Мы должны прекратить оценивать страны на основе внешних критериев, которые не имеют корней в их родной культуре.
Руководство Верховного комиссара ООН по правам человека определяет все процессы управления, а также институты, процедуры и практики, с помощью которых решаются и регулируются вопросы всеобщего интереса. Совет ООН по правам человека заявляет, что управление основано на принципах прозрачности, ответственности, подотчётности, участия и отзывчивости на потребности людей. Вопрос в том, может ли благое управление быть достигнуто только с помощью западной демократической политической системы или существуют другие политические системы, например, исламская, китайская или российская модели, которые могут привести нас к такому же результату?
В последнее время всё чаще раздаются голоса, критикующие западную демократию. Они утверждают, что эта модель переживает внутренний кризис и сама потеряла связь с ценностями, на которых она была построена. Вышло несколько книг и статей, критикующих западную модель демократии и предсказывающих неминуемый крах этой системы как глобализированной модели, которой могут следовать незападные страны.
В последние десятилетия мы видели политические системы по всему миру, которым удалось достичь уровня успеха в социально-экономических показателях и показателях человеческого развития, невиданного в странах, управляемых демократическими системами. Этим недемократическим системам удалось привести свои общества к безопасности и благосостоянию благодаря высокоэффективным инвестициям в человеческие ресурсы и знания государства. Такие меры были приняты с высокой прозрачностью, добросовестностью и эффективностью для борьбы с коррупцией, принятия законов и приведения в действие принципов надзора, ответственности и подотчётности.
Этот успех характерен для ряда стран, которые не принимают западную парадигму демократии. Эти страны превзошли западные страны по таким международным показателям, как электронное управление, счастье, безопасность и устойчивость бизнеса.
Таким образом, очевидно, что культуры и цивилизации взращивают свои собственные концепции, которые порой могут быть диаметрально противоположны концепциям других народов. Они также могут частично сходиться или расходиться в зависимости от наследия, цивилизационных и исторических обстоятельств, с которыми столкнулось то или иное пространство и его народы.
Основной темой этой статьи является концепция, значение и предпосылки западной демократии, а также масштабы и влияние западной культуры, из которой возникает эта концепция. Эта модель демократии была построена на концепциях, характерных для западной цивилизации. Культура и доминирование Запада на протяжении последних двух столетий строились на том, что победители преобладали над побеждёнными. Такие концепции, применяемые в западных странах, стали важнейшими критериями для оценки других стран, определяя таким образом характер отношений с ними в большинстве случаев. Есть лишь несколько исключений, когда западные страны обходят свои устоявшиеся принципы ради достижения определённых результатов.
Здесь возникает важный вопрос: какова главная цель построения демократической системы управления конкретной страной? Является ли это чем-то, что выходит за рамки достижения справедливости и равных возможностей для всех и установления хороших стандартов и уровней благосостояния, процветания, устойчивого развития и инвестиций в человеческий капитал?
Если мы предположим, что это главные цели демократии, то могут ли они быть достигнуты с помощью систем управления, вдохновлённых цивилизационным наследием народов, а также ценностями, концепциями и характером преобладающих среди них социальных отношений?
Другими словами, является ли западная демократическая модель единственным путём к достижению главных целей демократии? Разве эти высокие цели не могут быть достигнуты обществами другими путями, моделями или парадигмами без того, чтобы западные страны смотрели на них свысока?
Внедрение западной демократической модели за пределами её первоначальной среды обитания не обязательно приведёт к достижению возвышенных целей демократии. В странах третьего мира существует множество моделей, которые теоретически переняли западную модель демократии для управления, но не достигли желаемых целей.
Напротив, эта неудачная модель управления привела к коррупции, кумовству и отчуждению некоторых слоёв общества, в том числе тех, кто обладает опытом и высокими способностями. Это объясняется тем, что на выбор западной демократии в корне повлияла местная культура, будь то фракционная, региональная, сектантская, религиозная, племенная или общественная. Поэтому, даже если модель управления является «формально демократической», результаты оказываются катастрофическими. Есть несколько примеров такого провала демократии в странах Азии, Африки и даже Латинской Америки, которые поддерживают Запад.
Соответственно, оценка прогресса и справедливости в стране через призму западной демократии является совершенно ошибочным стандартом измерения. Более того, многие страны, считающиеся на Западе реакционными или страдающими от цивилизационного регресса, опередили западные страны в некоторых областях, включая права граждан и экспатриантов, предоставление услуг, борьбу с коррупцией, обеспечение социальной справедливости и равных возможностей. Возможно, то, что мир увидел во время пандемии коронавируса, является свидетельством этого.
Мы живём в историческую эпоху. Нам следует отказаться от демократической риторики, которую многие повторяют, как попугаи, без какого-либо реального понимания её смысла. Мы должны взглянуть на реалии на местах, избавиться от слепого следования за Западом и вести себя как люди, которые размышляют о нашей собственной цивилизации, культуре и рефлексии.
Эпоха западного превосходства должна быть полностью перестроена в сегодняшнюю реальность, которая движется к многополярному порядку. Необходимо рассматривать цивилизационное и культурное наследие людей как ступеньку на пути к будущему. Что ещё более важно, крах ценностей и идеалов в западных обществах, включая распад семейных структур, заставляет многие народы и страны пересмотреть будущее западной цивилизации, которая, по-видимому, катится в пропасть в свете деградации ценностей и концепций, соответствующих человеческой природе.
В заключение, мы должны прекратить оценивать страны на основе внешних критериев, которые не имеют корней в их родной культуре. Вместо этого мы должны стремиться к достижению целей благого управления независимо от средств их достижения.