Школа... Сколько хороших, и не очень, воспоминаний навевает это слово. Но, кроме воспоминаний, есть сожаление о том, что можно было сделать не так, как получилось, и жизнь, в будущем, стала бы лучше. Расскажу несколько историй.
Ничего хорошего не предвещала жизнь обычной девочки из маленького шахтерского городка. Папа погиб в шахте, мама осталась с двумя дочками. Жили они дружно, но скромно. Природа наградила младшую сестру необычной внешностью и одноклассники придумали ей прозвище "обезьянка". Травили ее с удовольствием, а сейчас одноклассники удивляются: "Почему, это Ира не приходит на встречу с бывшими одноклассниками? Зазналась Ирочка.Она теперь звезда". Наверное, Ирина Шейк зазналась, поэтому и не приезжает в свой родной маленький городишко, родной город. Хотя местному родильному дому помогает постоянно.
В параллельных классах учились девочка свободного поведения Наташа и ботан, книжный червь Юра. В восьмом классе у Юры и Наташи случилась первая любовь. Родители и учителя были в панике. Ну как же, у Юры впереди институт и прекрасное будущее, а у Наташи - ПТУ, замужество и дети. Они не только не подходили другу другу, но жили в параллельных вселенных. Юные влюбленные встречались, гуляли, разговаривали. Отношения быстро закончились. Наташе было не интересно с интеллигентным Юрой. Потом Наташе стало вообще не до личной жизни, потому что за драку с мальчиками на школьном дворе ее поставили на учет в детскую комнату милиции. Надо было готовиться к годовым контрольным, иначе ее могли не перевести в следующий класс, да и вообще нужно было браться за ум. Впереди были школьные выпускные экзамены.
Получив школьные аттестаты Юра уехал учиться, Наташа поступила в педагогический институт. Она стала учителем начальных классов. С возрастом агрессивность и любовь к приключениям пропала из Наташиного характера. Она даже стала неплохим учителем. Ее пригласили работать в новый лицей. Учеба в нем дорогая, но кроме денег от детей нужен талант, упорство и способности. Однажды на торжественной линейке Наташа увидела бывшего ботаника, книжного червя и одноклассника Юру. В этом лицее у него учились дочь и сын. Когда они нарядные шли в свой класс Наташа почувствовала сожаление о тех школьных отношениях. Может быть, ее жизнь была бы другой и сейчас Юра вел в школу их общих детей.
В моей школе на уроках литературы учительница любила устраивать чтения по ролям известных произведений. Особенно она любила рассказы Михаила Зощенко и пьесы Грибоедова и Островского. Все бы ничего, кроме проблем с речью у учеников: кто-то картавил или "терял" в слове букву "р", кто-то не выговаривал шипящие согласные и шепелявил, многие ученики не могли произносить скороговорки, потому что "гуляли" или терялись слоги при произношении. Вместо красивого чтения получалось что-то заунывное и непонятное, прочитанное "с кашей во рту".
Спасибо нашей учительнице литературы и русского языка за ее упражнения по сценической речи, терпение и снисходительность к нашей "каше во рту". Она нас не унижала и заставляла много читать, хотя мы сопротивлялись. Сейчас я жалею, что многие ее советы пропускала мимо ушей. Вернуть бы время, я была бы самой внимательной и трудолюбивой ученицей на ее занятиях.
В моем детстве дети должны быть культурными и,хотя бы один раз родители или бабушки с дедушками водили нас в кинотеатр, кукольный, драматический и оперный театры. Мне повезло, моим культурным воспитанием занимался мой дедушка. Мы с ним ходили на все театральные премьеры, особенно любили оперетты. Он рассказывал истории про Фигаро, Принцессу цирка, Мистера Икс, итальянские маски Пьеро, Коломбину и других героев. Так вот, если для меня театр был приключением с походом в театральный буфет, то моего одноклассника Мишу наказывали походом в театр за его плохие оценки в школе. Наставят ему учителя пять троек в неделю, значит в субботу он идет с бабушкой на театральный спектакль по классической пьесе. Бабушка счастлива, а Миша вертится в кресле и не знает, как досидеть до конца представления.
Самым страшным наказанием для Михаила за его "двойки" и "тройки" была опера. Выдержать два или три часа громкого пения он не мог. Не спасали его пирожные, которые покупала ему бабушка. Обычно, бабушка с зареванным Мишей быстро уходили с середины второго акта, потому что он ревел басом громче, чем пели артисты. К ним подбегала капельдинер и схватив Мишу за руку выволакивала его из зала, чтобы он не мешал артистам. Сейчас Михаил Александрович испытывает стойкое нежелание участвовать в театральной жизни и на все модные театральные премьеры отправляет жену вместе с подругами. Для него театр так и остался наказанием.
Хотя я сама закончила школу не скажу в каком году, но Первое сентября так и остается временем детства, первых успехов, радостей и друзей.