Найти в Дзене
Московская панорама

Улица тверская. Правда что в одном проекте было задействованы 90 единиц техники.

Hello. Тверская в 1800 году. Справа дом Козицкой/Белосельского-Белозерского (ныне Елисеевский магазин), далее слева — церковь Дмитрия Солунского (ныне магазин «Армения»), вдали — триумфальная арка Павла I на площади Тверских ворот (Страстной, ныне Пушкинской). За ней виднеется снесённый в 1937 году Страстной монастырь По некоторым сведениям, дорога на Тверь существовала здесь уже в XII веке. С конца XV века эта дорога также связывала Москву и Новгород. Выходцы из этих городов основали на Тверской улице свою слободу. Застройка Тверской улицы шла от центра до крепостной стены Белого города (современное Бульварное кольцо). После расширения Москвы в конце XVI века улица была продлена до вала Земляного города (современное Садовое кольцо). До этого между современными Пушкинской и Триумфальной площадями у Тверской дороги располагались поля и посёлок кремлёвских «воротников» (стражей у ворот). В XIV и XV веках улица шла к мосту через реку Неглинную, находившемуся напротив современной Средней А

Hello.

Тверская в 1800 году. Справа дом Козицкой/Белосельского-Белозерского (ныне Елисеевский магазин), далее слева — церковь Дмитрия Солунского (ныне магазин «Армения»), вдали — триумфальная арка Павла I на площади Тверских ворот (Страстной, ныне Пушкинской). За ней виднеется снесённый в 1937 году Страстной монастырь

По некоторым сведениям, дорога на Тверь существовала здесь уже в XII веке. С конца XV века эта дорога также связывала Москву и Новгород. Выходцы из этих городов основали на Тверской улице свою слободу.

Застройка Тверской улицы шла от центра до крепостной стены Белого города (современное Бульварное кольцо). После расширения Москвы в конце XVI века улица была продлена до вала Земляного города (современное Садовое кольцо). До этого между современными Пушкинской и Триумфальной площадями у Тверской дороги располагались поля и посёлок кремлёвских «воротников» (стражей у ворот). В XIV и XV веках улица шла к мосту через реку Неглинную, находившемуся напротив современной Средней Арсенальной башни Кремля. В 1595 году через реку Неглинную был построен каменный Воскресенский мост, соединивший Тверскую улицу с Красной площадью.

В XVI веке на Тверской улице начинают появляться дворы знати, церкви и монастыри. Слободские дворы постепенно вытесняются — лишь между современными Столешниковым переулком и Пушкинской площадью остаётся Новгородская слобода. В конце XVI века на месте нынешней гостиницы «Москва» располагались Мучной, Житный и Солодовенный торговые ряды. В районе Манежной площади были дворы стрелецкого Стремянного полка. В районе современных Охотного Ряда и Тверской площади с 1504 года находились решётчатые ворота, запиравшиеся на ночь для обеспечения безопасности дворов знати.

В XVIII—XIX веках Тверская улица была главной улицей города. Здесь строились лучшие в Москве дома, гостиницы, магазины. Среди шедевров архитектурного творчества можно назвать несохранившийся дворец князя М. П. Гагарина с аквариумными потолками (1707-08), Английский клуб (1780-е) и Елисеевский магазин (1770-е, перестроен в 1790-х и 1898 году).

Во времена Российской империи важность Тверской улицы состояла в том, что именно по ней цари въезжали в Кремль, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга. По случаю церемоний коронации здесь были установлены несколько триумфальных ворот. Во времена Пушкина на Тверской стояло пять церквей (ни одна из которых не сохранилась). В романе «Евгений Онегин» находим импрессионистическую зарисовку улицы:

Тверская в XIX веке

…Пошёл! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несётся чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари.

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стая галок на крестах.

В 1792 году перед домом генерал-губернатора была заложена Тверская площадь для проведения народных процессий и парадов. Основная достопримечательность на площади — памятник основателю города, князю Юрию Долгорукому, — появился в 1954 году.

На Тверской была проложена первая в Москве линия конно-железной городской дороги, в просторечии — «конки», которая начиналась на Страстной (ныне Пушкинской) площади и шла в направлении от центра. В 1876 году, когда Московская городская дума ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия, на Тверской впервые в Москве построили несколько участков из нового материала.

До конца XIX века улица постоянно перестраивалась, сочетая в себе разные исторические стили. Ту эпоху характеризует большое здание гостиницы «Националь» (1901), одной из самых престижных в Москве.

ул. Горького, д. 6 в 1947 году на марке СССР, выпущенной к 800-летию Москвы

В первые годы советской власти вопрос о расширении узкой и кривой Тверской улицы не ставился: предложения по реконструкции района исходили из необходимости сохранения её исторической застройки и прокладки сквозь кварталы новой улицы-дублёра. Впервые идея дублёра была обозначена в разработанном в 1918—1923 годах под руководством А. В. Щусева градостроительном плане «Новая Москва»: новая улица отходила от Тверской в районе пустыря между Никитским и Газетным переулками и пролегала под некоторым углом до пересечения с Тверским бульваром. Позднее архитектор В. Н. Семёнов, работавший над новым градостроительным планом города, предлагал проложить дублёр по Большому Гнездниковскому переулку, западнее дома Нирнзее; за Бульварным кольцом он должен был пройти по Сытинскому переулку, затем сквозь внутриквартальную застройку, и выйти на Садовое кольцо в районе современного Театра сатиры. К началу 1930-х годов от идеи прокладки дублёра отказались: транспортной проблемы новая улица не решала, оттягивая на себя лишь часть потока с Тверской улицы, к тому же его прокладку пришлось бы вести поперёк естественного уклона местности.

В 1932 году Тверская и продолжавшая её после Триумфальной площади 1-я Тверская-Ямская улицы были переименованы в улицу Горького — в честь писателя Максима Горького.

После отказа от идеи прокладки дублёра градостроители сосредоточились на поиске вариантов новой планировки улицы. Эта работа была поручена архитектурно-планировочной мастерской (АПУ) Моссовета под руководством профессора С. Е. Чернышёва; она же занялась разработкой планировки продолжения улицы — Ленинградского шоссе. Главной задачей АПУ стал поиск вариантов оптимальной трассировки улицы Горького, которая бы решала транспортную проблему и, вместе с тем, обеспечивала максимальное сохранение существующей застройки.

Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал коренное преобразование улицы Горького, фактически — отстройку улицы заново.

Отражённое в Генплане градостроительное решение предполагало провести расширение начального участка улицы за счёт правой (чётной) стороны, от Газетного переулка и проезда Художественного театра переулков сносилась застройка по обеим сторонам, на отрезке от Советской до Пушкинской площади расширение шло за счёт нечётной стороны. Подобное решение позволяло сохранить некоторые ценные здания и существенно расширить ширину улицы — до 40 метров в районе Пушкинской площади и до 56 метров в начальной части магистрали.

-2

Согласно Генплану от Советской площади улица должна была разделиться на два «рукава»: одна часть улицы сохраняла прежнее направление к Кремлю, другую планировали проложить по диагонали от Советской площади к площади Дзержинского (через улицу Эжена Потье, проезд Художественного театра и далее по Кузнецкому Мосту), однако позднее от пробивки этой части улицы отказались.

Новые красные линии улицы Горького прошли через плотную историческую застройку, основную массу которой решили снести, а наиболее ценные здания — переместить в глубь кварталов. Технологию перемещения отработали под руководством Э. М. Генделя, и уже в 1935 году провели первый опыт передвижки здания недалеко от площади Маяковского. В ходе реконструкции были перемещены здания Саввинского подворья, Моссовета, Московской глазной больницы и ряд других.

Одновременно с передвижкой старых домов начали строительство новых. Первыми зданиями, возведёнными в ходе реконструкции улицы Горького, стали жилые дома по правой стороне улицы от Охотного Ряда до Советской площади. Проектированием этого участка улицы первоначально занимались А. В. Щусев, И. Л. Маркузе и А. Я. Изаксон, по предложению которых решили весь начальный участок улицы застроить двумя протяжёнными корпусами, оформленными в едином стиле. Однако в 1937 году после скандала, связанного со строительством гостиницы «Москва», Щусева отстранили от проекта и передали его А. Г. Мордвинову. В ходе реконструкции улицы провели сглаживание рельефа на участке от сохраняемого здания Центрального телеграфа до Советской площади (в отдельных местах толщина срезаемого грунта достигала полутора метров), проезжую часть и тротуары заасфальтировали.

Реконструкция 2016—2017 годов

Править

Планировать реконструкцию Тверской улицы городские власти начали в 2012 году. В 2013 году был объявлен конкурс, задание которого предполагало сужение проезжей части за счёт уменьшения ширины рядов (как это сделано на Большой Никитской, Мясницкой и Ордынке), мощение тротуаров гранитной плиткой, установку нового освещения, скамеек и цветников. Изменение ширины улицы обосновывалось наличием «бутылочного горлышка» возле Охотного ряда, где водители были вынуждены перестраиваться, что приводило к пробкам. Однако конкурс был отменён, и Тверская не попала в перечень первоочерёдных проектов благоустройства из-за транспортного значения и высокой стоимости работ.

Планируя начать реконструкцию улицы в 2016 году, мэрия разделила её на 2 участка: от Охотного Ряда до Настасьинского переулка и от Настасьинского переулка до Триумфальной площади и 1-й Тверской-Ямской улицы. Проект благоустройства первого участка был подготовлен архитекторами из голландского бюро West 8, торги на выполнение работ были объявлены в ноябре 2015 года. В состав участка работ вошла сама Тверская, девять дворовых территорий и небольшой участок Большой Бронной вдоль ресторана McDonald’s ( Вкусно и точка.)

В марте 2016 года проект благоустройства был представлен на портале «Активный гражданин» и привлёк большое внимание горожан. Строительные работы начались в мае и завершились на месяц раньше срока — в июле.

За счёт сокращения ширины полос автомобильного движения с 3,7 до 3,25 метров ширина проезжей части сократилась до 55 % ширины улицы, были расширены тротуары и организованы парковки для общественного транспорта и такси. Старые остановки были заменены на новые, оборудованные электронным табло, точками Wi-Fi и портами для зарядки USB-устройств. В мощении тротуара была использована плитка 2 цветов, визуально отделившая прогулочную часть улицы от технической, ограждающей пешеходов от проезжей части. Для освещения улицы по чертежам музея «Огни Москвы» были воссозданы плафоны, воспроизводящие образцы 30—40-х годов XX века. Частью проекта стало восстановление исторической липовой аллеи, существовавшей с 1947 года по середину 1990-х. Провода были перенесены в техническую. Канализацию, троллейбусные линии — демонтированы, маршруты троллейбусов по Тверской были закрыты.

Единовременная укладка асфальта на участке Тверской улицы от Моховой улицы до Пушкинской площади в рамках масштабной реконструкции и благоустройства улицы летом 2016 года.

Единовременная укладка асфальта на участке Тверской улицы от Моховой улицы до Пушкинской площади в рамках масштабной реконструкции и благоустройства улицы летом 2016 года.

 

-3

В связи с укладкой дорожного покрытия участок улицы был полностью перекрыт для движения 24 июля 2016 года.

В связи с укладкой дорожного покрытия участок улицы был полностью перекрыт для движения 24 июля 2016 года.

 

В работах по асфальтированию было использовано около 8000 тонн асфальтобетонной смеси и задействовано 170 самосвалов и 74 единицы специальной техники.

В работах по асфальтированию было использовано около 8000 тонн асфальтобетонной смеси и задействовано 170 самосвалов и 74 единицы специальной техники.

В мае 2016 года во время работ по благоустройству, строителями были вскрыты и местами повреждены археологические объекты: сохранившиеся под землёй деревянные мостовые XVII — начала XVIII веков, подземные своды и фундаменты зданий, снесённых в советское время ради расширения улицы. Москвовед Константин Михайлов назвал эти работы «археологическим пиром во время чумы». За время реконструкции археологи обнаружили на участке работ большое число предметов старины. В их числе фрагмент белокаменной арки, ограда стены Страстного монастыря, остатки деревянной мостовой XVIII века, фрагменты керамических сосудов, предметы начала XX века и инструмент фальшивомонетчика времён царя Алексея Михайловича — маточник и штемпель. Общественное объединение «Архнадзор» усмотрело нарушения в порядке ведения археологических работ и было обеспокоено возможным повреждением памятников строительной техникой, однако главный архитектор Москвы Леонид Кондрашёв отметил, что работы велись без нарушений, а многие находки были сделаны в мае — до начала строительства. Москвовед Александр Усольцев, редактор проекта «Прогулки по Москве», также говорил о преувеличении со стороны градозащитников, апеллируя к неопределённой археологической ценности обнаруженных объектов.

В июле 2016 года был объявлен победитель конкурса на проект благоустройства остального участка от Настасьинского переулка, также включающий благоустройство 1-й Тверской-Ямской, — им стало ярославское архитектурное бюро «План Б». В конкурсном проекте они предложили создать в местах пересечения Тверской с прилегающими улицами мини-площади для размещения общественных пространств: площадки уличного театра возле электротеатра Станиславский, уличного лектория перед музеем современной истории, сезонных веранд кафе, уличного лобби гостиницы, зелёных зон возле жилых домов и других. Архитекторы планировали сократить проезжую часть на 3,5 метра при сохранении числа полос и использовать высвободившееся пространства для парковок и пешеходных зон. После конкурса проект был отправлен на доработку, а строительные работы на участке запланированы на 2017 год.

Тверская улица после завершения основных работ по благоустройству и реконструкции, август 2016 года.

Тверская улица после завершения основных работ по благоустройству и реконструкции, август 2016 года.

 

Первая высадка лип на Тверской улице. Работы по высадке проводились с 30 по 31 октября 2016 года.

Первая высадка лип на Тверской улице. Работы по высадке проводились с 30 по 31 октября 2016 года.

-4

Зелёные липы подвозили на 16-метровых автопоездах, а разгрузка и посадка осуществлялась автокранами. Всего в работах было задействовано 250 человек и 90 единиц техники.

Зелёные липы подвозили на 16-метровых автопоездах, а разгрузка и посадка осуществлялась автокранами. Всего в работах было задействовано 250 человек и 90 единиц техники.

  • Спасибо что дочитал до конца. Желаю удачи и всем ПООООКА!!!!