Найти в Дзене
С книгой в руках 📚

"Гений" Теодор Драйзер.

Оглавление

Фото из Pinterest.com
Фото из Pinterest.com

"Ох уж этот, Витла - Витла!" ( "Гений" - лучший и любимый роман автора).

Теодор Драйзер в первую очередь известен своим реализмом. Он писал о том, о чем все молчали: о человеческих пороках, деньгах, заработанных на обмане, изменах в отношениях, социальных проблемах.

Лично я знаком с этим писателем через трилогию о выдающемся финансисте. Было время, когда интерес к инвестициям побуждал к чтению этакой литературы. И выбор пал на роман "Финансист", что оказалось, в конечном счёте, весьма оправданно и интересно. В нем фигурировал в роли главного героя выдающийся и незаурядный миллионер по имени Фрэнк Каупервуд, прототипом которого был известный в то время американский бизнесмен и финансист Чарльз Тайсон Йеркс.

История произвела на меня в ту пору неизгладимое впечатление. Особенно манера главного героя стойко держаться в обществе. Это исключительное качество отражало в нем дар, который люди чувствовали, находясь с ним рядом. Его ментальное состояние было на недосягаемом уровне, что, на мой взгляд, в результате и привело к головокружительной карьере.

После прочтения данной трилогии в дальнейших же моих планах было узнать ближе и другие работы автора.

Шло время, и однажды осенним днем, когда за окном веяло прохладой, а солнце уже светило не так ярко, я держал в руках одно из любимых творений Теодора под названием "Гений", написанное им в 1915 году.

Фото из личного архива. Теодор Драйзер "Гений"
Фото из личного архива. Теодор Драйзер "Гений"

Этот роман повествует о талантливом художнике Витле Юджине, который прошёл свой жизненный путь под пером автора от родной Александрии до Чикаго и Нью-Йорка.

Ещё с юнности молодой человек зачитывался Диккенсом, любовался видами из окна, пребывая в мечтах. Он был ценителем всего прекрасного, что, пожалуй, и сыграло в скором времени с ним злую шутку. А его амбиции, неординарное видение, наряду с неиссякаемой фантазией, послужили неким рычагом к тому, чтобы пристраститься в итоге к искусству.

И вот я наблюдаю за человеком, художником по призванию, который, к сожалению, не получает должного одобрения своих достоинств в обществе. Хотя многие и находили стиль Юджина оригинальным, отличавшим его от других мастеров того времени. Но картины по роковой судьбе или же случайности продавались из ряда вон плохо. Это очень выбивало из равновесия внутреннее состояние героя, так как необходимость чувствовать уверенность в завтрашнем дне и, как все таланты, ощущать признание, диктовали другой путь развития его творческой личности. Но все же некую популярность и славу он обрёл, хотя отдачи как таковой и не было. Вскоре Юджина настиг творческий кризис. Ему с трудом давалась работа за холстами, он многократно исправлял одну и ту же картину, но никак не мог достичь удовлетворения и завершенности. Отсюда и потеря вдохновения. Вслед за которой шла затяжная депрессия, а потом и поиски себя в этой жизни.

Хочу отметить, что если первые две главы содержат описание становления главного героя, как личности, там он пробовал себя в разных проявлениях - и как художник, и как обычный рабочий, и как руководитель. Третью же главу автор наполнил целым рядом сомнений. В душе главного героя царил какой-то хаос и противоречивые мысли. Склонность к самоанализу и рефлексии приводили к тому, что его чувства постоянно были в смятении. Как истинный художник, он бесконечно был в поисках идеалов, которые воодушевили бы его. Дар ценить прекрасное как раз и образовал его роман с юной Сюзанной. С красивой, обаятельной, но и действительно умной, начитанной и наполненной глубоким внутренним содержанием девушкой.

Она словно раскрасила разноцветными масляными красками черно-белое полотно главного героя, который явно заскучал.

В итоге интрига взрослого, успешного и женатого человека с молодой красивой и весьма состоятельной девушкой слегка подзатянулась!

Но у Драйзера, судя по всему, были на этот счёт другие взгляды.

Хотелось, конечно же, больше моментов, которые подчеркивали бы творческую составляющую главного героя. Но это жизнь. Которая порой не спршивает у нас совета. По итогу же их любовная связь так и не получила свое развитие в связи с внешними обстоятельствами и общественными нормами того времени.

Но что же это было? Вспышка? Мимолетное влечение? Самообман? Глоток свежего воздуха? Попытка снова пропустить через себя те чувства, которые он испытывал когда-то?

Я думаю, Юджин и сам в полной мере не смог бы ответить на эти вопросы. Его одержимость, к сожалению, затмила здравый смысл, который имел свойство покинуть комнату, заперев снаружи дверь.

Конечно, его жена Анджелла, сохраняя верность и даря ему свою любовь, не заслуживала к себе такого отношения. Юджин поступил весьма эгоистично и безответственно, особенно в период, когда намечалось рождение ребёнка, и его поддержка была как никогда кстати.

Ох уж этот Витла, Витла! 🤷‍♂️

А дальше религия. Снова живопись. Успешные выставки. Баланс. А самая главное - это то, что рядом с ним его любимая дочурка, в которой он души не чает.

М-да...и правда. Как хаотична жизнь! Сколько в ней разнообразия, сколько нежности и суровости.

Ну а я прощаюсь с автором и его персонажами в этой яркой симфонии. А вам говорю: всем до скорой встречи!

P.S. Теодор Дрйзер выдающийся писатель своего времени. Хоть кое-какие моменты с трудом давались, но я все же отдаю этому гению честь и хвалу за его труды и талант!