Айн Рэнд (псевдоним, настоящее имя - Алиса Зиновьевна Розенбаум) - американская писательница и философ. Она прославилась своими романами «Источник» и «Атлант расправил плечи». "Источник" я пока не читала, а вот "Атлант..." произвел на меня сильное впечатление (рекомендовала его к чтению вот тут).
Айн Рэнд также известна собственной философской системой, названной объективизмом.
Закончив Петроградский университет по специальности «социальная педагогика», тогда ещё Алиса Розенбаум в 1925 году по студенческой визе уехала в США, откуда решила не возвращаться. Там она работала с Universal Pictures в качестве сценариста, ставила пьесы в Бродвейском театре.
Первые два романа Айн Рэнд не были успешными. Широкая известность и признание к писательнице приходит пришла с выходом романа «Источник» в 1943 году. А уже в 1957 году Рэнд выпускает в свет свой самый известный роман «Атлант расправил плечи».
А что же "Гимн"?
А эта повесть вышла в 1938 году. Многие считают это произведение одной из первых американских антиутопий.
В повести "Гимн" описано общество радикального равенства, где все жители именуются коммунистическими лозунгами с прибавлением числового индекса (главного героя, например, зовут «Равенство 7-2521»). Местоимение "Я" упразднено. Есть только "мы" применительно к единице общества (но единицы общества тоже нет, есть только единое братство и сестринство ).
Жителям внушается, что Земля плоская, а Солнце вращается вокруг неё. Института семьи нет, половое общение допускается только с евгеническими целями по отбору специального Совета (для этих целей половоззрелых людей "скрещивают" так, чтобы дети рождались зимой) Детей воспитывает государство, профориентацию проводит также государство. После работы принудительно устраиваются встречи во славу братства и равенства как высших коллективных ценностей. Любить и привязываться нельзя, творчеством заниматься нельзя, развивать мир нельзя. Можно быть только фальшиво счастливым.
В дальнейшем эта линия будет углубляться в «Атланте...», но менее топорно.
Тот, кто читал роман "Мы" Евгения Замятина, ощутит от повести Айн Рэнд приступ тошноты дежавю. Не стану утверждать, что писательница "срисовала" у соотечественника канву, приведу лишь некоторые факты, а вы судите сами.
- "Гимн" представляет собой по форме тайный дневник героя. Равно как и роман Замятина.
- Герои в качестве имён используют кодовые комбинации: у Рэнд это лозунг+числовой код, у Замятина - буквенно-числовая комбинация.
- Институт семьи упразднен, сексуальное взаимодействие контролируется государством (у Рэнд - особый период времени года едва ли не насильственные спаривания, у Замятина - система билетов, которая предполагает немногократные взаимодействия с особью противоположного пола).
- Во многом меняет жизнь героя женщина (правда, у Замятина I-330 изначально более просвещенный и духовно-богатый человек, а о личности Золотой нам известно мало, равно как и Д-503 менее развит, чем Равенство, который с самого начала мечтает о научной деятельности).
- Идиллическое место и там, и там - за границей города, на природе, где ощущается жизнь предыдущих поколений.
- Все погрязли в бюрократии: те же самые билеты для встреч с противоположным полом или отклонение электричества из-за того, что на утверждение свечного освещения было потрачено слишком много бумаг и сил.
Однако есть и ряд различий, о которых тоже нужно сказать.
- В романе "Мы" общество не находится в состоянии научного или технологического упадка, а, напротив, процветает в научном отношении. В противоположность этому, люди из "Гимна" верят, что мир плоский, а солнце вращается вокруг него, людей лечат кровопусканием, освещают все свечами, что является истинным прорывом для промышленности.
- Замятинским героям (как и оруэлловским) не положено быть счастливыми, у Рэнд они должны быть в меру счастливы (а точнее притворяться таковыми). Однако это еще не "Сомы грамм - и нету драм".
- Герои в романе "Мы" живут в собственных квартирах, в которых на два личных часа могут даже опустить шторы. У героев Айн Рэнд личного пространства нет, они живут с самого рождения в многонаселенных домах, дом в горах потрясает Равенство и Золотую. К слову, дом в горах и вся окружающая местность чем-то напомнила мне долину Джона Голта.
- Финал у Рэнд воодушевляющий: Прометей и Гея (именно такие античные имена дают себе герои) собираются воскресить былое, создать иное общество, построенное на эгоистической идеологии. У Замятина всё не так радужно.
Мне вообще показалось, что Рэнд немного увлеклась, потому что в том самом Гимн эгоизма появляется некоторые несостыковки: Прометей восславляет собственное "Я", но хочет трудится на благо общества. С точки зрения нормального мировоззрения (без жёстких перекосов в гиперколлективизм или гиперэгоцентризм) это логично, но здесь наш Равенство/Прометей бежит от всеобщего к личному же...
В качестве опровержения того факта, что Рэнд "вдохновлялась" Замятиным обычно вспоминают, что Рэнд никогда не указывала на то, что знакома с его творчеством. Да и к моменту официальной публикации в 1952 году "Гимн" уже был известен. Однако роман Замятина впервые опубликован был в Нью-Йорке в 1924 году. Куда в 1925 году уехала Рэнд. Впрочем, петербуржская студентка могла и на родине слышать о работе Замятина над антиутопией, о которой велись толки ещё с начала 1920-х годов.
Это как раз вполне может объяснить количество сходств и различий: Рэнд могла уловить лишь несколько идей Замятина и воплотить их на собственном материале.
+ 112 страниц
Читали "Гимн"? А "Мы"? Как вам? Что думаете по поводу общих мест? Аллюзии? Интертекст? Плагиат?