Вы ещё не сходили на костюмированную драму "Жанна Дюбарри"? Почему драму? Да потому что путь королевской фаворитки - это всегда жизнь, полная опасностей, интриг, ревности и горестей, а конец порой и вовсе трагичный.
Как в этом случае, рассказанном языком кино: последняя "официальная" фаворитка французского короля Людовика XV, прошедшая путь от самых низов, а именно куртизанки, поднялась не просто до покоев монарха (кто туда только не входил, но также быстро и выходил), но стала ему близким человеком, до самого его последнего вздоха. Но смерть короля стала и концом её "дворцовой" карьеры, да и вообще её жизнь покатилась под откос.
Семья короля Людовика XV отличалась пуританством и ханжеством, зёрна которого были посеяны ещё при его деде короле Людовике XIV, двор которого отличался небывалой даже для того времени распущенностью. Но последняя морганатическая супруга этого короля-Солнце де Ментенон отличалась большой религиозностью, сумев не только "перевоспитать" легкомысленного, но подуставшего от вечного праздника короля, но и превратить французский двор в монастырь.
Правда, его внук стремился к тем же удовольствиям, что и дед, но церковь была на страже. Поэтому королю пришлось оставить семью и двор в покое, ограничившись получением индивидуальных удовольствий. Время от времени от вступал на путь исправления, ради чего даже отказался от плотской связи со своей долговременной привязанностью и "официальной" фавориткой маркизой де Помпадур, переведя на "должность" просто друга и советника.
Но даже по портрету короля видно, что это был очень чувственный мужчина, любитель полнокровной жизни. Хотя он и был вынужден заниматься государственными делами, но, кажется, не совсем соответствовал этому. Плохо разбираясь в политике, не мог подбирать и подходящих для этого людей.
Франция стремительно катилась в пропасть. А королевская семья тратила время на борьбу с фаворитками. К несчастью тех, обе "официальные" - Помпадур и следующая - Дюбарри, были простолюдинками. Но если Помпадур всё же воспитывалась и получила хорошее образование в состоятельной семье финансиста, то Жанна вышла из самых низов. Незаконнорожденная не понять кого, стала дамой полусвета, а затем высокопоставленным сводником ведённая в спальню короля.
Но узаконить при дворе куртизанку было непросто. Поэтому состоялась свадьба с графом дю Барри (именно так правильно пишется фамилия), получение дворянства и только затем публичное представление королю и двору.
На счастье Жанны к этому времени умер главный антагонист и противник короля - его собственный сын, королева окончательно отдалилась от мужа и двора, Помпадур давно умерла. "Поле боя" для Жанны было расчищено.
Чем могла зацепить гиперсексуального короля эта девушка "лёгкого поведения"? Таких мимо него прошёл легион, и "Олений парк", где король предавался любовным утехам с малолетними одалисками функционировал бесперебойно.
Жанну Дюбарри называли "ангел, сошедший с небес". Образ её был, если судить по портретам, нежен. Несмотря на характер "профессии", она оказалась неиспорченна, не вульгарна.
Получив кое-какое образование в монастыре любила чтение, видимо, могла поддержать беседу. И ничего не требовала, не просила, не набивалась в любимицы, была естественна и жива в поведении, лёгкая по характеру.
В фильме мы видим совсем другую Жанну, совсем другой внешний образ. Высокая, худощавая брюнетка с крупным ртом, выступающими зубами совсем непохожа на нежный образ реальной Жанны. Кажется, только пресытившийся красавицами мужчина мог быть так очарован этой женщиной.
Но несмотря на внешнее несходство актрисе удалось показать, что именно могло зацепить короля и удерживать Дюбарри возле себя шесть лет, вплоть до своей смерти. Естественность, сердечность и в тоже время такт в поведении, видимо, и позволил Жанне оставаться возле короля столько времени.
В фильме короля сыграл известный голливудский актёр Джонни Депп. Какого короля мы видим в его исполнении? Заложник этикета и официальных формальностей, вынужденный носить маску непроницаемости и королевского величия. И в тоже время практически не имеющий искренних друзей в своём окружении, вынужденный всех опасаться, страдающий от отсутствия поддержки и понимания в своей многочисленной семье. К концу своей жизни король уже нуждался не столько в удовлетворении своих физиологических потребностей, сколько в искреннем друге и товарище в тех забавах, которые ещё трогали его сердце, например, в самой королевской забаве - охоте.
Поэтому он дарует Жанне дворянство, находит аристократичного мужа, представляет двору, устраивает в Версале, призревая порой все правила приличия. Но Жанна Дюбарри не была равной по положению и могуществу маркизе де Помпадур даже отдалённо, она практически не вмешивалась в государственные дела. Просто сердечный друг, скрашивающий дни и ночи монарха. Даже ребёнка не смогла родить от стареющего короля. А наличие его могло бы упрочить её положение даже после смерти короля.
Поэтому и конец её был трагичен. После смерти короля с самозванной графиней никто не церемонился. Её не просто вышвырнули из Версаля, но даже арестовали, заточив в монастыре на "покаяние". Немного людей сочувствовали ей даже при жизни короля, а после его смерти и подавно. Но в фильме мелькает изредка персона Дофина, внука короля, будущего короля Людовика XVI. Здесь это довольно статичная фигура, кажется, появляющаяся только для того, чтобы показать красоту артиста. Но ещё и для того чтобы стать антагонистом бездушию и чёрствости двора и королевской семьи, проявляя сердечность к последней фаворитке своего деда. Именно он, "расправив крылья" как король, освободит Дюбарри от ареста, позволив проживать в поместье, подаренном ей королём.
В этом поместье она и проживала тихо и скромно, пока вихрь революции не выкинул на помойку истории не только её покровителя Людовика XVI, но и мощи её гонителей - членов королевской семьи. А затем и её саму, возведя на эшафот вместе с природными французскими аристократами. Перед гильотиной и народным гневом они стали все равны. Революционеры не простили ей те немногие годы, что она купалась в роскоши, забыв, откуда вышла.
Стоит ли смотреть этот фильм? Ну хотя бы ради красивой картинки стоит: роскошь версальских залов и костюмов делает этот фильм великолепным.
И под конец рассказа посмотрим на ещё один портрет реальной Жанны дю Барри в образе богини Флоры. Он воистину прекрасен. Хотя, кто знает, возможно оригиналу просто льстили.
Понравился рассказ? Будем рады вашим комментариям.