Найти тему
Будни обывателя

КАМЧАТСКОМУ СУДОСТРОЕНИЮ БЫТЬ?

Встреча БАТМА "Хотин" с минтаевой путины.
Встреча БАТМА "Хотин" с минтаевой путины.

Совершенно недавно губернатор Камчатского края Владимир Солодов объявил во всеуслышание, что пришла пора нашему славному полуострову обратить внимание на такую отрасль народного хозяйства как судостроение и судоремонт. Флот поизносился… новых судов никто не покупает и не строит, и сама рыбацкая отрасль полуострова вроде как находится в забвении и стагнации, не то, что в далекие социалистические времена, когда каждый третий работник на Камчатке был или рыбаком или работал в сопутствующих структурах.

Конечно, подобное положение случилось не вдруг и не сейчас – все последние пост социалистические годы рыбная отрасль Камчатки уверено разваливалась и катилась под горку со страшным скрипом и грохотом. И нынче у нас на полуострове осталось три относительно крупных рыболовных предприятия, у которых насчитывается не более пятидесяти судов (втрое меньше, чем было в социалистические времена).

Оркестр играет для рыбаков.
Оркестр играет для рыбаков.

Однако, что касается судостроения и судоремонта… то как-то в этом плане все не очень складывалось. Построить на петропавловских верфях удавалось только катера типа КЖ и МРС-80 (в корпусе КЖ)… Все!

С ремонтом было попроще: в Петропавловске работали где-то пять-шесть полноценных судоремонтных заводов и еще были ремонтные мастерские в каждой базе флота… и еще военные заводы (на них делали самый качественный ремонт). Однако с приходом рынка как-то удивительно выяснилось, что в связи с непомерной стоимостью камчатской электроэнергии, стоимость ремонта на полуострове оказалась в 2-3 раза выше, чем в Приморье или Китае (в социалистические времена никто на это не обращал внимания, как обком сказал – так и будет)… Естественно камчатские суда дружненько пошли ремонтироваться или на российский юг (Приморье, Хабаровск, Сахалин) или к нашим лунолицым соседям. Таким образом, хилому камчатскому судостроению и судоремонту пришел неминуемый кирдык, который мы вынуждены наблюдать в настоящее время.

Потому и ждала Камчатка с радостным нетерпением прихода в промышленность природного газа. Все надеялись на удешевление неподъемного камчатского киловатта… Но с газом случился крутой облом, и ожидаемого всеми экономического рывка камчатской промышленности, увы, не получилось.

Нынче все судоремонтные заводы на Камчатке прекратили свое существование (теплится кое-какая жизнь только на СРЗ колхоза имени Ленина). И где собирается строить наш губернатор суда совершенно непонятно. Впрочем, это может быть просто декларативный лозунг типа: «Догоним и перегоним Америку! Кукуруза – королева полей!» и прочая. И киловатт то дешевый так и не пришел на полуостров с природным газом.

Другое дело российское МРХ, у него и деньги есть и влияние на власти, на политику, на народные массы. Вот они и затеяли монументальное строительство судов на Северной верви. Там нынче готовится к сдаче траулер-процессор «Капитан Соколов» в процессе строительства стоят еще четыре ярусолова и два траулера. Эти суда будут рыбачить в холодных северных морях. Ну и на Дальнем востоке… наверное.

Я, конечно, не знаю, как обстоят дела с океанской рыбой на Севере, но у нас в дальневосточных морях в настоящее время очень – очень нужно постараться, чтобы загрузить сырцом судно, суточная мощность которого 150 тон.

Основная путина на Дальнем востоке ОМЭ (Охотоморская минтаевая экспедиция). В этом году 70 судам предлагалось выловить 750-800 тысяч тонн рыбы, то есть примерно по 10 000 тонн на судно…

Есть еще промысловые рыбы в нашем регионе – это сардина иваси, скумбрия и сайра. Их объем для вылова примерно такой же, как и по минтаю. В общем, получается, что траулеры-процессоры вполне эффективно могут работать круглый год на добыче и переработке, а еще и трудиться на приемке сырца лосося. Это так планируется. Но как-то со скумбрией и сайрой получается не очень… Основной путиной все-таки считается минтаевая.

Новый процессор Капитан Соколов".
Новый процессор Капитан Соколов".

В шестидесятые годы прошлого века один БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) окупал себя за полтора-два года рыбалки. Потому в те времена и полезли как грибы после дождя конторы по добыче рыбы. Сейчас такое получится вряд ли, и новому судну придется долгие годы пахать морские просторы, чтобы рассчитаться с кредитами. Вот только Камчатка, скорее всего, на этом рыбном пире будет стоять в стороне.

Иван ТРОФИМОВ.

Фото из архива автора.