Найти тему

Мобилизационный «Бумеранг». БТР-82А усовершенствованный

БТР-82А (усовершенствованный) на форуме Армия-2023, фото: Михаил Жердев
БТР-82А (усовершенствованный) на форуме Армия-2023, фото: Михаил Жердев

Одной из новинок прошедшего форума «Армия-2023» стал новый российский бронетранспортёр БТР-82А усовершенствованный, известный также под заводским обозначением БТР-22. Скорее всего, машина экстренно разработана ещё в прошлом году на базе проекта БТР-87, который показывали на форуме «Армия-2017».

Очевидно, что боевая машина представляет собой глубокую модернизацию серийного БТР-82А, который в настоящее время является основным колесным бронетранспортёром российской армии. В западной классификации БТР-82А часто относят к колесным БМП, что обусловлено вооружением в виде 30-мм автоматической пушки.

Новый российский бронетранспортёр заимствовал ряд решений от так и не запущенного в серийное производство «Бумеранга». Стоит отметить, что попытка создать российский «Страйкер», которая продолжается уже больше 10 лет, пока не вышла на финишную прямую.

Первый показ «Бумеранга» на публике состоялся ещё в рамках Russia Arms EXPO-2013. Первый проезд на параде на Красной площади – в 2015 году. На госиспытания бронетранспортёр отправился в 2023 году.

Пока проект «Бумеранга» максимально близок к тому, чтобы повторить судьбу «Арматы». Многомилларадные вложения и годы разработок, а на выходе до сих пор парадные макеты. При этом годы разработок «Бумеранга» можно было с тем же успехом потратить на модернизацию БТР-82А.

БТР-82А (усовершенствованный) на форуме Армия-2023, фото: Михаил Жердев
БТР-82А (усовершенствованный) на форуме Армия-2023, фото: Михаил Жердев

По сути, представленный на выставке «Армия-2023» новый бронетранспортёр БТР-82А (усовершенствованный) – это наш ответ на украинский БТР-4Е «Буцефал». Интересно, что в Харьковском конструкторском бюро машиностроения ещё в начале XXI века решили не создавать собственный «Страйкер», а работать с тем, что есть.

Что известно о новом бронетранспортёре БТР-82А (усовершенствованный)

Новый колесный бронетранспортёр на форуме «Армия-2023» демонстрировала публике «Военно-промышленная компания» (ВПК). Бронетранспортёр с колесной формулой 8х8 официально называют БТР-82А (усовершенствованный), неофициальное название, оно же заводское обозначение – БТР-22.

Можно сказать, что это мобилизационный вариант «Бумеранга», который адаптирован под текущие российские реалии с учетом полученного и осмысленного боевого опыта. Несмотря на название БТР-82А (усовершенствованный), от БТР-82А в машине на самом деле осталось не так много.

Сохранение названия, возможно, связано с бюрократическими хитростями. Возможно, это как-то поможет сократить программу многолетних испытаний. При этом представленная на выставке новинка сохраняет башню от БТР-82А с тем же комплектом вооружения.

В качестве опции возможна установка нового боевого модуля «Баллиста» с 30-мм орудием 2А42 и пулеметом ПКТМ, которые дополнены ракетным вооружением – две защищенных пусковых установки под ПТРК «Конкурс-М».

Десантное отделение БТР-82А (усовершенствованный), фото: Михаил Жердев
Десантное отделение БТР-82А (усовершенствованный), фото: Михаил Жердев

Главное и принципиальное отличие от всех советских БТР – это перекомпоновка боевой машины. Новый бронетранспортёр, вероятно, получил упрощенный бронекорпус от «Бумеранга». Это огромный шаг вперед, по сравнению со всеми советскими БТР, начиная с БТР-60ПБ.

По сути, только эта машина при запуске её в серийное производство окончательно поставит точку в архаичной концепции отечественных БТР родом ещё из 1960-х годов.

Новый бронетранспортёр, представленный на «Армии 2023», наконец-то получил переднее расположение двигателя и кормовое расположение десантного отделения, с дверьми для выхода десанта в корме корпуса.

Да, от откидной рампы, которая планировалось на «Бумеранге», разработчики отказались, но это не критично. Главное – выход десанта с кормы через нормальные двери. Сам по себе десантный отсек достаточной удобный, имеется противоосколочный подбой, внутри установлены кресла с противоминной защитой.

Корпус нового бронетранспортёра с разнесенным бронированием упрощен по сравнению с корпусом «Бумеранга» и отличается меньшим уровнем баллистической и противоминной защиты. При этом разработчик заявляет круговую защиту машины, экипажа и десанта от 12,7 мм бронебойных пуль Б-32 включительно.

БТР-82А (усовершенствованный) на форуме Армия-2023, фото: Михаил Жердев
БТР-82А (усовершенствованный) на форуме Армия-2023, фото: Михаил Жердев

Это не предел мечтаний – но нормальный уровень защиты, недостижимый для многих образцов советской бронетехники. Также заявлена защита от подрыва до двух килограммов взрывчатого вещества под колесом или днищем корпуса БТР.

Двигатель в новом БТР расположен в передней части машины, десантное отделение в корме рассчитано на 8 человек, а рабочие места экипажа (механик-водитель и командир) расположены одно за другим.

От серийных БТР-82А новая боевая машина предприятия ООО «Военно-промышленная компания» унаследовала подвеску и ряд узлов и агрегатов. При этом бронетранспортёр получил новый двигатель мощностью 330 л.с., что вряд ли достаточно, если учесть вес в 20 тонн.

Напомним, что боевая масса БТР-82А не превышала 15,4 тонны при мощности двигателя 300 л.с.. Двигатель работает в связке с новой пятискоростной трансмиссией.

При полной боевой массе 20 тонн новый отечественный БТР имеет длину корпуса 7,65 метра, ширину – 2,985 метра, высоту – 3,02 метра, клиренс – 0,475 метра. На стендах выставки указывалось, что машина плавающая, но на демонстрирующих образцах отсутствовали водометы и водоотталкивающий щиток.

Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Заранее спасибо)