9 мая 2021 г. свет увидел 1 сезон "Пищеблока", сериала построенного на соотношении темы вампиров и советской власти, постоянно символически критикующего строй советской эпохи времен гражданской войны и позднее, осуждающего большевизм, в целом, и кровопролитие или "-питие", в частности. Сериал основан на одноименном романе постсоветского писателя Алексея Иванова, которому конечно же выгодно хаить старую власть и подчищать ботинки новой. 1 сезон смог привлечь к себе внимание огромного колличества зрителей, в чем помог сериалу помимо стримингов еще и канал СТС, транслируя хоррор-приключение по ночам. И вот с жаром хоррора или скорее триллера у сериала были серьезнейшие проблемы. При постоянном желании напугать у сериала не получается это не единожды, а все попытки сводятся либо к обычным световым спецэффектам, либо к вырвиглазной графике, как было к примеру в конце с стратилатом-оборотнем. Сериал не пытается быть похожим ни на что, он просто совмещает в себе все самое хорошее из иностранных хорроров, и делает это плохим у себя. Странно наблюдать за таким зрелищем, видя подорванное качество сериала, но были те, кому действительно понравилось смотреть такое. А если искать в сериале символику антисоветщины, то она сочится отовсюда, но так неуместно выставить на передний план подобные проблемы могли только наши постановщики. Никаих серьезных предъявлений, не выяснения причин, ни объяснений такого отношения к прошлой эпохе вы здесь не увидите, просто кто-то так видит и навязывает свою точку зрения, что и выгодно нашим киноделам, как и нашему правительству. Кстати, такую проблему имеет и роман-первоисточник, только там мы точно могли понять, что автор высказывает свое мнение просто в фантастическом ключе, а сериал так не может, хоть Алексей Иванов и числится одним из сценаристов. Смотреть на обвинения через вампиризм из пустого порожня сложно и как-то неприятно. Вообщем, при просмотре я старался не связывать сериал с той эпохой и абстрагироваться от подобных намеков (а это сложно), следить просто за сюжетом и темой вампиров, что очень интересно и по-истине захватывающе.
Второго сезона зрители ждали 2 с половиной года (если его вообще кто-то ждал), и почему-то именно с выходом продолжения все позабыли об ужасном первом сезоне, и начали либо расхваливать 2, либо сравнивать его с "Очень странными делами" братьев Даффер, что очень похоже на картины такого формата, который представляет из себя визуальная дорожка "Пищеблока", расхваливая первый и разнося второй. Но, как по-мне, подобные суждения далеки от реальности. И знаете, действительно, когда я приступил к просмотру 2 сезона сериала, то во мне проснулась живая настольгия по первому, нельзя же на него так часто отсылаются в продолжении, тем более уж очень не хватало атмосферы летнего лагеря, хотя в первом она была полностью подорвана неработающими элементами хоррора. Здесь же все по-другому.
Давайте наконец разберемся, каким получилось продолжение "Пищеблока", насколько оно схоже с оригиналом, правильно ли его сравнивают с "Stranger things", и чем закончился 2 сезон.
Валера учится в школе, вместе с Анастасийкой и другими, в их классе появляется новенькая, которая позже практически бессмысленно заменит Анастасийку на месте любовной пассии новоиспеченного стратилата. Я думаю, те, кто смотрел 1 сезон, не забыли, что, Валерка Логунов, спасая Анастасийку Сергушину, позволил стратилату Серпу передать ему свою кровь. Впоследствии этого во 2 сезоне древнейший стратилат для своих целей хочет завербовать Валерку и творит полный беспредел, постепенно выдавливая Валеру из коллеи не кусающего людей вампира, ведь он, так сказать, держит пост во имя человека и человечеости, а точнее ему в этом помогает Игорь и Анастасийка... Помогала... Самый первый вопрос, который хочется задать создателям сходу: "Зачем в России Новый человек-паук, почему героя сливают сразу же, не дав успеть сюжету хоть как-то подвинуться с места, еще паче - делают это толчком, какой во всем этом смысл? Заставить стать Валерку еще сильнее?" Я не знаю, о чем думали создатели, но создать крепкий дует у них не получилось, зато получилось грамотно заменить героиню на другую. Молодцы! Вероника Несветова почему-то должна быть с Плоткиным. Александр берет ее в рабство, при этом создатели не посчитали нужным ничего объяснить. Он и не вапир, и не хороший человек, а тогда что? Какая причина? Откуда в кадре бывшая Игоря? Какую она играет роль?
По хорошему, новый постановщик картины, Эдуард Бордуков, которого, кстати, взяли не понаслышке и к счастью для сериала, должен был начать историю прямиком с прошлых событий, но он просто пускает длинный флешбек, дабы напомнить зрителям события первого сезона, а что случилось с героями после? И тут, вклинивая новые линии героев или просто новых героев, режиссер будто бы полностью переписывает сериал, ставит на паузу и совершает reboot. Можно было этого избежать? Да, но на качество это повлияло в лучшую сторону, да настолько, что безграмотно и бесталантливо поставленные страшилки из первого сезона здесь обретают мистику и саспенс, так нехватавшие сериалу про вампиров. Сюжетные линии здесь рисуются грамотно с точки зрения режиссуры, сценарий не резанный, судьбы героев полноценно обыгрываются, может несовсем правильно актерски, но в основном схемы рабочие, если, конечно, не брать в счет, образ Риты, странное поведение которой здесь в два счета меняется на милое и подвластное с ребяческого и дерзкого, хоть этому и есть серьезная причина, но напрягает скорость, с какой Рита меняет свое поведение, и винить в этом актрису не получится, уж больно хорошо она играла то, что ей сказал режиссер)
Теперь обсудим проблемы немного другого характера, которые будто по пятам идут еще с первого сезона за сериалом, это сюжетные дыры и несостыковки. Сценаристы во время написания сценария будто сами запутались в понимании того, про что сериал, и пытаются вечно поменять структуру повествования, пропустив что-то, а потом сделав вид, будто этого и не было. И подобные вопросы постоянно возникают при просмотре, несмотря на такие же постоянные флешбеки и повторяющийся сеттинг 1 сезона в конце второго. Невероятно напряжно смотреть на то, как нам пытаются впаять заведомо ложную линию повествования, а ты уже знаешь, что она ложная, ведь авторы используют тот же, что и в первом сезоне, эффект переборки вариантов и внезапное возникное самого неожиданного из них, да?! Как предсказуемо. Визуал сериала прекрасен с одним "но": он был хорош и в первом сезоне. А теперь давайте поговорим про графику.
Я думаю, никто из смотревших не забудет графон в финале 1 сезона, как никто не забудет графику и в конце 2. Вроде бы все хорошо: вампирские языки, перелеты по комнатам, красные глаза, вздувающиеся вены, кровь, телепатические зоны видения вампира, но простите, зачем тогда в самом конце опять превращать стратилата в несносного монстра и ломать графику с happy end'ом как в детских утренниках?! Помните графику в сериале "Король и шут"? (Кстати, от той же самой компании, "Лунапарк") Так вот, там она намеренно расщеплялась на пиксели и выглядела как фильмы или игры на старых кассетах. Здесь можете в прямом смысле ЛИЦезреть тоже самое. (Потом поймете, о чем это я) И да, кто-то скажет, что там в принципе графика не очень. Может быть, но зачем так сильно пестрить в конце ее некачественностью. Это же как минимум глупо!
В итоге сериал получился достойным продолжением оригинала. Не слишком пафосный, и не слишком чувственный. Где-то мы видим постоянные смерти героев, где-то отсылки на массовую культуру. Спасибо хоть, что полностью Советский Союз убрали со своей символикой! Как говорится: "и на этом спасибо!" Сериал больше не играет двусмысленностью, так как сценарий оригинальный, и не связан с первоисточником, только если с общей начальной историей (кстати сценарий одобрил сам автор), что пошло на пользу сериалу. Можно спокойно с интересом и, затаив дыхание, наблюдать за компанией разведывателей таинственного. Что взяли авторы "Пищеблока 2" от "Очень странных дел"? По сути, всю визуальную составляющую от красного света в кадре до дыма, но не более того. Может Эдуард и отвечал братьям Даффер, но только в том плане, что не собирается топтаться на месте и пускать историю в который раз по кругу, как это постоянно происходит с "Делами", а готов даже перезагрузить историю, дабы она изменилась, по его мнению, к лучшему, и я с ним солидарен. Сезон же кончается, как и первый, возвращением всех героев в превычное состояние, кроме двоих: Валерка и Рита теперь должны вместе жить дальнейшую жизнь вампира, справляясь со всеми прилагающимися вампиру трудностями. Вот и повод для начала любовных отношений! Финал открытый, с намеком на третий сезон, как вы уже, наверно, поняли. Ну а с вами был я, черт из "Колеса Обозрения"! До встречи!