Международного общества глубинной психологии в 2011 году в Линдау. Я искренне благодарна многочисленным участникам за вдохновляющие встречи и дискуссии по поводу сказочных образов и идей.

Ингрид Ридель.

Заказать книгу Ингрид Ридель "Зеркальце, зеркальце на стене" можно на сайте издательства "Сказка и Миф". По РФ и миру! Вперед, за книжками!

Поддержите канал уникального издательства "Сказка и Миф" подпиской на наш канал.

#психология

#наука

#искусство