В современных домах сейчас редко встретишь ковры на стенах.
При планировке квартиры, либо в доме приглашают дизайнера и точно ковры никак не вписываются в их креативный интерьер.
Ковры в свёрнутом виде теперь лежат где-нибудь и тоскуют, а раньше они были необходимыми .
В 70годы и раньше в каждой квартире или в доме на стенах висели ковры, и с каким же трудом иногда их доставали, ведь даже привозили из заграничной командировки.
А вот так сейчас.
Почувствовали разницу?
Да всё меняется, но не кажется вам, что тогда жилище выглядело уютнее, теплее?! Надеюсь вы меня поймёте и улыбнётесь.
А сейчас, как не стараешься обустроить свое гнездышко прибегая к дорогим материалам и уникальной мебели всё это выглядит как музей, нет души.
Ковры были разных расцветок, неповторимые орнаменты, играли сочными красками.
Еще в детстве в доме бабушки утром открываешь глаза, а на тебя смотрит олень.
Накануне ты смотрела на него перед сном и тебе в голову приходили различные истории.
Да, ностальгия.
К чему это я?! Думаете я вас агитирую вернуться к старому?)
Я предлагаю погрузиться в атмосферу 50 - 80 годов 20 века, в край, где и сейчас живёт уникальная художественная культура, а создали её коренные народы Приамурья.
Именно этот период считается расцветом коврового творчества.
Нанайцам и ульчам принадлежит свой стиль в изготовлении текстильных ковров.
Красота, не правда ли?!
Всё настолько изящно, ровно и возникает вопрос, как же всё это создаётся?
Способы различные:аппликации, плетения, вышивка и мозаика и т.д
Многие опытные амурские мастера в своём арсенале используют трафареты орнаментов.
Их передавали по наследству или самостоятельно готовили.
Трафареты изготавливали из бересты, кожи рыбы или бумаги.
На бересте узор выдавливают ногтем большого пальца, приставленного вертикально к плоскости бересты, а потом вырезают специальным ножом или лезвием.
Амурские мастера применяют аппликации двух видов: простую накладную и подкладную (прорезную).
Всё аппликация готова для орнамента, а затем для этого ткань с изнаночной стороны проклеивают мучным клейстером, он придаёт материалу прочность и края не осыпаются .
На лицевую сторону прикладывают трафарет узора и костяным ножом прочеркивают контур рисунка, выдавливая его на ткани, полученное изображение вырезают.
Элементы аппликации приклеивают рыбьим клеем, срезы аппликации оформляются разными способами: вышивкой, руликом, тесьмой.
Ульчские мастера имеют свой стиль, они помимо аппликации ещё и вышивают узор ковра тонким тамбурным швом, чередуя нити через маленькие промежутки. Орнамент выглядит легким, как будто нарисовали цветным карандашом.
В Приамурье ковры плели из узких полосок контрастных цветов. Преобладали черный, белый и красный цвета.
Мозаические ковры также получили широкое распространение.
Помимо геометрических орнаментов художники создавали чешуйчатый рисунок, затем края обшивали тесьмой
Они применяли и сложные композиции, образующие сетку из орнаментального элемента под названием "дяха", по аналогии с китайской монетой и с отверстием в центре.
Приятно нарядиться в праздничный костюм, а посмотрите на ножки красавицы. Неповторимый рисунок, глаз не оторвать.
Костюм из кожи рыбы, Потрясающий.
В начале статьи на фото ковров изображены тоже орнаменты, но это уже не аппликации, а машины.
До 50 годов все виды декоративных работ с коврами выполнялись вручную, со временем появились машины, которые помогали в работе мастеров, но кроме вышивки.
Северные жители эвены и эвенки предпочитают создавать ковры из шкурок животных. А вот из птичьих шкурок мастерят негидайцы.
Обратите внимание и на такие вещи.
Вот с такими работами мастеров жителей Приамурья я хотела вас познакомить.
Выставка из Хабаровска объездила много городов России и вот у нас тоже была возможность познакомиться с этими шедеврами. Благодарим организаторов за такую красоту.
Сколько еще таких уникальных мастеров разных промыслов живёт в нашей стране и очень радостно, что они сохраняют самобытность своих предков, оберегают и передают из поколения в поколение секреты мастерства.
Мне очень хочется, чтобы это искусство продолжало жить.
Чтобы молодое поколение постоянно интересовалось и гордилось!