Найти тему
Хроника христианина

Древний Израиль и Рим - проигранная война за свободу. Покорение

Покорение Израиля Римом

Что касается покорения Римом Иудее то события развивались так: поскольку не прекращавшиеся династические смуты в Сирии продолжали оказывать переменное влияния на внутренние дела Иудеи, Иуда Маккавей принимает решение заручиться поддержкой Рима, уже тогда проводившего широкую завоевательную экспансию, как на Западе (Испания, Карфаген), так и на Востоке (Греция, Пергам, Македония). Он отправляет в Рим посольство которое имело успех.

Тогда избрал Иуда Евполема, сына Иоаннова, сына Аккосова, и Иасона, сына Елизарова, и послал их в Рим, чтобы заключить с ними дружбу и союз, и чтобы они сняли с них иго , ибо они видят, что Эллинское царство хочет поработить Израиля. Итак, они отправились в Рим, хотя путь был очень долгий, и вошли в собрание совета и, приступив, сказали: Иуда Маккавей и братья его и весь народ Иудейский послали нас к вам, чтобы заключить с вами союз и мир, и чтобы вы вписали нас в число соратников и друзей ваших. И угодно было это слово перед ними. И вот список того послания, которое написали они в ответ на медных досках и послали в Иерусалим, чтобы оно служило для них там памятником мира и союза: «благо да будет римлянам и народу Иудейскому на море и на суше и на веки, и меч и враг да будут далеко от них! Если же настанет война прежде у Римлян или у всех союзников их во всем владении их, то народ Иудейский должен оказать им всем сердцем помощь в войне, как потребует того время; и воюющим они не будут ни давать, ни доставлять, ни хлеба, ни оружия,ни денег, ни кораблей, ибо так угодно Римлянам; они должны исполнять обязанность свою, ничего не получая. Точно так же, если прежде случится война у народа Иудейского, Римляне от души будут помогать им в войне, как потребует того время, и помогающим в войне не будут давать ни хлеба, ни оружия, ни денег, ни кораблей: так угодно Риму; они должны исполнять свои обязанности – и без обмана». На таких условиях заключили Римляне союз с народом Иудейским. Если же после сих условий те и другие вздумают что-нибудь прибавить или убавить, пусть сделают это по их общему произволению, и то, что они прибавят или убавят, будет иметь силу.
1 Мак. гл.8 ст.17-30

-2

Дело в том, что в то время римский сенат охотно поддерживал союзы с малыми государствами, попадавшими таким образом в политическую зависимость от Рима. Сенат с охотой признал свободу и автономию Иудеи; Договор был заключен в 161г. до н.э. По Договору римляне обязывались оказывать помощь Иудее против ее внешних врагов. На самом же деле, римляне смотрели на Иудею как на свою налоговую житницу, а также, как на стратегический плацдарм для дальнейшей экспансии на Восток. Отдельные представители царского рода Хасмонеев то вступали в особенно тесный альянс с Римом, то, наоборот, в результате придворных интриг и борьбы за власть изменяли проримской ориентации. Хотя, как правило, такое «отпадение» от Рима кончалось для них печально. 

Иудея под управлением князей из фамилии Маккавеев составляла еще отчасти самостоятельное государство(167-63гг. до н.э.), и находилось даже в дружеских отношениях с Римом. Но в 64 г. до н. э. произошел раздор между братьями Гирканом II и Аристовулом II. И они обратились с взаимными жалобами к римскому полководцу Помпею пребывающему тогда на Востоке. Весь этот клубок противоречий внутренних и внешних - открыл возможность Риму усилить экспансию и реализовать свое давнейшее стремление - полностью уничтожить независимость Иудеи.

-3

В 63 г. до н.э. Гней Помпей взял Иерусалим и римляне вторглись в «Святая Святых» иудеев - Иерусалимский храм. В результате этого, территория Иудейского государства была сильно урезана; многие города были объявлены независимыми и включены в состав римской провинции Сирии. По свидетельству Филона Александрийского (in Flacc. 6 ), в период начала римской империи, только в одном Египте проживало не меньше миллиона иудеев. В Египте, со времени Вавилонского пленения, осело достаточное количество евреев, что бы возникла мощная этническая диаспора. Но большими массами иудеи появились там только при Птолемее I Сотере (305 –283г. до н.э.), после его похода - еще до принятия им царского титула - в Сирию. В эллинистический период две пятые части всего населения Александрии составляли иудеи. Они принимали самое активное участие в общественной и политической жизни страны, занимали высокие (в частности, военные) должности при фараонах, при этом ассимилировались с коренным населением, легко впитывая господствующую тогда в Египте эллинистическую культуру (есть свидетельства, что были случаи, когда евреи становились даже служителями культа Сераписа и других египетских богов). Фараоны покровительствовали иудеям, им были даны льготы или привилегии, подтвержденные во время египетских походов Юлием Цезарем, а также первыми римскими императорами. Да и в самом Риме, существовала многочисленна иудейская диаспора.

-4

Первые свидетельства об иудеях в Риме относятся к сер. II в. до н.э. Уже в 139 г. до н.э. встал вопрос об изгнании иудеев из Рима за допущение к субботнему служению италийских прозелитов. Слово «прозелит» означает того, кто готовиться вступить в Израиль, стать членом народа Божьего через принятия обрезания и всех законов Моисея. Так вот, прозелитизм в это время бурно развивается. Религией евреев интересуются по всей империи, в том числе и в Риме. Прозелитизм развивается в двух направлениях: прозелиты Врат (для этого достаточно было признать Бога Израиля – Истинным Богом) и прозелиты Правды. Всего в империи евреев было, по приблизительным подсчетам, 4 –4,5 млн, т.е. примерно 7% населения империи. Подавляющее большинство составляли иудеи диаспоры - в Палестине вряд ли было больше 700 000 иудеев. «В начале н.э. евреи составляли 7 млн в империи, население которой можно определить в 65-70 млн. Таким образом, один житель из 10 был евреем; на эллинистическом Востоке эта пропорция доходила до одного к пяти. Из этих семи млн., не более четвертой части, согласно переписи, проведенной по повелению Августа, имели права римских граждан, т.е. были свободными подданными. В иммиграции, в целом, численность евреев достигала заметной величины - пяти млн. (См. А. Донини «У истоков христианства.» М. 1989 г. стр.44.)

На Иудею была наложена дань. В размерах приблизительно равных дани взимавшейся ранее Селевкидами; иудейские правители назначались Римом.

продолжение следует...

иллюстрации из открытых источников