Найти тему
Сосмыслом

"Жанна Дюбарри": фильм и реальность

Вы ещё не сходили на костюмированную драму "Жанна Дюбарри"? Почему драму? Да потому что путь королевской фаворитки - это всегда жизнь, полная опасностей, интриг, ревности и горестей, а конец порой и вовсе трагичный.

Как в этом случае, рассказанном языком кино: последняя "официальная" фаворитка французского короля Людовика XV, прошедшая путь от самых низов, а именно куртизанки, поднялась не просто до покоев монарха (кто туда только не входил, но также быстро и выходил), но стала ему близким человеком, до самого его последнего вздоха. Но смерть короля стала и концом её "дворцовой" карьеры, да и вообще её жизнь покатилась под откос.

Портрет Людовика XV
Портрет Людовика XV

Семья короля Людовика XV отличалась пуританством и ханжеством, зёрна которого были посеяны ещё при его деде короле Людовике XIV, двор которого отличался небывалой даже для того времени распущенностью. Но последняя морганатическая супруга этого короля-Солнце де Ментенон отличалась большой религиозностью, сумев не только "перевоспитать" легкомысленного, но подуставшего от вечного праздника короля, но и превратить французский двор в монастырь.

Правда, его внук стремился к тем же удовольствиям, что и дед, но церковь была на страже. Поэтому королю пришлось оставить семью и двор в покое, ограничившись получением индивидуальных удовольствий. Время от времени от вступал на путь исправления, ради чего даже отказался от плотской связи со своей долговременной привязанностью и "официальной" фавориткой маркизой де Помпадур, переведя  на "должность" просто друга и советника.

Но даже по портрету короля видно, что это был очень чувственный мужчина, любитель полнокровной жизни. Хотя он и был вынужден заниматься государственными делами, но, кажется, не совсем соответствовал этому. Плохо разбираясь в политике, не мог подбирать и подходящих для этого людей.

Франция стремительно катилась в пропасть. А королевская семья тратила время на борьбу с фаворитками. К несчастью тех, обе "официальные" - Помпадур и следующая - Дюбарри, были простолюдинками. Но если Помпадур всё же воспитывалась и получила хорошее образование в состоятельной семье финансиста, то Жанна вышла из самых низов. Незаконнорожденная не понять кого, стала дамой полусвета, а затем высокопоставленным сводником ведённая в спальню короля.

Но узаконить при дворе куртизанку было непросто. Поэтому состоялась свадьба с графом дю Барри (именно так правильно пишется фамилия), получение дворянства и только затем публичное представление королю и двору.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На счастье Жанны к этому времени умер главный антагонист и противник короля - его собственный сын, королева окончательно отдалилась от мужа и двора, Помпадур давно умерла. "Поле боя" для Жанны было расчищено.

Чем могла зацепить гиперсексуального короля эта девушка "лёгкого поведения"? Таких мимо него прошёл легион, и "Олений парк", где король предавался любовным утехам с малолетними одалисками функционировал бесперебойно.

Жанну Дюбарри называли "ангел, сошедший с небес". Образ её был, если судить по портретам, нежен. Несмотря на характер "профессии", она оказалась неиспорченна, не вульгарна.

-3

Получив кое-какое образование в монастыре любила чтение, видимо, могла поддержать беседу. И ничего не требовала, не просила, не набивалась в любимицы, была естественна и жива в поведении, лёгкая по характеру.

В фильме мы видим совсем другую Жанну, совсем другой внешний образ. Высокая, худощавая брюнетка с крупным ртом, выступающими зубами совсем непохожа на нежный образ реальной Жанны. Кажется, только пресытившийся красавицами мужчина мог быть так очарован этой женщиной.

-4

Но несмотря на внешнее несходство актрисе удалось показать, что именно могло зацепить короля и удерживать Дюбарри возле себя шесть лет, вплоть до своей смерти. Естественность, сердечность и в тоже время такт в поведении, видимо, и позволил Жанне оставаться возле короля столько времени.

В фильме короля сыграл известный голливудский актёр Джонни Депп. Какого короля мы видим в его исполнении? Заложник этикета и официальных формальностей, вынужденный носить маску непроницаемости и королевского величия. И в тоже время практически не имеющий искренних друзей в своём окружении, вынужденный всех опасаться, страдающий от отсутствия поддержки и понимания в своей многочисленной семье. К концу своей жизни король уже нуждался не столько в удовлетворении своих физиологических потребностей, сколько в искреннем друге и товарище в тех забавах, которые ещё трогали его сердце, например, в самой королевской забаве - охоте.

Поэтому он дарует Жанне дворянство, находит аристократичного мужа, представляет двору, устраивает в Версале, призревая порой все правила приличия. Но Жанна Дюбарри не была равной по положению и могуществу маркизе де Помпадур даже отдалённо, она практически не вмешивалась в государственные дела. Просто сердечный друг, скрашивающий дни и ночи монарха. Даже ребёнка не смогла родить от стареющего короля. А наличие его могло бы упрочить её положение даже после смерти короля.

Поэтому и конец её был трагичен. После смерти короля с самозванной графиней никто не церемонился. Её не просто вышвырнули из Версаля, но даже арестовали, заточив в монастыре на "покаяние". Немного людей сочувствовали ей даже при жизни короля, а после его смерти и подавно. Но в фильме мелькает изредка персона Дофина, внука короля, будущего короля Людовика XVI. Здесь это довольно статичная фигура, кажется, появляющаяся только для того, чтобы показать красоту артиста. Но ещё и для того чтобы стать антагонистом бездушию и чёрствости двора и королевской семьи, проявляя сердечность к последней фаворитке своего деда. Именно он, "расправив крылья" как король, освободит Дюбарри от ареста, позволив проживать в поместье, подаренном ей королём.

В этом поместье она и проживала тихо и скромно, пока вихрь революции не выкинул на помойку истории не только её покровителя Людовика XVI, но и мощи её гонителей - членов королевской семьи. А затем и её саму, возведя на эшафот вместе с природными французскими аристократами. Перед гильотиной и народным гневом они стали все равны. Революционеры не простили ей те немногие годы, что она купалась в роскоши, забыв, откуда вышла.

Стоит ли смотреть этот фильм? Ну хотя бы ради красивой картинки стоит: роскошь версальских залов и костюмов делает этот фильм великолепным.

И под конец рассказа посмотрим на ещё один портрет реальной Жанны дю Барри в образе богини Флоры. Он воистину прекрасен. Хотя, кто знает, возможно оригиналу просто льстили.

-5

Понравился рассказ? Будем рады вашим комментариям.