Историческая тема в мировой живописи занимает особое, почётное место. Художник как автор концепции выступает свидетелем времени, убеждает визуальными средствами в достоверности происходящего или прошедшего события. Именно поэтому, в том числе многие государства, рассматривают художников как передовых граждан, формирующих чувство гордости за прошлое и настоящее страны, Родины. Рассматривая композицию, стилистику, пластические и живописные приёмы зритель попадает в эпоху тех людей, которые изображены. Удивительный сплав времён...
" Портрет Российского Императора Николая 2 и цанид - хамбо - лхарамба Агвана Доржиева" в исполнении Ивана Ивановича Несынова при участии Арсалана Чимитдоржиевича Зандраева был создан по инициативе советского певца, депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (1997-2018) Иосифа Давыдовича Кобзона. Это последнее полотно исторического жанра русского художника Ивана Ивановича Несынова, написанное в 1998-1999 годах. Оно находится в коллекции Агинского национального музея им. Г.Цыбикова.
Агван Доржиев встречался с Российским Императором в 1898 году как представитель буддийского духовенства по вопросу строительства храма в Петербурге, в 1900 году - о русской протекции Тибета и в 1901 году - по поводу начала строительства первого буддийского храма в столице Российской Империи.
В коллекции Государственной Третьяковской галереи два произведения художника. Его биография раскрывает историю нашей страны и отвечает на вопрос - как стать художником? Рассказ Владимира Ильича Толстоногова , двоюродного брата:" Иван Иванович Несынов родился в Красноярской Губернии, в деревне Огурцы, Абинского района, Устьянское почтовое отделение, на реке Усолка, 8 февраля 1928 года. Там жили зажиточные крестьяне, выходцы, в основном русские, которые осваивали Сибирь, и ссыльные поляки, высланные на вечную ссылку. Деревня Огурцы в 40 верстах от Канска. Канск - на реке Кан, торговый город, в который привозили чай из Китая и расфасовывали. Деревня растянута километров на 5 вдоль правого берега Усолки. Занимались хлебопашеством, скотоводством и выращивали лошадей. Людей, которые проживали в деревне, называли киржаки и челдоны. Дед Ивана Ивановича, Суров Матвей (по матери) женился на Прасковье Ивановне из зажиточной крестьянской семьи и родители дали в надел несколько десятин пахотной земли, 2 коровы, 2 рабочих лошади. Они поставили заимку, сеяли хлеб, гречиху и коноплю. Прасковья Ивановна ткала полотно из конопли, из семя конопли гнали масло, вила конопляные верёвки. Дед Матвей родственников не имел и жил в работниках. Так как он был хороший работник, то в момент его женитьбы хозяева дали ему овец, поросят и выездного жеребца за честную и хорошую работу. Дед Матвей был красивый, с чёрным волосом. А Прасковья Ивановна была огненно-рыжая, с горбатеньким носом. Очень хорошо пела и знала много старинных казацких песен.Когда они поженились (свадьба, венчание в церкви), первые дети, когда рождались, в малолетстве умирали. Однажды к ним зашла странница. Прасковья Ивановна угостила её кваском, накормила. Странница (бабушка в возрасте) задаёт вопрос: - А почему же не слышно у тебя детского голоса и не видать у тебя детей? Прасковья Ивановна рассказала свою историю и сказала, что не знает , почему это происходит. Бабушка сказала: - Доченька. Я тебе всё расскажу и будут у тебя рождаться дети, и много детей, и все будут жить. Только ты должна делать то, что я тебе скажу. На престольный праздник ты должна дать обет перед Господом Богом. Ты должна пешком пойти в храм города Канска Казанской Божьей Матери. Перед этим ты должна две недели соблюдать пост, не прелюбодействовать и молиться перед иконой Божьей Матери. Выйти в храм ты должна до восхода солнца, и поставить свечку перед иконой, и просить: - Мать, Пресвятая Богородица, подари мне детей, сынов и дочерей. Муж Матвей был не против. Он тоже хотел детей, особенно сына. На каждого сына государство нарезало несколько десятин земли, а на дочерей нет. Как на защитника Отечества и будущего главу семьи. Прасковья Ивановна выполнила обет, сдержала. Видать было угодно Господу Богу. У неё стали рождаться девочки через каждые три года. Их родилось шесть: Елена Матвеевна -1890, старшая Анна Матвеевна - 1893, Варвара Матвеевна -1896, после перерыва -1905 - будущая мать Ивана Ивановича Несынова - младшая Анна Матвеевна,1908 - Федора Матвеевна, 1911 - Мария Матвеевна, 1914 - Николай Матвеевич, который погиб в 1943 году смертью храбрых на реке Днепр при переправе. Был шофёром и вёз снаряды на полуторке на передовую. Бомбили самолёты и снаряд попал в его машину (рассказал очевидец Петров, который вместе с ним призывался) Прасковье Ивановне платил военкомат за смерть единственного сына небольшую сумму денег и бабушка давала деньги на кино или пряники своим внучатам. Она , после 40 лет, стала хрипатой, после того, как переболела тифом. Когда у них были излишки пшеницы или овса, дед Матвей вёз продавать в Канск. Была зима. Уже в то время выслеживали и грабили людей. Называли их кошовники (лёгкие сани со спинкой). Дед Матвей ехал на санях - розвальнях, куда входило много мешков. Кошовники везли только трёх человек. Кошовники заулюлюкали и дед их увидел. Кони рванули (пара), а дед намотал вожжи на руки. И дед вылетел из саней. Кони трепали его километров 25, приехали в мыле домой, снесли ворота.. Выбежали родственники и увидели, что от коней валит пар, а дед лежит возле саней с вожжами на руках без сознания. Это было в 1924 году, в феврале. Положили его в передний угол, под образа, он вошёл в своё сознание и попросил Прасковью Ивановну, чтобы пригласили священника. Священник пришёл, причастил. Дед Матвей в сознании попросил образ Пресвятой Матери Богородицы и благословил своих рядом стоявших детей, троих: Федору Матвеевну, Марию Матвеевну и сына Николая. После этого скончался. В это время младшая Анна Матвеевна уже вышла замуж за Ивана Несынова, который работал Главой Сельского Совета. Он был рождением 1903. Единственный сын в семье, где все были грамотными, почему и поставили Главой. Дед, Аким Сергеевич Несынов работал писарем при Царе и при Советской власти в паспортном столе до самой старости. Его сын, Иван Акимович, был красивым. И Федора Матвеевна признавалась, что тоже была влюблена в него внутренне, но не могла пойти против старшей сестры Анны. А сам Иван Акимович этого не знал и любил Анну Матвеевну. Анна Матвеевна была самая красивая из сестёр,за ней шла Федора. Мария была единственная из сестёр с огненно - рыжими волосами в бабушку. Анна Матвеевна и другие сёстры были с чёрными волосами. Дед Суров говорил, что он с Дона, пришелец казачьих кровей. Поэтому все дочери говорили - мы челдонки.Прасковья Ивановна дожила до 98 лет и похоронена в Заларях. Дед Суров похоронен в Огурцах. В Огурцах некоторые семьи имели по 100 лошадей. Дед Суров был не очень богатый, да и имел одного сына. Зимой на своих лошадях ходил в обоз. Брал с земляками в Кяхте чай и увозил в Жигалово, и в Красноярский край. Привозил деньги, гостинцы, чай, который очень любили челдоны. Ночевал на постоялых дворах. Возили мануфактуру: ситец, батист, чин - чун - ча (шёлк для кофт), головкой сахар. Семья управлялась с хозяйством зимой без деда. Федора Матвеевна рассказывала, что в Усолке было много рыбы -окунь, хариус. Вся деревня ловила. Зимой ставили петли из конского волоса на птиц - тетерева, рябчики, которые летели покормиться на гумне. Много сеяли ржи. По реке Усолке стояли водяные мельницы. Километров за 20 было озеро. Называлось "Чёрное", где острогами на свет ночью кололи линей. Огонь делали из лучины (смольё) или паклю пропитывали смолой. Когда ходили зимой в обоз, стояли морозы -50, -55 градусов и если хозяин проследит ,что норки носов у лошадей забиты изморозью, то лошадь сразу падает на коленки. И были случаи, что лошади падали, к ним подбегали, чистили норки и они оживали. Следили за подковой, сбруей. Кормили овсом. В 1915 году, в начале сентября в Огурцах стояла сухая и жаркая погода. Люди жали хлеб. В деревне остались старый да малый. И вот летели дикие гуси. Большая верёвка.... Вышел ссыльный поселенец поляк, дряхлый старик. Был у него дробовик. И решил он убить гуся, который низко летел. Выстрелил. Пыж упал на соседскую крышу. Она загорелась. И сгорела деревня. У Прасковьи Ивановны дом сохранился. Дед поляк спрятался. Мальчишки побежали в поля. Прибежали взрослые, вместе с ними урядник. Люди учинили самосуд, и урядник не помог. В 1918 - 1920 приезжали в деревню "красные" и забирали лошадей. Тех, кто не отдавал могли расстрелять."Белые"тоже (пепеляевцы) приходили в деревню, меняли плохих, изъезженных лошадей, сбитых, и брали девок без спроса, чтобы они их обстиравали, хлеб пекли. Некоторые вернулись в деревню, а некоторые нет. Вообщем, наглели и те, и другие. Забирали припасы еды. А люди безропотно всё отдавали.Вот и выручала рыба с Усолки, да с озера Чёрного. В 1929 году Ивану Ивановичу Несынову был один год. Его отца, Ивана Акимовича, как Главу Сельского Совета, поздней осенью скараулили и загнали бандой в болото. Он простыл, просидев там ночь. А в это время ходил тиф. Иван Акимович не делал прививку от тифа и говорил: - Я здоровый, меня тиф не возьмёт. Он умер на руках у Федоры Матвеевны. Она делала прививку от тифа и не подпустила сестру, так как у той было два маленьких сына - Николай и Иван.В 1930 году началась коллективизация и Прасковья Ивановна влилась со всем хозяйством в коммуну. Даже куры и гуси были отданы в коммуну. Но коммуна долго не просуществовала. Начался падёж скота, птицы умирали от бескормицы. Через некоторое время опять отдали скот и птицу, которые выжили, бывшим хозяевам. В 30-е годы развитие получили деревни, которые находились вдоль железной дороги, и имели заводы и предприятия. Из деревни Огурцы , чтобы быть рабочим, а не колхозником, и иметь зарплату вместо трудодней, уезжали. Кроме этого не давали паспорта. Тем же, кто работал на заводах, разрешали ездить и давали паспорта. Елена Матвеевна , старшая сестра, вышла замуж за питерского рабочего Иванова и жила на стекольном заводе 13 - ти борцов в г. Красноярске. Он был стекольным мастером. Обучил супругу грамоте. Елена Матвеевна узнала, что у Варвары Матвеевны рак молочной железы и отвезла её в Томск, где той сделали операцию и удалили грудь. После того, как Федору Матвеевну лягнул конь и повредил глаз, когда ей было 16 лет, то Елена Матвеевна также отвезла её в Томск, где делали операцию и удачно. Только в возрасте глаз слезился, а так было не заметно. Крикуленко Анна Матвеевна ,вторая сестра, вышла замуж за украинца в Огурцах. Его взяли на Первую Империалистическую войну и он попал в плен к немцам, да ещё был травленный газом. Жена его не дождалась (Василия) и вышла за другого. Думала, что погиб. Он вернулся Георгиевским Кавалером. Анна Матвеевна его полюбила. Они взяли дочь от первого брака (падчерицу). Потом родила ещё 16 детей. Но дети все умирали от тифа и после родов. Лет по 7, по 8 - сын и две дочери умерли один раз. Она изъела все ногти от горя. Но природа дала ей большой век. Была более здоровая, чем мужик. Она прожила всех больше из сестёр. Дом и усадьбу отдала колхозу ,и жила в колхозном приюте в Устьянске до 96 лет. Не ела сливочное масло, но водку пила и мясо любила. В Огурцах она осталась единственная из сестёр. В колхозе получала зарплату при Советской Власти -12 руб.50 коп. Варвара Матвеевна уехала в Канск. Её сшибло тройкой в девушках в свадебном поезде и вышибло передние зубы, разбило губу. Шрам остался. Вышла замуж за Буянова Гавриила Васильевича, который здорово играл на гармошке и мог сырой лён перекусить передними зубами. У них выжило из 4х детей двое сыновей: Георгий и Алексей (старший) .Оба пришли с фронта инвалидами. Алексей в Сталинграде потерял часть бедра (мышцы ) .Нога осталась - не дал её отрезать. Георгий потерял часть кисти руки. Мария Матвеевна была замужем за Мальцевым Леонидом Ивановичем, который прошёл весь фронт без ранения, как заговорённый. Анна Матвеевна Несынова после смерти мужа приняла решение о переезде в город Томск с двумя сыновьями - Николаем и Иваном.1930-1942 годы. Детство Вани Несынова проходило на реке Томь. Жили в районе по соседству с татарскими семьями. Так как соседские дети разговаривали исключительно на татарском языке, то Ванины способности быстро схватывать звуки проявились в знании татарских слов и ругани.Мать устроилась на работу медсестрой в больницу. Появился отчим, грузчик в порту. Подарил маленькому Ване балалайку и когда приходил с работы, любил сесть за стол, попить водочку, закусить и послушать как Ваня играет. Позднее, Иван Иванович вспоминал это время как голодное. Отчим выпивал. Мать зарабатывала очень мало. Ещё хуже стало, когда отчима обвинили в том, что он что - то украл в порту. Его осудили и отправили в лагерь перед началом войны. А когда началась война, в городах и вовсе наступил голод. Женщины с детьми уезжали в деревни к родственникам, чтобы хоть как - то пережить это тяжёлое время. Так и сделала Анна Матвеевна , переехав в посёлок на железной дороге Залари, где к тому времени проживали сёстры. Со слов двоюродного брата Владимира Толстоногова, Ваня был очень худой, можно сказать истощённый. Шёл 1942 год. 1942-1946. В Залари из Красноярского края переехали Аким Сергеевич и Анна Матвеевна Несыновы, дедушка и бабушка по отцовской линии Вани Несынова. Дед работал писарем. Когда Ваня приходил в гости к ним, то бабушка ловко вырезала из бумаги коров, лошадей, овец и собак. Ваня хорошо учился в школе, а за красивый почерк его взяли на должность секретаря. Любил уроки рисования. На одном из них увлёкся изображением чучела утки. Подошёл учитель и сказал: - Тебе надо обязательно выучиться на художника! Мать Вани, тоже Анна Матвеевна, как и бабушка по отцовской линии, опять стала жить с отчимом. Тот сбежал на одном из этапов пересылки по лагерям из под конвоя и добрался до Заларей. Позднее заявил об утери паспорта и по чужим метрикам на погибшего брата мужа Федоры Матвеевны (сестры) получил новый паспорт, став Николаем Толстоноговым. Устроился работать на спиртзавод. Получил прозвище - жирный Колька. Таскал спирт и постепенно мать Вани пристрастилась к алкоголю, а в доме частыми стали драки. В 1945 через Залари шли эшелоны в Японию. Ваня , как и многие другие, продавал ягоду или обменивал на немецкие трофеи. Очень гордился тем, что смог в обмен на ягоду получить немецкий велосипед. Гонял на нём на покосы со своим любимейшим псом по кличке "Пират".
Семья Суровых. 1930. Ваня Несынов крайний слева
Ваня Несынов и старший брат Николай
Ваня Несынов в центре. Слева его дедушка Аким Сергеевич Несынов и мама Анна Матвеевна Несынова(Сурова) .Справа бабушка-Анна Матвеевна Несынова. Вверху приёмный брат Вася Шахоркин(слева) и брат Николай.
1956 год. На улицах Москвы расклеены афиши, оповещающие жителей о днях декады эстонского искусства и литературы. В программе - мастера эстонской оперы , драмы, эстрады. Эмблема декады возникла у входа в столичные театры и концертные залы. И сразу же в многочисленных театральных кассах началась бойкая торговля билетами. В залах Академии Художеств СССР выставлены произведения молодых художников Эстонии. В газете "Советская Эстония" этому событию отведено место в колонке "Письмо из Москвы", автор - корреспондент газеты Н.Борисов : "Дипломные работы молодых художников, выставленные в залах Академии Художеств СССР, получили высшую оценку государственной экзаменационной комиссии и после одобрения опытными экспертами отобраны из большого количества дипломов, как самые зрелые, содержательные и интересные работы. Чем же они интересны? Какую оценку получили у московской художественной общественности? Как москвичи встретили это неожиданное предисловие к декаде эстонского искусства и литературы? Заслуженно большой успех выпал на долю картины Ивана Несынова "У ворот биржи труда", написанной под руководством доцента И.Кимма. Сюжет картины строг и прост. Вот он, старый Таллин ещё не столь давних лет... На тротуаре, у здания биржи труда, теснится длинная очередь голодных, изнурённых, лишённых надежды людей. У этой картины толпятся зрители. Здесь же , по соседству с большими полотнами, разместились небольшие, но тоже интересные, талантливо исполненные выпускницей Имби Линд, эскизы декораций и костюмов к балету Э. Каппа "Золотопряхи" Исключительный успех выпал на долю талантливо исполненной выпускницей Рохта Буддель огромной скульптуры "Калевипоэг мечет жребий на царствование". Эта монументальная скульптура возродившая пока что в гипсе один из любимых образов эстонского эпоса, с блеском запечатлела могучую силу народа, его непоколебимую стойкость и мужество в борьбе за светлое будущее." В Академии Художеств СССР картина "У ворот биржи труда" молодого художника из Эстонии Ивана Несынова, была отобрана на международную выставку изобразительного искусства в г. Пекин. После успеха на международной выставке это произведение заняло своё место в коллекции Государственной Третьяковской Галереи. Иваном Несыновым был пройден одиннадцатилетний путь профессионального обучения на художника - живописца. В возрасте 28 лет он получил диплом с отличием Таллинского государственного художественного института Эстонской ССР . Мечта, рождённая в маленьком посёлке Залари Иркутской области в Восточной Сибири, сбылась.А пока этот успех не пришёл, в 1945 году Ваня Несынов заскочил на товарный поезд в Заларях и поехал учиться на художника в г. Иркутск в изопедтехникум. Через много лет он скажет: - Я даже не помню, во что был одет. Продал свой трофейный немецкий велосипед, попрощался с собакой Пират, обнял любимую девушку Нонну , с которой познакомился 9 мая 1945 года в момент ликования всего народа за победу над фашистской Германией. В товарнике был жуткий холод, а чувство голода вообще казалось постоянным. И я не помню, где и что ел. Но очень хотел выучиться на художника. Это чувство было больше чем чувство голода. А откуда оно - я не знал. Иркутск - культурный центр Восточной Сибири. Река красавица Ангара , вытекающая из волшебного озера Байкал, окаймляет этот город. На её берегах стоят причудливые деревянные домики, церквушки,чудом уцелевшие от варварских разрушений в 30-е годы 20 века. Здесь даже проходят выставки художников, есть музыкальное общество и свои литераторы... В этом городе единственный на весь край художественный музей и изопедтехникум, который готовит кадры преподавателей рисования для школ, единственный университет. Сразу же после войны - 22 июня 1945 года в помещении Дома культуры завода им.Куйбышева открылась областная выставка, посвящённая дню Победы над фашистской Германией. На ней экспонировалось почти всё, что было создано иркутскими художниками за суровое и тяжёлое военное время. Эта выставка стала первой, на которой побывал в качестве зрителя Ваня Несынов. Изопедтехникум находился на улице Тимирязева в красивом уголке г. Иркутска рядом с усадьбой декабристов Волконских и сохранившимся храмом Преображения Господня. Ваня поступил на 1 курс пятилетнего обучения на живописное педагогическое отделение. Скоро изопедтехникум переименовали в Иркутское областное художественное училище. Повезло с педагогом - Александр Карпович Руденко с удовольствием передавал свой опыт рисовальщика и живописца. После окончания училища Иван Несынов принимает решение ехать в г. Москва и поступать в художественный институт. Вспоминая этот момент он с иронией говорил: - Поехал поступать в Москву в институт в одних белых тапочках... В 1950 году центрами высшего художественного образования были Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Со всей страны выпускники художественных училищ стремились продолжить обучение в этих учебных заведениях. По результатам вступительных экзаменов на живописное отделение в МГХИ им. В.И.Сурикова Ивану Несынову не хватило 1 балла и ему приёмная комиссия предложила переложить документы на "станковую графику". Как ещё один вариант, ехать в столицу Эстонии г. Таллин на факультет станковой живописи. В послевоенной Эстонии строился социализм. Иван быстро освоил эстонский язык и мало чем отличался от эстонских студентов. Он рассказывал: - Кроме меня были и другие русскоязычные студенты. Но по каким -то причинам они не хотели учить эстонский язык. Наверно было просто лень это делать. Всем хотелось побыстрей стать дипломированными художниками. Преподаватели говорили очень мало, но точно. Благодаря моему стремлению знать эстонский язык , я получил некоторое уважение от них. Им было приятно. Зная о бедственном материальном положении Ивана Несынова,педагоги подсказали сходить в мастерские к эстонским художникам. Те отказывались рисовать портреты И. В. Сталина и готовы были отдать эту работу русскому студенту. Лишь бы он не подвёл по качеству исполнения. Каждый день, после учёбы в институте , Иван Несынов стал подрабатывать на портретах вождя в технике "сухая кисть". Приехала Нонна, любимая девушка из далёких Заларей. Они расписались в ЗАГСе , в старой Ратуше . В 1952 году родился сын Игорь. В 1953 году комитет комсомола художественного института принимает решение об исключении Ивана Несынова из рядов Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи и ходатайствует перед ректором об исключении из института за порчу комсомольского билета и неуплату взносов. Кто - то написал донос, что после учёбы Иван Несынов подрабатывает в творческих производственных мастерских, получает там гонорары, а взносы в комсомольскую организацию с этих гонораров не платит. Платит только со стипендии. Вызов на комитет комсомола завершился тем, что после выслушанных обвинений в свой адрес, Иван Несынов достал из кармана свой комсомольский билет, порвал его у всех на глазах, бросил на пол и ушёл, хлопнув дверью. Как правило, такие выходки в советское время не прощались. По институту быстро разошлась новость - Ваню исключили. Поддержка пришла от преподавателей. Ректор сослался на то, что Иван Несынов не имел официального трудоустройства, а только подрабатывал помощником и официально заработной платы не получал . Это было возможно по согласованию с руководством творческих производственных мастерских. Кроме того, данный студент полностью выполняет учебные программы и учится на "отлично", а также имеет малолетнего ребёнка и со стороны комсомольской организации данному моменту не было уделено должного внимания в плане оказания какой -либо помощи. К защите диплома Иван Несынов выбрал тему для жанровой картины "У ворот биржи труда". Он рассказывал: - В тот исторический момент строительства социализма в Эстонии происходила коллективизация сельского хозяйства. Создавались колхозы, совхозы, рыбхозы. Из недовольных советской властью образовались банды "лесных братьев", которые свирепствовали на окраинах и в лесах. Люди , в основном мужчины , потянулись вереницей в город, чтобы найти работу . В сельской местности всё нарушилось - ни денег, ни земли, да ещё и банды вокруг и те, кто их ловит. В Таллине у ворот биржи труда образовалась нескончаемая очередь из беженцев. Они стояли и днём, и ночью. Я приступил к сбору материала - этюды, рисунки, наброски. Меня поддержали декан П. Люхтейн и доцент И. Кимм. Каждое утро ходил к бирже труда в поисках композиционного решения. Используя штатных натурщиков института, которые также были родом из сельских местностей, определил пластику и персональные характеристики основных фигур - участников композиции. Государственную экзаменационную комиссию возглавил академик Академии художеств СССР Александр Александрович Дейнека, автор "Обороны Севастополя",1942. Известный советский художник, чей авторитет был высок , в том числе, и в Советской Эстонии. Александр Александрович был в нескрываемом восторге от дипломной картины Ивана Несынова "У ворот биржи труда", сказав, что это дипломное произведение заслуживает шесть баллов, если бы такая оценка существовала. Он рекомендовал "У ворот биржи труда" к участию на выставке в г. Москва, а также лично провёл переговоры с сотрудниками Государственной Третьяковской галереи по поводу приобретения данной картины в коллекцию. Иван Иванович Несынов получил достойное образование. 1945 -1950 (изопедтехникум - художественное училище в г.Иркутске) учился под руководством Александра Карповича Руденко, а 1950 - 1956 ( в художественном институте г.Таллин) - под руководством Ильмара Кимма. Интересны обе школы. Первая прямо выходит на Илью Репина, а вторая - на Карла Брюллова. В первой схеме педагогической и творческой преемственности (среднее художественное образование): Иван Несынов учился у Александра Руденко; Александр Руденко у Александра Савинова; Александр Савинов у Дмитрия Кардовского; Дмитрий Кардовский у Ильи Репина. Во второй схеме педагогической и творческой преемственности (высшее художественное образование): Иван Несынов учился у Ильмара Кимма; Ильмар Кимм у Рудольфа Френца; Рудольф Френц у Николая Самокиша, Николай Самокиш у Готфрида Виллевальде; Готфрид Виллевальде у Карла Брюллова.
Иван Несынов в Иркутском художественном училище 1949
Таллин. Иван Несынов (в центре) с эстонскими художниками за работой над копией картины И.Е.Репина "Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану" 1954
Иван Несынов. Дипломная работа "У ворот биржи труда", 1956, Государственная Третьяковская Галерея.
Таллин, 1955
Выпускники-отличники Таллинского Государственного художественного института,1956 (Иван Несынов в центре)
" Величава природа Сибири - необъятные просторы тайги и сибирских степей, высокие горы Саяны, живописные изумрудные реки, спокойный и могучий "священный" Байкал. Несметные богатства хранят глубокие недра земли - огромные запасы полезных ископаемых, россыпи золота и алмазов. Всё это служит человеку. Тайга даёт древесину, из которой мы строим добротные дома. В сибирских степях пасутся стада, до горизонта расстилаются поля хлебов. Преградив Ангаре дорогу к Енисею, советский человек создал Иркутское море, воздвигает Братскую ГЭС, и теперь Байкал отдаёт свою могучую энергию, чтобы обогреть и осветить всю Восточную Сибирь. А сколько строек, новых городов в Сибири: Ангарск, Братск, Шелехово; сколько заводов, совхозов и колхозов! Но главное богатство Сибири - это замечательные люди. Слово "сибиряк" давно стало синонимом смелого и мужественного человека. Всё это ждёт художника, художника - труженика, художника с взволнованным сердцем, с глубокими мыслями и широкой душой, художника - разведчика, а не созерцателя." (Ежемесячный журнал оргкомитета Союза Художников РСФСР "Художник" № 4,1959. Рубрика "Художественная жизнь Российской Федерации", статья председателя правления Иркутского отделения Союза Художников РСФСР В. С. Рогаля.) Возвращение Ивана Несынова после учёбы в Таллинском государственном художественном институте в Иркутск совпало со строительством Иркутской ГЭС. Грандиозная стройка в Сибири, с бушующей Ангарой, после спокойного европейского Таллина, была настоящим и контрастным событием. Оно увлекло и поразило художника и в 1959 году он пишет картину "Покорители Ангары"(1959,168*285, Министерство Культуры РСФСР, х./м.), которая в 1960 г. стала участницей Республиканской художественной выставки " Советская Россия" в г. Москва. Большое количество времени ушло на сбор материала к картине: рисунков ,этюдов. Выбор был сделан в пользу темы работы водолазной бригады. По наблюдениям Ивана Ивановича, работа водолазов восхищала всех рабочих строительства ГЭС. Потребовалось изучение деталей, костюмов, поиск характеров героев картины, наблюдение за состоянием природы, чтобы выбрать наиболее эмоциональные черты в противостоянии человека и стихии. Можно только представить себе то сопротивление, которое оказывала Ангара, когда люди решили нарушить её привычное состояние. Для создания композиции художник принимает решение выстроить её по двум пересекающимся диагоналям и золотому сечению. В точку 1,6 была поставлена доминанта - главная фигура водолаза, готового к работе, к спуску. Первая диагональ образована линией трапа с находящимися на нём фигурами водолазной бригады. Она как бы перекрывает вторую диагональ из линии светлой и тёмной воды снизу и линии сооружённой ГЭС сверху. Пар, идущий от выстуженной воды, усиливает контраст и подчёркивает напряжение физического состояния фигур, смешиваясь с водой и конструкцией ГЭС. Лёд на трапе дополняет драматизм и, в тоже время, героический пафос происходящего. Спасательный круг в этой обстановке выглядит наивно. История страны и история изобразительного искусства пересеклись в этот момент на картине "Покорители Ангары" и живописными средствами художник документально рассказал о суровой действительности из жизни советского народа . Позднее, историки искусства такое пересечение назовут "суровым стилем", а художников, которые будут продолжать создавать произведения на тему трудовых будней советского народа - шестидесятниками. Та энергия, которая живёт в произведениях "шестидесятников" заложена уверенностью художников в том, что они рисовали трудовую победу и торжество идей социализма. Иван Иванович не был исключением. Он верил в то и в тех , о ком писал свои картины. Научный сотрудник Иркутского областного художественного музея Светлана Баранова, возглавлявшая отдел советского изобразительного искусства , в каталоге "Изобразительное искусство Сибири", следующим образом описывает это время: "Большое значение для Иркутской организации Союза художников РСФСР имело пополнение её молодыми кадрами. Со второй половины 50-х годов в Иркутске стали работать выпускники художественного училища А.И Зудинов, Е.С.Симонов, В.В.Тетенькин и другие, а также приехавшие в Иркутск выпускники художественных вузов страны А.И.Вычугжанин, Г.В. Богданов, И.И.Несынов. Новое поколение художников принесло в искусство свой мир образов." В 1960 г. Иван Иванович Несынов по результатам творческой работы был принят в Союз художников СССР. Уровень российского, советского искусства определяли крупные художественные выставки: зональные и республиканские. Для участия на этих выставках, которые считались этапными событиями , создавались произведения, ставшие достижениями советского искусства. Искусствовед Маргарита Тупицына в статье "У истоков соцреализма. Государство как автор." пишет: "Когда в 1934 году социалистический реализм был санкционирован в качестве культурной догмы, его создатели - точнее, его изготовители - положили начало тому , что со временем кристаллизовалось в гигантскую металингвистическую структуру, постоянно воспроизводящую себя в виде клишированных стереотипов: бесконечных изображений трудового процесса, великих вождей, войны и деяний героев революции." Вспоминая это время, Иван Иванович говорил, что с одной стороны верил в идеи построения социалистического общества , с другой стороны удивлялся тому, что если художник думал о возможностях изобразительного искусства вне идеологических канонов, то обрекал себя на гонения. В 50-е годы уже был пример классического гонения в Свердловске, где секретарь парторганизации Свердловского отделения Союза художников РСФСР Ю. Иванов возглавил борьбу с Эрнстом Неизвестным. В статье "О работе с молодёжью" Ю. Иванов пишет: "Коллектив обязан прийти на помощь тем, кто ошибается, кто уходит с партийных позиций в искусстве. Пример тому - история со скульптором Э. Неизвестным. Проявление формалистических тенденций в его творчестве не получило поддержки в коллективе, вызвало единодушное осуждение свердловских художников. Но вместо того, чтобы принять доброжелательную товарищескую критику, скульптор Неизвестный покинул Свердловск и переехал в Москву, считая мнение нашего коллектива проявлением устаревших взглядов и представлений. Свердловские художники решительно осуждают появление работы скульптора Неизвестного на 5-й выставке молодых художников Москвы. Это произведение, по его мнению, представляет собирательный образ современного уральского рабочего. Трудно придумать более злой пасквиль на рабочего, чем эта скульптура." Становится модным обвинять кого - то из художников в формализме или пропаганде буржуазного искусства. В Иркутске эта участь постигла А.П.Жибинова. Он, фронтовик, не выдержал многочисленных обвинений в свой адрес в "формализме" и закончил жизнь самоубийством. У Ивана Ивановича Несынова не всё получается гладко в уже имевшем различные художественные группировки коллективе. Он беспартийный, да ещё и из буржуазного западного Таллина с непонятной и незнакомой творческой школой и неизвестными учителями. Семья обязывает наладить быт. Нужна квартира и место для творческой работы. Всё это вопросы, которые решаются на самом высоком партийном уровне. Сначала семья живёт по временному адресу: Иркутск, ул. 8-е Марта, дом 8, кв.1. Затем выделяется комната в двухкомнатной квартире на Площади Декабристов совместно с пожилой парой. Творчеством Ивана Ивановича постоянно интересуется А.К.Лебедев - начальник Отдела изобразительных искусств и охраны памятников Министерства Культуры СССР. Молодой художник был отправлен на укрепление творческого коллектива сибиряков и на то ему были выданы соответствующие бумаги. За его плечами крупные выставки, в том числе международная в Пекине и его произведение уже в коллекции Третьяковской галереи. Главное управление изобразительных искусств Министерства Культуры СССР заключает договор под номером 1 от 16 августа 1957 года на выполнение художественного произведения на тему "индустриального труда рабочего класса Сибири"(многофигурная композиция). Судьбой молодого художника интересуется Семён Николаевич Щетинин - первый секретарь Иркутского областного комитета КПСС. С его помощью решились вопросы с квартирой и творческой мастерской. Местные и центральные средства массовой информации активно пишут о создании молодым художником картины "Покорители Ангары". И Иван Иванович оправдывает ожидания ярким и динамичным многофигурным произведением.
Иван Несынов за работой над "Покорителями Ангары"
Иван Несынов "Покорители Ангары"
"Историко - революционная тема волнует и вдохновляет молодого иркутского живописца И.И.Несынова. Омичи увидят его монументальное полотно "Сибирские партизаны", отличающееся яркостью, романтизмом, глубиной характеристик. " Газета "Омская правда" № 168, 20 июля 1967 год. Ко второй Зональной выставке в г. Омске , посвящённой 50 - летию Великой Октябрьской Социалистической Революции, Иван Иванович подготовил холст размером 4 метра по большой стороне ("Сибирские партизаны", 1967, 180*400, х/м, Министерство Культуры РСФСР). В центре композиции - легендарная фигура Нестора Каландаришвили, создавшего отряд численностью 500 бойцов. В ходе партизанских боёв количество примкнувших росло и отряд продвигался на север к реке Лена. За 12 дней ими было пройдено из п. Черемхово 500 км через посёлок Баяндай в посёлок Жигалово и повсеместно была установлена Советская власть. За революционные подвиги Нестору Каландаришвили был вручен орден Красного Знамени. В картине "Сибирские партизаны" нижняя часть композиции отдана белому снегу и сухим травам. Символизм активно вошёл в это произведение и всё больше будет проявлять себя в последующих работах Ивана Ивановича Несынова. Он, в верхней части холста, переплетает фигуры вооружённых людей с деревьями, а за спиной предводителя, стоящего по колени в снегу ("обрубленные ноги"), ставит изогнутое в мольбе и трагизме дерево. Смелое решение остаётся незамеченным идеологическими работниками и критиками. Художнику удалось перевести документальную историческую повествовательность в художественный символизм. Напряжённый труд с архивными материалами Иркутского Краеведческого музея, осмысление темы, поиск выразительных изобразительных средств вымотали автора. В Омск работа приехала сырая и буквально дописывалась в выставочном зале. Масштаб передних фигур был близок к натуральной величине. От работы исходила богатырская мощь. В композиционной схеме декоративная плоскостность сочеталась с прорывами в пространство путём разгрузки от изобразительных элементов правой части холста, открывающей бескрайние сибирские просторы. Для Ивана Ивановича становится излюбленным приёмом использовать подробные характеристики деталей одежды (ремни, головные уборы и т.д. ), в том числе и с привлечением национальных костюмов народов Сибири. Партизанский отряд Нестора Каландаришвили был интернациональным. В него входили буряты, армяне, русские, украинцы, венгры, грузины. Изогнутое дерево за спиной Нестора Каландаришвили языком символики рассказывает о трагедии, ожидавшей его. В 1922 году отряд под его командованием был отправлен в Якутск для подавления белогвардейского мятежа. Пройдя 3000 км , отряд попал в засаду и был разгромлен. Фанатик революции убит. Из Омска картину перевезли в г. Москву, где она стала участницей художественной выставки ещё более крупной - "Советская Россия" и опять получила восторженные отклики как зрителей , так и в кругу профессиональных художников. Её приобрело Министерство Культуры РСФСР. Успех картины " Сибирские партизаны" на второй зональной выставке "Сибирь социалистическая" стал признанием высокого профессионализма Иван Ивановича Несынова. Этот факт никогда и никем не оспаривался. Впереди остались терпение и бесконечные поиски "я" в искусстве, утверждение высокого предназначения художника в обществе. В 1967 году в Омске экспонировалось 990 произведений разных авторов со всех городов Сибири. Власти г. Омска, зная о пристрастии многих из гостей - художников к алкоголю, дали поручение милиции всех нетрезвых художников доставлять в гостиницы ( или куда они попросят) и вести себя предельно вежливо. Это поручение выполнялось с удовольствием и ещё долго ходили смешные истории о сказочной дружбе пьяных художников и милиционеров г. Омска. Милицейские бобики работали как круглосуточное такси. Местная газета "Омская правда" каждый выпуск в июле месяце начинала с информации о выставке. 20 июля вышла статья секретаря обкома КПСС Е.Сухининой "Богатая талантами земля сибирская" и фоторепортаж "Источники вдохновения". 21 июля фоторепортаж и заголовок "Большое событие -зональная выставка "Сибирь социалистическая" открыта". Чтобы почувствовать атмосферу тех лет, достаточно прочитать часть газетной публикации: "Коротко, но взволнованно, страстно выступление Заслуженного художника РСФСР, председателя Выставочного комитета В. С. Рогаля : - Сегодня хочется петь, - говорит он. -И мы, художники, стараемся передать в своих произведениях могучую созидательную песню своего народа. Удалось ли это - судить взыскательному зрителю. Выставка объявляется открытой. Звучит Гимн Советского Союза. Когда смолкают его последние аккорды, алую ленту перерезает один из ветеранов партии - член КПСС с 1917 года, И.А.Фарафонов. Площадь пустеет. Многолюдная толпа переливается в выставочный зал. Первую экскурсию по залу ведёт председатель выставкома, с гордостью рассказывая о художниках сибирского края, о событиях и людях, вдохновивших их. Праздничный, юбилейный смотр произведений художников Сибири открыт. Добро пожаловать на выставку!" В 1967 году, в Омске Иван Иванович Несынов был избран голосованием художников в состав выставочного комитета будущей третьей зональной художественной выставки "Сибирь социалистическая". Также он вошёл в состав экспозиционной комиссии. На третьей зональной выставке "Сибирь социалистическая", которая проходила в г. Красноярске в 1969 году, Иван Иванович Несынов представил зрителям ещё одно историко - революционное полотно " Похороны партизан"(1969 г. ,140*120, х/м , Министерство Культуры РСФСР) Убедившись, что художник может свободно выражать свои авторские идеи в подтексте на прошлом произведении, Иван Иванович принимает решение это произведение сделать ещё более символичным. В сюжете он отказывается от конкретных исторических персонажей и героями картины становятся его близкие, родные и знакомые лица, не имеющие никакого отношения к партизанскому движению в Сибири в реальной жизни. В правой части холста на переднем плане портретный образ родного старшего брата - Николая Несынова. Он уже умер, не успев пожить. Обладая огромной физической силой, вспыльчивый, прошёл лагеря на Севере с вредными производствами. Первый раз был осуждён за то, что ударил офицера, да так, что у того кожа на лбу треснула и свисала над бровями как козырёк. Банальная история - офицер стал приставать к девушке - для Николая обернулась поворотом в судьбе. Три раза он возвращался из лагерей. В последний - полностью больной человек, мочился кровью, по ночам кричал от боли, нашёл яд и отравился...В центре холста, в глубине композиции - яркий образ Михаила, родного старшего брата жены - Нонны. И он часть жизни провёл в лагерях на Севере.Здоровье было окончательно подорвано. От оптимистичного и радостного, любящего попить "Жигулёвское " пиво человека, остался сморщенный старик. Они в простонародье "зэки". Их лица напряжены не от происходящего театрализованного траурного процесса похорон героев Гражданской войны. В реальной жизни они трудились на гигантских стройках социализма по программе освоения Севера, поднимая страну до индустриальной державы. Им был присущ тот крепкий дух, который подарила суровая сибирская природа, масштабы которой переплетаются с людьми в холсте декоративными и плотными вертикалями деревьев. В произведении "Похороны партизан" русский персонаж держит подставку, на которой прикреплены ордена и медали - ещё одна цена жизней... Произведение "Похороны партизан " было приобретено Министерством Культуры РСФСР.
Иван Несынов "Сибирские партизаны"
Иван Несынов "Похороны партизан"
Педагог Иркутского художественного училища и художник Александр Карпович Руденко радовался творческим успехам своего ученика Ивана Несынова на крупных всероссийских и всесоюзных художественных выставках. Но каждую личную встречу сопровождал не темами "об искусстве", а воздыханиями по красоте байкальских закатов и рассветов, о рыбалке на хариуса. Любимыми местами для пленэров были Выдрино, река Малый Мамай с озером Окунёвым, Кругобайкальская железная дорога, остров Ольхон. В 1964 году состоялась первая зональная выставка " Сибирь Социалистическая" в г. Новосибирске. Иван Иванович Несынов подготовил произведение " Байкальские дети"( 123*142, холст/масло, Художественный Фонд РСФСР). В нём нет трудовых будней, нет вождей, нет войны и нет героев - революционеров. Реализм этого произведения основан на наблюдениях за детьми на берегу Байкала, радующимися запечённому в золе картофелю. Художник применил метод "золотого сечения" и выбрал композиционный принцип молчаливого замкнутого круга внутри картины. В одежде и пластике отсутствует пафосность достижений социализма "в деле воспитания нового поколения". К картине "Байкальские дети" собран большой подготовительный материал: рисунки с натуры , этюды " на состояние природы" , выверенный по композиции и рисунку картон. Золотистая и насыщенная гамма земли находятся в контрасте с сине - холодными водой Байкала, горами и небом. Разнообразие технических приёмов техники масляной живописи, фактура и текстура поверхности холста передали богатство солнечного света, скользящего по поверхности земли и по траве. Позировали для картины дети, проживавшие в маленьких железнодорожных посёлках 102 и 107 километров Кругобайкальской железной дороги и старший сын - Игорь, которому было 11 лет. Он в центре композиции . Городской мальчик в кедах, сидит, скрестив в задумчивой позе руки. Его судьба сложится не просто. Он с увлечением будет петь в ансамбле, который организует в школе № 9 учитель музыки Владимир Евсеевич Левитин. Первой сценой станет площадка в Центральном парке культуры и отдыха. В 1969 году на крыше одного из жилых зданий, в момент прохождения демонстрации, будет исполнять рок-н-ролл. Продолжив учёбу на географическом факультете Иркутского государственного университета станет солистом рок групп, увлечённых западной музыкой в советское время. После окончания университета будет зарабатывать исполнением песен в ресторанах и на танцплощадках. Поступит на эстрадное отделение в музыкального училища и окончит его по классу "вокал". А дальше продолжит петь в ресторанах, пройдя "девяностые" и пережив трагедию потери сына. Камерная и лиричная как по содержанию, так и по исполнению картина "Байкальские дети" была приобретена Художественным Фондом РСФСР. "Портрет Героя Социалистического Труда комбайнёра И. Рыцева " (1961, 94*60,5, Иркутский областной художественный музей (ИОХМ), холст/масло), стал участником первой зональной выставки " Сибирь Социалистическая" и является примером творческого воплощения портретного жанра в советской живописи. Образ советского человека - новое явление в портретном жанре для мировой эпохи. Реалистические традиции и новое построение общественных отношений, в которых главными героями являются рабочие и крестьяне как основная движущая сила коммунистической идеологии, требовали поиска специальных изобразительных средств, новых композиционных схем. Государство, контролируя через повсеместное создание региональных объединений Союза Художников СССР, запретило любые разновидности нереалистического подхода к отражению объективного мира. Истинные новизна и оригинальность могли быть найдены только на законах формообразования реалистического произведения изобразительного искусства. Мировоззрение советских людей и государственная политика в области искусства основывалась на идеях социалистического строительства. Каждая из исторических эпох имеет свои специфические формы портрета. За этой сменой форм стоят простые вопросы - какая из тем оплачивается художнику при его жизни и кто является заказчиком портретного жанра ? Шестидесятые годы прошлого столетия стали расцветом социалистического реализма. Государство СССР полностью взяло на себя функции заказчика всех жанров и всех видов искусства. "Портрет Героя Социалистического Труда комбайнёра Ивана Рыцева " финансировался государством по договору на произведение портретного жанра труженика села . То, что приезжал художник в село для написания портрета было ярким событием. Районный комитет Коммунистической партии Советского Союза создавал все условия для успешной работы художника и его персонажа. В это действие были вовлечены: председатель колхоза, партийный секретарь, председатель профсоюза, директор Дома Культуры. Иван Рыцев - комбайнёр (родился в 1914 году в селе Хареты (ныне Нукутского района Иркутской области). Окончил начальную школу и Заларинское профтехучилище. Работал комбайнером совхоза «Харетский» Нукутской МТС Нукутского района. Активно участвовал в общественной жизни. В 1964 году написал письмо в газету «Восточно-Сибирская правда» с призывом к рационализаторству в области техобеспечения сельского хозяйства, что нашло широкий отклик в трудовых массах. Член КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 года Ивану Егоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»), и Иван Несынов - художник,стали друзьями на многие годы. Семьи дружили. Удивительный почерк этого времени. Иван Иванович выделял этот портрет в своём творчестве как удачный. По каким -то причинам экспозиционная судьба портрета весьма скромная. Он на протяжении более полувека недоступен зрителю. В этом портрете нет трудовых будней комбайнёра. Может поэтому не было востребованности показывать его широко зрителю в советское время. Семья Рыцевых татарская по национальности. Какого было их удивление , когда Иван Иванович заговорил на татарском языке. Проведя своё голодное детство в городе Томске (до 1942 года) в районе , где жили татарские семьи , маленький Ваня хорошо выучил этот язык, как и эстонский во время учёбы в Таллине. Обладая прекрасной слуховой музыкальной памятью он играл на балалайке и шестиструнной гитаре в оркестре художественного училища. На эстонском и татарском языках говорил чисто, без акцента. Иван Рыцев изображён на холсте в полный рост в домашней обстановке в окружении родных ему людей. Его фигура по вертикали проходит точно по правилам "золотого сечения", используемого художниками разных эпох для достижения "божественной гармонии". Произведение насыщенно декоративными элементами,орнаментами тканей. Художник провёл большую подготовительную работу. Этюды, рисунки, картон и непосредственное исполнение на холсте с натуры с привлечением персонажей - полный, канонизированный опыт высшей советской художественной академической школы.
Иван Несынов "Байкальские дети"
Иван Несынов "Портрет комбайнёра И.Рыцева"
В общежитии для рабочих создавался "Портрет монтажника". Ивану Ивановичу понравился интерьер с куском стены, обклеенной фотографиями женщин. Сюжет с полулежащим на кровати в одежде Мишкой - монтажником был правдивым по жизнерадостности, молодости и оптимизму портретируемого героя. История без идеологии. "Кусок жизни на холсте" - так высказывался о своей работе Иван Иванович. Праздничная, модная рубашка с рядом пуговиц как с кнопками на баяне, кокетливая и уверенная пластика фигуры. Готов к встрече с симпатичной девушкой. Такого образа советского рабочего никто не делал. Никаких трагедийности или героического пафоса. Вместо этого - улыбка, иронический прищур глаз. Мастерски выполнен психологизм портрета - молодой человек в его естественном состоянии , в желании любить и быть любимым. А строительство социализма подождёт. На крупные публичные выставки двери для такого портрета были закрыты. Но в небольшом , молодом городе Ангарске , появляется директор крупного комбината - коллекционер, мечтающий, чтобы его рабочие на пустых стенах видели произведения современных художников. Виктор Фёдорович Новокшёнов , директор электролизного химического комбината возрождает меценатство в исторический период строительства социализма. Неординарный, смелый и хорошо образованный человек - директор, который первый в СССР ввёл пять рабочих дней вместо шести на своём предприятии. Нина Прокофьевна Новокшёнова , супруга , любила поэзию, литературу, музыку, театр, живопись. Виктор Фёдорович писал стихи : Не выбирали ЗДЕСЬ мы Горсовет. ЗДЕСЬ наши письма вежливо читали. Казалось , ЗДЕСЬ Советской Власти нет, Но ЗДЕСЬ, как раз, её мы защищали. Мы жили ЗДЕСЬ на страшных скоростях, В работе спаянные крепкой дружбой, И первыми держали в емкостях Могучее и грозное оружие. Предприятие, перерабатывающее уран , стало преображать свои интерьеры теми произведениями, которые, на взгляд директора комбината и его супруги, были лучшими , самыми интересными. Так "Портрет монтажника " ( 1963, 100*160 , Ангарский электролизный химический комбинат, холст/масло) стал частью новой, формирующейся коллекции. По свидетельству рабочих Ангарского электролизного химического комбината, этот портрет, находящийся на стене длинного коридора всегда вызывал улыбку и шутки : "Ну вот, Мишка! Мы уже идём на работу, а ты всё ещё лежишь!" Портрет А. И. Шаталова (1972, Ангарский электролизный химический комбинат, 150*150, холст/масло). Ангарск - город, рождённый в 1945 году. Из побеждённой Германии шли вагоны с оборудованием для индустриальной промышленности. Город быстро развивался и через 20 лет стал культурным островком среди дымящих труб. В 1962 году по инициативе директора Электролизного химического комбината Виктора Фёдоровича Новокшёнова был построен и открыт Дом Культуры " Современник", где выступали Б. Ахмадулина и Е. Евтушенко, проводились художественные выставки художников г. Ангарска. Приглашались художники из г. Иркутска, столицы Восточной Сибири. Были и ангарские звёзды - как Александр Иванович Шаталов . Он часто гостил у Ивана Ивановича Несынова, советовался по творческим вопросам , великодушный, улыбчивый и добрый человек. Организовывал выставки детских рисунков и, в том числе, за рубежом. Увидев рисунок деревни (посёлок Кутулик) с полосатыми вспаханными полями Владислава Несынова (младшего в семье) отобрал его для выставки в Индии. А у Ивана Ивановича было желание сделать несколько динамичных портретов художников и первым стал образ Александра Ивановича Шаталова. Он был написан в 1972 году в Ангарске, в мастерской художника. Обстановка (краски на палитре, этюды на стене) и образ портретируемого слились в единый мир. Портрет написан скульптурно, рельефно, мощными мазками, подчёркивая внутреннюю концентрацию художника. Геометрия рам и живая пластика фигуры взаимодействуют со сложной светотеневой игрой. Романтически возвышенная композиция раскрывает яркий и сложный характер талантливого ангарского живописца. Его жизнь будет короткой. В г. Ангарске много заборов и запрещённых территорий, которые приходилось долго обходить ,чтобы попасть домой. На одном из таких заборов был застрелен ночным сторожем художник Александр Иванович Шаталов, подвыпивший и спешащий домой по короткому пути...
Иван Несынов "Портрет Мишки-монтажника"
Иван Несынов "Портрет художника А.И.Шаталова"
Иван Несынов за работой над портретом Александра Шаталова
Встречи и общение между художником и портретируемым являются важной и неотъемлемой частью работы в портретном жанре. История человеческих цивилизаций богата разнообразием образов людей ,чьи лица представляют эпохи , свидетельствуют об уровне развития искусства и мастерства творцов. Художники связывают времена, прокладывают мосты из прошлого в будущее. В коллекции Иркутского областного художественного музея находится портрет первого почётного гражданина г. Иркутска (центр Восточной Сибири) Николая Евгеньевича Кузьяна(1969,65х80,х/м). Иван Иванович любил символизм в портретах и часто его находки хорошо припрятаны от глаз зрителя, неподготовленного к общению на языке изобразительных средств. В биографии Н. Е. Кузьяна части его жизни разделены и отданы как правому берегу озера Байкал Республике Бурятия, так и Иркутской области, расположенной на левом берегу. Иван Иванович при поиске пластики фигуры портретируемого обратил внимание на то, что просвет между правой рукой и сидящей фигурой напоминает картографическое изображение озера Байкал. Конечно, он воспользовался этим и сделал доминантное пятно (нижняя левая точка 1,6 золотого сечения) , подчинив ему композицию портрета. То, что Н. Е. Кузьян возглавлял комсомол в 20 - е годы, художнику было известно, тем более что при работе над портретом практически всегда возникают дружественные, доверительные отношения между автором и моделью. Николай Евгеньевич рассказал о своей встрече с чешским писателем , автором сборника рассказов "Бравый солдат Швейк и другие удивительные истории", Ярославом Гашеком , выполнявшим в то время роль политического работника 5 - ой Армии и устанавливающим Советскую Власть в Иркутске, с Чойбалсаном - лидером коммунистического движения Монголии. Художник , работая над портретом, тоже рассказывает о себе , но все мысли направлены на раскрытие образа модели. Так как Н. Е. Кузьян не любил галстуки - образовалось ещё одно доминантное пятно в композиции из застёгнутой на верхнюю пуговицу светлой рубашки. Классический треугольник (три точки определяют плоскость) создался благодаря блику на форме изгиба подлокотника боковой приставки кресла. Немногословный портрет по перечислению деталей. А само кресло,в котором сидит Н.Е.Кузьян , прописано с тщательностью, как часть жизни Ивана Ивановича в Таллине , откуда оно и приехало в Иркутск. " Портрет не представляет итог, сальдо того ,что остаётся после всех приобретений и потерь , а схватывает человеческое лицо как нечто живое, продолжающее жить, воспринимаемое в развитии. При этом отнюдь не разрушается гармония " - Ойген Бертхольд Брехт , теоретик искусства. В 60-е годы прошлого века в СССР профессия экскаваторщика была воспета в прозе, в стихах и в живописи. В стране повсеместно великие стройки и преобразования. Ведутся речи о поворотах сибирских рек в сторону Узбекистана. А как их повернуть без экскаваторщика? В мастерской художника Ивана Ивановича Несынова экскаваторщик Борис Шаповалов читал стихи поэта Евгения Евтушенко :
Ах, как работал экскаваторщик!
Зеваки вздрагивали робко.
От зубьев, землю искорябавших,
им было празднично и знобко.
Вселяя трепет, онемение,
в ковше из грозного металла
земля с корнями и каменьями
над головами их взлетала.
И экскаваторщик,
таранивший отвал у самого обрыва,
не замечал, что для товарищей
настало время перерыва.
С тяжёлыми от пыли веками
он был неистов, как в атаке,
и что творилось в нём, не ведали
все эти праздные зеваки.
Случилось горе неминучее
но только это ли случилось ?
Всё то , что раньше порознь мучило,
сегодня вместе вдруг сложилось.
В нём воскресились все страдания.
В нём - великане этом крохотном -
была невысказанность давняя,
и он высказывался грохотом!
С глазами странными, незрячими
он , бормача , летел в кабине
над ивами , ещё прозрачными,
над льдами бледно - голубыми,
над голубями , кем - то выпущенными,
над пестротою крыш без счёта,
и над собой , с глазами выпученными
застывшим на доске Почёта.
Как будто бы гармошке в клапаны,
когда околица томила,
он в рычаги и кнопки вкладывал свою тоску ,
летя над миром. Летел он...
Прядь упрямо выбилась.
Летел он...Зубы сжал до боли.
Ну, а зевакам это виделось
красивым зрелищем - не боле.
Художник в этот момент искал не образ экскаваторщика, а образ человека своего времени с внешней схожестью команданте кубинской революции Че Гевары .
Иван Несынов "Портрет Н.Е.Кузьяна"
Иван Несынов "Портрет экскаваторщика Б.Шаповалова"
В постоянной экспозиции Иркутского областного художественного музея отдела Сибирского искусства на улице Карла Маркса 23"А" можно увидеть "Портрет Алексея Дементьевича Фатьянова, директора Иркутского областного художественного музея",( 1974 , 100х101 , холст/масло).В любой день работы музея, поднимаясь от гардероба вверх по лестнице, зритель сразу встречается с ним, а затем поворачивает налево в большой зал. Так , символически, директор, проработавший и создавший коллекцию иркутских сокровищ с 1948 по 1978 годы, встречает и провожает каждого. Алексей Дементьевич лично хотел, чтобы Иван Иванович Несынов сделал его портрет. Это был удачный творческий союз портретируемого и художника. Оба в равной степени участвовали в творческом процессе над поиском концепции портрета. Их дружба ни кем и ни чем не была омрачена. В процессе работы царило взаимное уважение. Началась работа с картона - рисунка в размер и формат будущего холста ( 100 * 101 ). В первом варианте Алексей Дементьевич показывает указательным пальцем с очками ( прозрейте! ) на стоящую на полу графику с изображением распятия Христа. После обсуждения оба приходят к выводу, что это будет увидено художественно - экспертным советом и окончится доносом в органы государственной безопасности. Желание художника показать истину ,что директор музея есть пастырь , исповедующий любовь к людям несмотря на предательства вокруг, было непоколебимо. Тогда Алексей Дементьевич и Иван Иванович решили воспользоваться наличием в коллекции музея произведения нидерландского живописца Хендрика Тербрюггена (1588-1629) "Увенчание Христа терниями". Увенчание терновым венцом было одним из видов наказания. Корона, или венец, были древними символами силы, правления и почёта. Сделать её из терновника, вместо листьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было актом насмехания над Христом. Хендрик Янс Тербрюгген , голландский художник 17 века, написал картину "Увенчание Христа терниями" в 1622 году. Алексей Дементьевич смог эту картину приобрести для музея как трофейную, вывезенную из Германии каким - то полковником, который снял её со стены в доме немецкого барона. Сюжет показывает покорность Христа перед молодостью ( будущим ) и старостью ( прошлым ), которые в образах старика и подростка палками закручивают вокруг его головы ветки с острыми иглами. Христос есть настоящее , плоть и кровь. Иван Иванович принимает решение разместить фрагмент этой картины за спиной Алексея Дементьевича, как символические крылья. Тогда появилась необходимость отказа в пластике правой кисти руки указующего движения. Тем более, что в правой части холста появилась часть экспонатов из экспозиции музея с женскими образами, которые ввёл Иван Иванович как символику непорочности и материнства. Алексей Дементьевич запротестовал - " Елена Григорьевна ( супруга Фатьянова) не поймёт, почему я на женщин указываю ! " - Ладно, Алексей Дементьевич, огорожу тебя от неприятностей колонной из фарфора от переваловского иконостаса! - сказал Иван Иванович, и сделал окончательный вариант композиции.
Иван Несынов . Картон к портрету А.Д.Фатьянова
Вариант портрета А.Д.Фатьянова
Иван Несынов " Портрет А.Д.Фатьянова"
Художник , выросший среди крестьянских семей , с удовольствием создавал образы тружеников села. В специальном выпуске газеты " Восточно-Сибирская правда", посвящённом областной художественной выставке " Иркутские художники - селу" в 1980 году, искусствовед Тамара Драница написала: "Заметное место на выставке занимает своеобразная портретная галерея И.Несынова , состоящая из маленьких по размеру, законченных по внешней и внутренней структуре и разнообразных по психологическому рисунку произведений". В коллекции Иркутского областного художественного музея находится "Портрет механизатора А.Д.Алексеева"1979 г., 96х85, х/м . Это произведение было показано на международных выставках на востоке Германии ( ГДР) в городах Цвиккау и Карл - Маркс Штадте ( в настоящее время Хемниц) в 1979 году. В 1980 году портрет экспонировался на пятой зональной выставке " Сибирь социалистическая" в городе Барнауле. В этот период творчества Иван Иванович увлечённо изучает искусство древнего Востока. Его всё больше притягивает символизм и декоративность , математическое построение композиций. В портрете механизатора фигура плотно посажена в формат холста. Восточная божественная пластика сочетается с детальной графической прорисовкой и разнообразием технических живописных приёмов. Плотно сомкнутый рот, волевая напряжённость создают торжественность тишины. Портрет механизатора индивидуализирован, и в то же время мастерски обобщён, что позволяет воспринимать его и как изображение конкретного человека, и как собирательный образ типичного труженика советского времени. Архитектоническую слаженность подчёркивают равные расстояния фигуры от боковых сторон рамы, а горизонтальные и вертикальные линии полей проходят на уровне лица. Этот ритмически сложный, звучный , ярко солнечный живописный строй портрета даёт выразительную музыкальность. Краски лежат широкими плоскостями, а некоторые детали залиты одним локальным цветом. Двойной портрет"Ольхонские чабаны"( 1980, 77*65 , холст/масло )также находится в коллекции Иркутского областного художественного музея. Холст полностью был написан с натуры на пленэре в улусе Сасы острова Ольхон на озере Байкал. Сыбык и его супруга Наталья хорошо знали Ивана Ивановича. Художник каждый год в июле приезжал с женой и младшим сыном на метеостанцию Узуры и покупал молочные продукты у чабанов. Художники из Красноярска Алесь Мигас , Сергей Лаврёнов и Степан Ливак мечтали пройти пешком остров Ольхон (в центре озера Байкал) с юга на север. Консультантом выбрали Ивана Ивановича Несынова, своего друга и коллегу по преподавательской деятельности в Красноярском государственном институте искусств ( 1983 - 1984). Произведение "Ольхонские чабаны"было репродуцировано в журнале " Художник" , что в советское время считалось высоким достижением (редакция производила тщательный отбор ) . За круглым столом Алесь Мигас, Сергей Лаврёнов , Степан Ливак и Иван Иванович разложили карту острова Ольхон и стали прокладывать маршрут, тщательно продумывая куда зайти и где следует останавливаться. Самый сложный участок был северная оконечность острова. Иван Иванович рекомендовал для ночёвки улус Сасы , в котором проживали герои его произведения Сыбык, Наталья и их сын Гриша. Для верности отдал в подарок Сыбыку номер журнала с репродукцией портрета и написал добрые пожелания. Маршрут складывался хорошо. Когда художники дошли до улуса Сасы, на встречу им вышел Сыбык. Услышав об Иване Ивановиче приветливо заулыбался, получил в подарок номер журнала и засобирался с женой в дорогу - проехать по всем знакомым и родственникам, чтобы показать журнал и фото портрета. Гостей поручил сыну Грише, который тоже очень обрадовался. Баранина , байкальская рыба, мясо нерпы, молочные продукты - всё для гостей. По традиции Гриша с художниками задобрили ольхонских духов, разбрызгивая водку на землю. Прекрасный вечер. Утром, только художники открыли глаза, Гриша уже принёс ящик с водкой, чтобы полечиться и отдохнуть. Отказываться было не удобно и компания продолжила отмечать свой успех на маршруте. Так продолжалось несколько дней. Алесь Мигас посмотрел на себя в зеркало и отметил синюшные оттенки . Тоже было у Сергея и Степана. Но Гриша чётко выполнял указания отца с матерью - гостей не отпускать до их возвращения. Кормить и поить. Ранним утром следующего дня художники совершили побег, прикрываясь кустами и холмами, чтобы Гриша их не увидел. - Как хорошо водку не пить , - скажет Алесь уже в Иркутске.
Иван Несынов "Портрет механизатора Алексеева"