В общем-то для того что бы считаться известным актёром Юрию Кузнецову хватило бы роли в фильме «Брат». Балабанов умел снимать так, что какой-то далеко нецентральный персонаж навсегда западал в память. Помните же немца из первой части? Вот это как раз и есть Юрий Кузнецов. Забавно, что во второй части появился уже фриц. Впрочем, это уже совсем другая история. Поговорить-то я хочу о замечательном актере, который является для меня неким символом нашего современного кино. И я не преувеличиваю. Юрий Кузнецов сыграл десятки ролей, без которых наше современное кино нельзя представить. Только началась вся эта история не в 90-е, а намного раньше.
Биография у Юрия Александровича примечательна тем, что родился и вырос он в Абакане. В школе записался в драмкружок и с юности понял, что хочет работать на сцене. При поступлении в ВУЗ выбор пал на институт искусств во Владивостоке, который он и окончил. Поскольку в Советском Союзе существовала система распределения специалистов, то Кузнецов отправился работать после института в Хабаровский драмтеатр. И проработал он там с 1969 года по 1979. То есть 10 лет он отдал театру. Далее переехал в Омск, где так же работал в местном театре. И лишь в 1983 году он оказался впервые на съёмочной площадке в качестве актёра. Ему было к тому моменту уже 37 лет. В таком возрасте многие уже становятся звездами, но в данном случае настоящей известности пришлось подождать.
Конечно, из советской части фильмов стоит отметить роли в таких лентах как «Мой друг Иван Лапшин», «Собачье сердце» и «Холодное лето пятьдесят третьего…». Всё это знаменитые фильмы, но какой-то роли принёсшей именно ему всесоюзную славу тогда не случилось. Ну а дальше наступили 90-е годы, где с кино стало всё сложно. В то время естественно тоже снимали фильмы, но для меня было удивительным увидеть актёра сначала в сериале «Улицы разбитых фонарей», а затем в фильме «Брат».
Настолько он играл разных типажей, что нельзя было даже предположить, что это один и тот же актёр. Видимо сказывалось мастерство, приобретенное за 15 лет работы в театре. Вот роль, берёшь и работаешь. Кто бы, что не говорил, а всё-таки театральная школа даёт очень многое актёру. И Юрий Кузнецов тут не исключение. Ну и конечно не могу тут не отметить, что театру этот актёр отдал не одно десятилетие. Дело в том, что, даже перебравшись в Ленинград в 80-х годах, он до 1996 года продолжал работать на сцене.
Я допускаю, что по фильму «Брат» его помнят немногие. Но зато в роли Мухомора, несомненно, он знаком даже тем людям, которые не смотрели ни одной серии сериалов, где есть этот персонаж. Мелькает он и в «Антикиллере», кстати, я, когда смотрел, думал, что это умышленная отсылка к сериалу, но имя у него там не совпадает. Ну и естественно я сразу же вспоминаю его появления и в «Острове» и в «Царе».
И вот ведь парадокс. В первую очередь массовый зритель помнит Кузнецова как милиционера с грибным прозвищем, но на самом-то деле он куда более разноплановый актёр. Вопросов же, как ему это удаётся, у меня не возникает. Профессионал, да ещё и с советской школой любую роль сыграет так, что будешь её помнить.
В этом и заключается мастерство. То мастерство, которое по моим ощущениям постепенно уходит. Сейчас ведь много актеров, которые честно признаются в том, что стали ими случайно. Да и многие из них не имеют опыта игры в театре. Зато скучают по каким-то международным фестивалям и волнуются, что мировой кинематограф без них не справится. Ну-ну. Настоящий же актёр который не только любит своё дело, но ещё и знает его, будет работать не переживая о каких-то фестивалях. Именно таким актёром и является Юрий Кузнецов.
Как видно на его примере секрет успеха банален и прост. Надо работать и обязательно будет результат. Да, здесь нет никакой магии и тайны, но в этом и заключается магия актёрского мастерства. Только профессионалы могут создавать персонажей, которых вспоминают спустя десятилетия. И немец в его исполнении и Мухомор стали частью нашей популярной культуры. И даже не говорите мне, что не смотрели фильм «Брат» или сериал «Улицы разбитых фонарей». Я же всё равно не поверю.
Здесь можно что-нибудь сказать многозначительное о том, что больше таких актёров не будет, но ведь и не надо. В том и прелесть любого стоящего актёра, что он имеет своё собственное лицо, несмотря на то, что играет разных персонажей. У Юрия Александровича оно, несомненно, есть.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.