Советскому кинематографу удалось вместить в себя самые разные жанры и сделать это уникальным образом. Это, вероятно, странно слышать, но в СССР триллеры собственного производства были уже в 40е годы. Многие из них всё же так или иначе были, даже если косвенно, но посвящены военной тематике. Это и неудивительно, ведь такое историческое и человеческое потрясение как война не могло пройти мимо талантливых советских режиссёров.
Однако в советском кинематографе 40-60х годов оставили свой след и абсолютно исключительные триллеры, герои которых оказываются закрытыми в совершенно непредсказуемых событиях и в собственных жизнях.
«Подвиг разведчика» 1947
«Подвиг разведчика» - ранний пример советского триллера. Здесь всё подчинено законам военного времени: и непосредственные рамки сюжета, и место героев в нём и судьбы, с которыми работает автор картины. Эта картина 1947 года представляет собой историю о советском разведчике Алексее Федотове, который под именем Генрих Эккерт отправляется в оккупированную фашистскими силами Винницу. Перед ним ответственная задача – найти переписку генерала Кюна со ставкой Гитлера, которая держится в строжайшем секрете. Однако его план почти сорван: радист, который должен был помочь Алексею, оказывается пойман. У разведчика нет связи, и в этот момент он узнаёт, что провокаторы уже развернули свою деятельность в подполье.
Кажется, теперь перед Алексеем стоит больше задач, чем предполагалось изначально. Об уникальности и достоверности этой картины говорит и история её создания. Прототипом главного героя считается реальный советский разведчик Николай Кузнецов, известный талантом разведчика. Именно его действия и легли в основу создания персонажа Алексея Федотова. Кстати, картина «Подвиг разведчика» получила Сталинскую премию второй степени, что только подтверждает её захватывающий характер как для образованного, так и массового зрителя.
«Над Тиссой» 1958
Послевоенное время. Молодой старшина Иван Белограй спешит на встречу к Терезии, девушке из Закарпатья. Молодые люди познакомились по переписке и ещё никогда не видели друг друга. Это могло бы быть началом прекрасной историей преодоления расстояния ради долгожданной встречи, если бы в ход не вмешалось предательство. Попутчик Ивана узнал о его истории и намерениях. Позавидовав и не выдержав предчувствия счастья другого человека, он убивает Ивана и забирает его документы.
Попутчик предстаёт перед Терезией, представляясь Иваном. А ведь совсем скоро границу переходит вражеский десант, цель которого – взорвать мост, расположенный рядом с селом, где живёт девушка. Фильм «Над Тиссой» стал лидером советского кинопроката 1958 года и вошёл в число самых кассовых фильмов Советского Союза. Это вполне закономерно: точное следование одноимённой повести Александра Авдеенко и блестящее видение произведения режиссёрам позволило произвести новое сочетание известного произведения и яркой игры актёров.
«713-й просит посадку» 1962
Настоящий фильм-катастрофа. Герои картины оказываются подвержены страшному обстоятельству – падению самолёта. В этот момент каждый из них замкнут не только в сложнейшей жизненной ситуации, где любая секунда может буквально решить исход, но и в самом себе: в своих страхах и несбывшихся устремлениях.
К этой и без того непростой сюжетной линии добавляется и тот факт, что самолёт разделён на две части: в одном салоне должны лететь советские граждане, а в другом – самые разные люди: и миссионер, и морской пехотинец, и адвокат, и известная киноактриса, и даже агент-спецслужбы, преследующий врача-антифашиста, который, к слову, тоже оказался именно в этом самолёте. Однако первый салон оказывается пуст, советская делегация опоздала на рейс, а ведь именно она, по всей видимости, и была объектом теракта. Возможно ли спасти экипаж самолёта и что же предстоит узнать героям о себе, оказавшись один на один со своими же мыслями?
«Исход» 1968
Эта кинокартина также наиболее точно отражает типичные черты советского триллера периода 40-60х годов. В центре сюжета здесь снова война: однако в этот раз не Великая Отечественная, а Гражданская, а точнее – последние её дни. Перед зрителем – история взаимоотношений советских бойцов за справедливость и членов Азиатской конной дивизии. Именно они, преодолев натиск китайцев, поставили перед собой новую цель – нанести сокрушительный удар по Советской России.
Несмотря на напряжённые отношения сторон и факт ведения боевых действий, между монгольским пастухом и советским разведчиком завязывается дружба. Оба обладают уникальной судьбой и тайнами. Возможна ли дружба между очевидными врагами и к чему она сможет привести как непосредственных людей, так и страны, которые они представляют в этой битве?
«Наш корреспондент» 1958
История о сотруднице редакции обычной провинциальной советской газеты. Татьяна Никитина отправляется в Москву. Здесь она начинает работать в одной из центральных газет. Теперь её жизнь полна разного рода событий, и они неизбежно повлияют на течение всей её жизни. Татьяне предстоит путешествовать по всей стране, а в ходе этого рабочего маршрута она столкнётся с написанием шокирующих заметок, обретением друзей и врагов, находкой и потерей самых близких людей.
Это первая статья из цикла о советских триллерах, в скором времени выпущу еще несколько.
А пока вы можете обратить внимание на папку, где мы собираем советские ужасы и триллеры:
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Спасибо!