Сегодня на «Пеньке» разместился Андрей Марков, генеральный директор компании «Мой спорт». И, прежде чем мы перейдём к разным вопросам, я зачитаю ваши регалии: 11-кратный чемпион мира по ачери-биатлону, 2-кратный обладатель Кубка мира по ачери-биатлону, 12- кратный чемпион России по ачери-биатлону и более 20-летний стаж в спорте. Такие результаты вызывают удивление. Расскажите, что такое ачери-биатлон?
Если я правильно понимаю, это такой биатлон, когда тебе не досталось ружье, а вместо ружья дали лук?
Так и есть. Я начинал спорт в Москве. Как раз застал 90-ые годы, которые были не самыми [простыми] для спорта. Меня сподвигло перейти с классического биатлона на ачери-биатлон отсутствие патронов и отсутствие разрешения на оружие. Тогда очень сильно ужесточились правила, а лук не требует никаких разрешений. Вид спорта меня привлек тем, что от классического биатлона правила отличаются только тем, что там используется винтовка, а здесь спортивный классический лук. Увлекся и в 98-м году перешел. Через три-четыре месяца у меня был разряд кандидата в мастера спорта по стрельбе из лука. Я так понял, что стрельба из лука - это мое. Вообще, вид спорта зародился в Италии.
В Италии? Я, кстати, хотел спросить, откуда этот вид спорта? Думал, какие-то северные индейцы или якуты у нас, которые ходили на северных оленей охотиться.
Очень большая история, это показывают наскальные рисунки, которым порядка 13.000 лет.
Получается, Якутия – родина ачери-биатлона?
Да. В моей спортивной карьере как-то появился уважаемый человек, Президент Региональной Федерации стрельбы из лука. Он сам по национальности хант и в Ханты-мансийском автономном округе он очень увлекся идеей национальных видов спорта. Была даже такая дисциплина стрельбы из лука и плавание на лодках, которые сейчас называются обласа.
Вы генеральный директор компании «Мой спорт». Что сегодня делает компания «Моя спорт» на Kazan Digital Week и вы, как 11-кратный чемпион? Что вас сюда привело?
Я благодарен за приглашение. Здесь мы обсуждаем цифровизацию и то, что происходит с отраслями экономики в нашей стране. В соответствии с Указом Президента на повестке - оцифровать, в принципе, все отрасли. Наша задача, которую мы видим в спорте - перевести всю бумажную работу, которая есть в организации спортивной подготовки в цифровой формат, упростить присвоение разрядов и званий, сделать доступными протоколы соревнования прямо по итогам финиша, а не как сейчас, когда в протокол сначала вносят подписи, потом печать, потом сканируются, потом отправляются.
И через полгода говорят: Ты - чемпион! Пойдем на подиум!
В моем истории был случай, когда я не получил мастера спорта международного класса, потому что бумажки ходили больше года. Вот это все навело на мысль, что нужно упрощать всю спортивную отрасль. Тренер по итогам присвоения разрядов у своих спортсменов, учеников, должен получать надбавку. Все эти сроки, которые раньше занимали 3-5 месяцев сейчас должны занимать дни, а в будущем, я думаю, и часы.
Подводя итог, можно сказать, что компания «Мой спорт» занимается тем, что оцифровывает формальные, бюрократические процессы?
И не только. Мы создаем сервисы для граждан: это запись в школу, подача заявки онлайн на соревнование и мы, тем самым, подступаемся к той задаче, чтобы сразу формировался цифровой профиль спортсмена, цифровой профиль тренера и туда сразу, как в копилку, складывались эти достижения. Принял, например, человек решение перейти в другой регион - и портфолио в один клик переходит с ним. Принял решение покинуть спорт и стать любителем, пожалуйста, тебе ничего не мешает. А дальше мы говорим о системе мотивации, т.е. если уж говорить о взаимодействии частного бизнеса и государства, то сейчас все думают о том, как к 2030 году 70% граждан нашей страны вовлечь в систематические занятия физкультурой и спортом. Система мотивации тоже есть - есть кэшбек за посещение фитнес-клубов и т.д. Наша задача, в том числе, создать такую систему мотивацию, которая людей бы действительно сподвигла хотя бы три раза в неделю позаниматься спортом.
Давайте подведем некоторые итоги: компания «Мой спорт», начиная с того что оцифровывает бумажные процессы, в том числе, создает некую экосреду, по сути экосистему, в рамках которой сохраняется весь профессиональный путь спортсмена и в которой все достижения фиксируются автоматически. Такой паспорт спортсмена.
Так и есть. В 2009 году этот термин был введён в закон о спорте, потом в 2010 году посчитали, что требуется слишком много денег требуется на то, чтобы делать этот цифровой профиль. И немножко отложили эту задачу на 10 лет, поэтому сейчас вернулись к выполнению этой задачи в рамках Указа Президента. Мы уже тесно работаем с 63 регионами нашей страны. Поэтому, отвечая на вопрос, что я здесь делаю, в том числе, мы встречаемся с органами власти.
Повышение прозрачности - важная, казалось бы, в нашем мире вещь. Социальные сети дают возможность находить людей в разных точках мира, можно найти любой контакт очень быстро. Как вам кажется, вот такая «витрина», где видно каждого спортсмена, т.е. можно посмотреть на результаты, и команды могут, наверное, переманивать спортсменов. Когда такой маркетплейс спортсменов становится более открытым, с точки зрения. спортсменов, это облегчает переход из команды, все процессы упрощаются и становятся более комфортными. А, с другой стороны, не кажется ли вам, что может исчезать некая обособленная культура, когда раньше не было такой прозрачности, спортсмены не знали, что можно перейти в другую и по-другому складывались отношения в команде. Не происходит ли утраты командного духа?
Когда мы заговорили о плодах цифровизации, стали смотреть наши проблемы, т.е. спорта, совместно с руководителями спорта региона, совместно со спортивным сообществом, где директора спортивных школ, тренеры и родители спортсменов, то мы поняли одну простую вещь - спортсмену нужно делать всё возможное, чтобы показать свои скилы.
Можно привести наглядный пример - хоккей. Парень из какой-нибудь глубинки, скорее всего, не будет замечен, пока над ним не загорится какая-нибудь [счастливая] звезда и его кто-то не приметит. За счёт цифровизации мы создаём цифровой профиль и получаются, что его скилы будут у спортсмена на виду. Тем же скаутам, тем же экспертам, которые хотят пригласить спортсмена в сборную команду намного проще определить человека по сегодняшним параметрам, для того, чтобы обратить на него внимание, пригласить на просмотровый сборы и это очень важно.
Потом немаловажный процесс - процесс геймификации. Наша молодёжь отличается от той молодёжи, которая была 20 лет назад. У нас в команде, я помню, практически все вели спортивный дневник в бумажном виде. Сейчас все кардинально поменялось: тренировка закончилась - всё, они в компьютерной игре. И когда мы видим, что молодежь стала немножечко не справляться с теми нагрузками, которые были 20 лет назад, невольно задумываешься над тем, что пора трансформировать саму спортивную подготовку. Поэтому в элементы цифровизации у нас в проекте, в том числе, появляется так называемый рейтинг, когда твои достижения на каждой тренировке фиксируется тренером и это показывает твою динамику. Например, сдача тестов. Существует обязательство раз в год сдавать тесты при переводе с одного года подготовки на другой. Но никто не анализировал качество сданных тестов. Наша задача, в том числе, проанализировать эти показатели, сравнить то, что было 10-20 лет назад. Мы тесно работаем с общероссийскими спортивными федерациями в этом направлении, чтобы создать так называемые эталонные методики спортивной подготовки и показать ту самую эффективную программу, которую могут использовать наши тренеры, тем самым создавая конкуренцию без разрыва в 10-20–30 секунд на каких-то дистанциях, а когда в 1 секунде пятеро.
Наша глобальная задача - создать вот эту повсеместную конкуренцию во всех видах спорта, для того, чтобы мы за счёт плотности результатов в итоге выдавали высокие показатели. Помните, как было в Советском Союзе - стать чемпионом СССР было сложнее, чем стать чемпионом мира.
Видимость каждого отдельного игрока не убивает ли командный дух, не порождает единоличников, которые двигаются по своей карьере и команда ему, честно говоря, не очень нужна, потому что есть его личный профиль и его личное движение. И вообще нужен ли сегодня командный дух, про который столько раньше говорили, или сегодня любая команда - это просто набор таких единоличников, которых объединили ради достижения некоего результата, такая рабочая группа.
Командный дух наоборот укрепляется. Например, в топ-100 спортсменов по стране заходят 10 спортсменов из какого-то города с конкретной школы, например, взять самбо, или дзюдо, плавание - есть академии с сильными традициями. Когда спортсмены крутятся в едином пространстве, они показывают более плотный результат. Когда олимпийский чемпион приезжает к себе в спортивную школу, будущие звездочки смотрят на него, подсматривают и, тем самым, набираются опыта. Наша задача, чтобы этот опыт чуть более широко раскрылся для потенциальной аудитории, ведь не каждому, конечно, олимпийский чемпион приедет. За счёт того, что будет что-то перениматься - лучшая методика, лучшее выполнение упражнения. Конечно, не все расскажет, но на первом этапе наша задача - не навредить спортсмену и для этого ограничить пул упражнений, которые в этом возрасте можно давать, и, соответственно, смотреть за тем, чтобы мотивация спортсменов не пропадала. Когда понимаешь, что он постоянно не замечен, у него нет какого-то ориентира, он не выехал на соревнование по разным причинам, то наступает момент, который был в пандемию, когда стали появляться трансформированные турниры. Например, прыжки на батуте, фигурное катание, дисциплины ката, бесконтактное самбо, или выполнение каких-то элементов дзюдо - они стали на расстоянии мериться.
Это трансформация, в том числе, и в ту сторону. Сейчас здесь тоже представлены проекты «Игры будущего», то есть идет «кибердисциплина», которая смешивает физические активности спортсмена и его digital-активности, компьютерные. Я с этим вопросом еще в 2019 году обращался к компьютерной аудитории. Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России, он тогда уже задумался над тем, как физические скилы спортсмена передать в компьютерный аватар игрока в компьютерной игре. И одна из трансформаций в будущем - это когда твоя физическая форма будет влиять на того компьютерного героя, которым ты управляешь.
Тогда последний вопрос: считаете ли вы киберспорт вообще спортом.
Я был одним из тех, кто этот вопрос часто поднимал. Ребята услышали призыв спортивной общественности, которые классическими видами спорта занимаются, что у киберспортсмена тоже должна прокачиваться мускулатура.
Уже доказано на ряде научных статей, что физическая форма киберспортсмена влияет на его результат в игре. И наша задача в том, чтобы киберспортсмены четко понимали, что существует тесная взаимосвязь между его физическими кондициями и его скилами в компьютерном мире. Наша задача - оцифровать профиль киберспортсмена, показать, какой он по гибкости, по силе, быстроте и выносливости. И тем самым придвинуть рецифровизацию киберспорта.
Мне нравится идея, когда твой аватар будет полностью зависим от твоих данных, когда не просто купил себе вот столько силы. Спасибо, Андрей, за нашу беседу.