Найти тему
Ромашковый сбор

Советский город-сад: поселок художников на Соколе

В наши дни район Сокол считается чуть ли не центром столицы. Но это единственное место в Москве, где до сих пор сохранилась массовая малоэтажная застройка.

Автор: Василий Лужбин

Фото: Надежда Пивоварова.
Фото: Надежда Пивоварова.

Не считая Стамбула, который лежит сразу на двух континентах, Москва — самый большой город Европы. Говорить долго о ее облике и образе смысла нет, всем и так известны эти контрасты: исторический центр с приятными дореволюционными домами, сталинский ампир, панельные районы, растущие в последние двадцать лет небоскребы, широкие проспекты и прочее. Но среди этих привычных московских пейзажей есть один островок, который для Москвы можно даже назвать чужеродным, — это поселок «Сокол», известный также под неофициальным названием «поселок художников».

Поселок «Сокол», вид сверху.
Поселок «Сокол», вид сверху.

Как и Чайный дом на Мясницкой, и ГУМ, о которых мы уже рассказывали, поселок «Сокол» оказывается третьим подряд юбиляром. Но если первые два здания отмечают 130 лет, то для «Сокола» этот год еще важнее, ведь ему исполнятся 100 лет. Этой осенью ровно век, как началось его возведение. Чтобы понять, как и почему внутри Москвы появился целый поселок из небольших частных домов и что он из себя представляет, нужно посмотреть, каким был город в начале суровых 1920-х годов.

В 1917 году в Москве жили 1,8 миллиона человек, но уже через три года — в 1920-х — население сократилось до миллиона. Вероятно, сказались революция, Первая мировая и гражданская война, которая к тому моменту шла уже два года. Однако к 1923 году ситуация начала выравниваться — число москвичей достигло уже полутора миллиона. На фоне этого в Москве были серьезные проблемы с количеством жилья, а денег на строительство нового тоже не было. Советская власть стала искать варианты, как решить эту проблему, и в августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном строительстве — граждане получили право строить собственные жилые дома. С этого момента в Москве начинается один из самых необычных архитектурно-строительных экспериментов.

В 1920-е в советских архитектурных кругах обсуждалась идея так называемого города-сада. Появилась она в самом конце XIX века благодаря английскому социологу-утописту Эбенизеру Говарду. Он считал, что современные города устарели и жить в них неудобно, поэтому предлагал строить небольшие поселения, сочетающие в себе городские и деревенские элементы: в них есть нужная инфраструктура вроде образовательных учреждений, библиотек, клубов, музеев, больниц, спортивных площадок, но дома при этом небольшие — что-то вроде сельских коттеджей. Подобные поселения были реализованы в некоторых странах.

В Москве город-сад хотели построить еще в 1903 году на Ходынском поле. Над проектом долго работали, но после начала Первой мировой войны стало не до него. К идее вернулись ровно сто лет назад, когда возле села Всехсвятское, известного с самого конца XIV века и вошедшего в состав Москвы в 1917 году, начали строить поселок «Сокол». Еще через пятнадцать лет он дал название одноименной станции зеленой ветки метро. Почему поселок назвали именно так, доподлинно неизвестно, однако считается, что изначально он должен был появится в Сокольниках. По какой-то причине от этой локации отказались, но необходимая документация кооперативного-жилищного товарищества под названием «Сокол» (в ней имелся даже герб поселка) уже была готова, и проект реализовали без изменений на новом месте.

Под строительства взяли часть земель Всехсвятского, на ней кооператоры должны были построить две сотни домов в течение семи лет. Проекты зданий были индивидуальными, в основном над ними работали архитекторы Николай Марковников, братья Веснины, Иван Кондаков, Николай Колли. В строительстве «Сокола» принимал участие и Алексей Щусев, но он отвечал за создание генплана. Некоторые появившиеся дома возводились с использованием экспериментальных материалов, и уже через короткое время они стали массово применяться в других архитектурных проектах. При этом некоторые из домов были построены в стиле русских изб — неожиданно, если учесть, что в те годы в советской архитектуре был расцвет конструктивизма, который символизировал начало новой эпохи в градостроительстве. Ради появления поселка, к слову, уничтожили кладбище Всехсвятского села с захоронениями погибших в войне с Японией. Сегодня от него остались лишь скверик и часовня, да и то сейчас в ней находится массажный салон. Само Всехсвятское какое-то время соседствовало с «Соколом», но исчезло в конце 1940-х, уступив место сталинкам. Но кое-что сохранилось — храм Всех Святых во Всехсвятском, который находится за вестибюлем метро.

Но вернемся к «Соколу». Его улицы решили засадить разными породами деревьев, на каждый — своя: клены, ясени, липы, тополя. С названиями улиц тоже интересно. Как уже говорилось, «Сокол» часто называют «поселком художников». И вовсе не потому, что здесь жили сплошь художники. Жители решили, что в Москве недостаточно улиц в их честь, и решили это исправить. Здесь есть улицы Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Василия Верещагина, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Валентина Серова и так далее. Художники, впрочем, среди обитателей поселка тоже были, но помимо них домами владели сотрудники наркоматов, экономисты, учителя, агрономы, рабочие и техническая интеллигенция.

Улица Венецианова, 1990-е годы.
Улица Венецианова, 1990-е годы.

А еще в поселке находится самая короткая улица Москвы. Многие ошибочно считают таковой Ленивку, но короче всех «сокольская» Венецианова. Выглядит она как тупик, но нет, это самая настоящая улица длиной в 48 метров. Если вы решите по ней пройтись, учтите, что с левой стороны за забором вас наверняка облает не самая дружелюбная собака. Упирается улица в построенный в 1937 году дом, похожий на замок. В нем работал Александр Герасимов — художник-соцреалист рисовавший советских вождей, включая Сталина. Благодаря таким высокопоставленным гостям в поселке «Сокол» появился асфальт. Словом, значимость улицы Венецианова больше, чем кажется. В одном из домов, совершенно скромном, находился местный кукольный театр, которым заправляли скульптор Иван Ефимов и художница Нина Симонович-Ефимова. Они оказали влияние на Сергея Образцова, который в 1931 году основал театр кукол на Садовой-Самотечной улице, работающий и по сей день.

Дом художника Герасимова.
Дом художника Герасимова.

Но в истории «Сокола» было не все так радужно. В 1935 году на поселок рухнул самолет АНТ-20 «Максим Горький». Он летел на Ходынский аэродром в сопровождении двух небольших И-5. Один из них решил сделать мертвую петлю, и этот трюк закончился тем, что И-5 влетел в АНТ-20, застряв в нем. Считается, что АНТ-20 все еще можно было посадить, но вскоре у И-5 оторвался хвост. Его удар по АНТ-20 стал роковым — самолет развалился прямо в воздухе и упал на «Сокол». Все 49 пассажиров и пилот погибли. Что касается жителей поселка, то каким-то чудом никого из них не задело — обошлось лишь разрушенными домами.

1930-е для «Сокола» вообще выдались не самыми простыми. Еще в конце 1920-х поселок начал подвергаться критике. Мол, мы строим коммунизм, а тут какие-то частные дома — буржуазненько. В начале 1930-х у «Сокола» отобрали часть незастроенной земли, отдав ее на возведение жилья для сотрудников НКВД. А в 1936 году в СССР прекратилось кооперативное строительство, так что «Сокол» стал собственностью города.

В начале 1950-х поселок пытались снести. Впервые, как поговаривают, его спас Сталин. Затем на его месте хотели построить многоэтажки — снова не вышло; потом возникла идея снести почти половину домов — тоже безуспешно. Спасали «Сокол» от печальной участи Минкульт СССР, Союз архитекторов и Общество охраны памятников, а в 1979 году поселок получилось поставить под государственную охрану. А уже в перестройку жителям поселка вернули право им распоряжаться. Например, в центре «Сокола» появились детская площадка и обелиск в память о жителях, воевавших в Великую отечественную, многие дома отремонтировали, был открыт музей поселка (в нем, например, выставлены обломки упавшего самолета) и даже издавалась местная газета.

Улица Верещагина, 1960-е годы, дом не сохранился.
Улица Верещагина, 1960-е годы, дом не сохранился.

Сегодня «Сокол» продолжает стоять, хотя внешне сильно изменился. Часть жителей продала свои дома (сегодня цены на некоторые из них достигают миллиарда рублей), и порой это заканчивалось их сносом, а на их месте возникали большие современные коттеджи. Это, кстати, незаконно, учитывая охранный статус оригинальных зданий. Некоторые участки в наши дни обнесены высокими заборами — это не дает в полной мере прочувствовать местную атмосферу. В 1920-е годы это понимали, поэтому в «Соколе» разрешали ставить только низкие ограды.

В любом случае прогулки здесь вызывают довольно странные, но хорошие впечатления, особенно, когда на фактически дачных домиках видишь московские указатели адресов. У главного входа стоят два небольших обелиска, которые венчают фигуры соколов, по соседству находится управа всего района Сокол. А на центральной площади расположены большие цифры, обозначающие возраст поселка. В этом году их впервые три — 100 лет.

Очень интересно, какой могла иметь облик Москва, если бы этот эксперимент признали успешным и распространили на весь город.