2 сентября 1935 года американский джазовый композитор Джордж Гершвин завершил работу над оперой "Порги и Бесс", которая стала культовым произведением в истории музыки ХХ века, а американской музыки – уж точно!
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941
В 1920-х годах Гершвин прочитал роман "Порги", который сочинил Дюбоз Хейуорд. Действие его происходит в афроамериканском сообществе Чарльстона - старейшего города штата Южная Каролина. Сам Хейуорд происходил из высшего общества Чарльстона, но его семья плантаторов обеднела из-за Гражданской войны в США. Роман "Порги"был основан на его наблюдениях за жизнью негритянских рабочих в районе судостроительной верфи.
Гершвина очень впечатлила эта история, и он предложил Хейворду сочинить по мотивам романа оперу. Писатель согласился, и они начали работать над либретто, адаптируя текст романа под сценическую версию. Хейуорд разработал либретто - сюжет, персонажи, сцены, написал тексты и диалоги. Ему помогал и старший брат Джорджа - Айра Гершвин. А Джордж Гершвин сочинял музыку.
Он хотел создать оперу, которая сочетала бы в себе классическую музыку и джаз, а также отражала афроамериканские музыкальные традиции. Главная идея была в том, чтобы передать суть жизни афроамериканцев, их культуры посредством музыки и в то же время затронуть социальные проблемы того времени.
В процессе создания оперы Гершвин погрузился в яркую джазовую жизнь Гарлема. Он ходил на шоу, слушал ритмы и мелодии, которые и сформировали в итоге уникальное звучание оперы. Он также провёл некоторое время в Чарльстоне, чтобы глубже проникнуться атмосферой и понять культуру, которую он стремился изобразить. Это помогло ему сделать музыку оригинальной и насытить её аутентичными мотивами. Гершвин черпал вдохновение из джаза, блюза и спиричуэлсов, а также в традициях классической и оперной музыки.
"Порги и Бесс" стала любимым детищем Гершвина - он вложил всю душу в этот проект. И на свет появился шедевр - новаторская опера, которая затрагивала темы любви, бедности, расового неравенства и стойкости перед лицом различных невзгод. Композиторский гений Гершвина ярко проявился в сочетании самых разных музыкальных стилей.
Наконец, 2 сентября 1935 года, после многих лет самоотверженного труда, состоялась премьера на Бродвее.
Поначалу опера получила неоднозначные отзывы - не все сразу поняли и оценили новаторский характер творчества Гершвина. Но со временем, как это часто бывает, опера "Порги и Бесс" из непонятного и слишком необычного произведения превратилась в классику. Сейчас "Порги и Бесс" считается одним из самых значимых произведений американской музыки.
Вы могли не слышать всю оперу целиком, но абсолютно все знают песню Summertime, или Колыбельную Клары - она стала жемчужиной оперы. И одним из самых известных и часто исполняемых джазовых стандартов. Это колыбельная, которую поёт Клара в первом акте оперы. Стихи передают томную и мечтательную атмосферу жаркой летней ночи на юге США. Простая, но очень эмоциональная мелодия песни захватывает своей красотой и необычными обертонами: в ней сошлись элементы джаза, блюза и классической музыки. Тоска, ностальгия, горько-сладкий привкус - эта песня стала настоящим музыкальным шедевром.
Кто только не исполнял Summertime! Элла Фицджеральд и Луи Армстронг сделали эту песню культовым произведением джаза.
Билли Холлидей подчеркнула блюзовые нотки.
Нина Симон добавила эмоций и оттенок госпела.
А икона рока Дженис Джоплин с её фирменной хрипотцой и мощью открыла в песне совсем новые грани.
А всё потому, что в Summertime ярче всего проявился гений Гершвина - его способность мягко совмещать разные музыкальные стили и эмоции. И нет, наверное, в природе человека, которого не зацепила бы песня Summertime - одна из величайших композиций в истории не только американской, но и мировой музыки. И каждый исполнитель и слушатель находит в ней что-то своё.
Благодарю за внимание!
Если будет время и желание, загляните:
YouTube RuTube Nuum Telegram Boosty
И слушайте подкаст «Истории о песнях»!
Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941