Найти в Дзене
klapan1-2

Халхин-Гол. Еще два года передышки

29 мая начались бои еще более ожесточенные: подтянутые из глубины Монголии части 57-го корпуса РККА и Монгольской Народно-Революционной армии перешли в контрнаступление.
Бои  шли весь день. К исходу дня, пользуясь  слабой организацией разведки советско-монгольских частей, японцы отошли вглубь своей территории.
Тем временем, разворачивались и бои в воздухе.
Увы, не в нашу пользу.
В составе  57 Особого корпуса РККА имелась 100-я смешанная авиабригада - около ста самолетов, в том числе, истребителей И-15 и бомбардировщиков, но и по уровню выучки  летного и техсостава она заметно уступала японцам.
Многие пилоты не имели навыков воздушного боя, не умели воевать в группе. У японцев боевой опыт был в избытке.
В результате уже в первые дни боев, к 25 мая, авиабригада потеряла 20 самолетов, из них 15 - истребителей, а японцы - 1.
Узнав о результатах, Москва приказала применение авиации резко ограничить. До особого распоряжения.
Войска остались без прикрытия с воздуха.
***
Что касается
Советские летчики - истребители на Халхин-Голе
Советские летчики - истребители на Халхин-Голе

29 мая начались бои еще более ожесточенные: подтянутые из глубины Монголии части 57-го корпуса РККА и Монгольской Народно-Революционной армии перешли в контрнаступление.
Бои  шли весь день. К исходу дня, пользуясь  слабой организацией разведки советско-монгольских частей, японцы отошли вглубь своей территории.
Тем временем, разворачивались и бои в воздухе.
Увы, не в нашу пользу.

В составе  57 Особого корпуса РККА имелась 100-я смешанная авиабригада - около ста самолетов, в том числе, истребителей И-15 и бомбардировщиков, но и по уровню выучки  летного и техсостава она заметно уступала японцам.
Многие пилоты не имели навыков воздушного боя, не умели воевать в группе. У японцев боевой опыт был в избытке.
В результате уже в первые дни боев, к 25 мая, авиабригада потеряла 20 самолетов, из них 15 - истребителей, а японцы - 1.
Узнав о результатах, Москва приказала применение авиации резко ограничить. До особого распоряжения.
Войска остались без прикрытия с воздуха.

***
Что касается нашей авиации - в ее составе были истребители И-15 бис и И-16, бомбардировщики СБ  и самолеты-разведчики.

Проблема была  даже не столько в ТТД самолетов - в конце концов, в Испании они показали себя  достойно, даже на фоне первых модификаций "Ме 109", (понимаю, спорно) - проблема была еще и в обслуживании боевых самолетов.

В качестве иллюстрации: Лётчик-истребитель Георгий Фомич Приймук вспоминал об одном из первых воздушных боёв с японцами:
"Только взлетели, у моего двигателя отказала тяга - винт вращается вхолостую, самолет, сломав строй, начинает отставать от эскадрильи; я попытался увеличить обороты, но мотор остановился намертво. Пришлось идти на вынужденную посадку.
Выпрыгиваю из кабины, осматриваю свой И-16 - никаких повреждений не заметно, только капот двигателя и нижняя поверхность центроплана забрызганы маслом. Хорошо хоть, аэродром рядом - пригнали оттуда машину-пускач, взяли мой самолет на буксир и притащили обратно".

***
Уже 22 мая, осознав недостаточный уровень подготовки пилотов и техсостава   100-й авиабригады, на полевые аэродромы под Баян-Туменем перелетел  22-й истребительный авиаполк в составе 63 истребителей И-15 и И-16;  чуть позже в МНР был переброшен  полк бомбардировщиков СБ - 59 машин.
При этом руководство ВВС РККА прекрасно понимало: можно продолжать переброску самолетов, но при существующем уровне подготовки летного состава проблему это не решит.
Только нагрузка на  ремонтников возрастет.
И 29 мая было принято решение о направлении в МНР  группы из  47 пилотов, прошедших Испанию и бои в небе над Китаем, во главе с героем Гражданской войны в Испании, замначальника ВВС РККА комкором  Яковом  Смушкевичем.
17 Героев Советского Союза в составе.
В группу вошли лучшие.
Их задачей было переломить ход боев в небе над Халхин-Голом и помочь пилотам 100-й авиабригады. Научить их сражаться. 
В сжатые сроки: гром грянул...
Ситуацию в воздухе постепенно переломить  удалось.

***
Что касается ситуации на земле... Точнее,  в окопах и степи, тут тоже все было, мягко говоря, непросто...
О проблеме связи, которая проявилась  еще в боях у озера Хасан читайте выше.
Комдив Фекленко и штаб его корпуса пытались руководить боями у Халхин-Гола из Тамцак-Булака,  а он, на минуточку, в 120 километрах от театра боевых действий, причём из командования корпуса никто (!) непосредственно к месту  боев  не выдвигался.
Только полковой комиссар Михаил Никишев - тот поехал.
И перехват японцами инициативы в воздухе штаб поверг в шок.
Больше думали о том, как оправдаться, чем о том, как решать проблему.

Фекленко досталось  от Ворошилова - тот устроил ему разнос 27 мая,  его категорически не устраивали потери  в воздушных боях.
Тем не менее, уже на следующий день Фекленко в боевом донесении запросил у начальника Генерального Штаба командарма 1 ранга Бориса Шапошникова  разрешения отойти за реку и защищать западный берег.
Причем, отходить предлагал сейчас же, 28 мая, как стемнеет.

Продолжение следует

Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona