Дед рассказал: «Может и не в тему, но расскажу одну историю, как я военный схрон нашёл ( все равно, мне на пенсии делать нехрен). В 1982-м надумал дед капремонт своей хаты сделать. Батя с дедом сидят под виноградом на скамеечке - пивасик попивают.
Мне дали гвоздодер - иди полы вскрывай, начинай с дальней спальни. Начал я вскрывать те полы. Отрываю очередную доску, ба - глазам своим не верю, наган лежит и документы : удостоверение НКВД и наградное удостоверение к ордену КЗ, на имя нашего соседа.
Сосед наш - дядя Петя, полковник милиции, с дедом, батей и бабулей в одном партизанском отряде воевали. Проверил я наган - 1 патрон всего в барабане.
Бабуля в это время на кухне кашеварила.
- Ба !
- Шо?
- Вы с дедом госпереворот затеваете?
- Тю на тебэ, що ты мэлэш?
- Иди сюда.
Бабуля пришла, увидела раритеты и за сердце схватилась.
- Ой, лишенько!
- Ну, рассказывай.
- У вереснi 41- го ми з Томкою - триндичихою (тётя Тамара - соседка напротив, через дорогу) у Деевському лici ховалися, вже нiмцi зайшли в наш Крюкiв (район Кременчуга), знайшли ми з Томкою у воронцi Петра пораненого, в нього нога перебита була i контузiя. В ночi потягли його в мою хату. Мiлка - сусiдка, медсестрою була, в лiкарнi працювала. Наклала Петру шину, пов'язку, та лiкiв рiзних дала. На 4-й день Томка, як скажена прилэтiла до хати
- Галя, тiкай - нiмцi облавою йдуть, шукають поранених, розстрiлюють всiх !
Перетягли ми Петра у силосну яму, накрила я його досками, а зверху солому, та бодилля картопляне накидала. Зайшла в хату, а на кроватi наган i документи лэжать, а нiмцi вже на двiр заходять. Томка побiгла з ними ляси точить, а я половицю ножем вiдколупала i пiстолет той клятий з документами там сховала. Нiмцi курей пострiляли, та й пiшли. В ночi Микола (Томкин патрубок, партизан - загинув у 43-му) прийшов з 3-ма хлопцями, забрали Петра, ми з Томкою тэж пiшли з ними. У 42-му примкнули до Ковпака, там зустрiла твого дiда i батька. Твоя рiдна бабуля загинула у 42-му роцi. Пiсля вiйни вжэ зiйшлись з дiдом, так i живэмо у цiй хатi.
- А че потом д. Пете не вернула наган и документы?
- Та я з переляку i забула про них, а Петро повернувся тiльки у 49-му, всэ бандерiвцiв по лiсам ловив.
Я только и смог вымолвить:
- Ах...ть!
Бабка мне тут же подзатыльник прописала
- Не матюкайся у хатi !!!
Вышли мы с бабулей из хаты, наши два героя, как увидели револьвер в бабулиных руках, бидончик с пивом сразу под скамеечку поставили. Потом дед нацепил очки, долго изучал документы, скомандовал:
- За мной.
Построились мы в колонну по одному и потопали через огород к дяде Пете. Дед отодвинул две штахетины в заборе - заходите. Дядя Петя сидел под навесом у летней кухни, в галифе и футболке с эмблемой "Динамо".
На столике стояла тарелка с салатом и запотевший графинчик. Дед сразу захватил инициативу. Налил себе из графинчика полную стопку, замахнул…
- Здорово, Николаич!
- Доброго дня, Степаныч, это шо за делегация?
Батя налил себе стопку, но взять её не успел, дед проворней оказался.
- Магарыч з тебэ, Петя ! 3 лiтра.
- З яркого переляку ?!
- Ты у нас в органах з якого року?
- С 1940-го и шо?
- Тобi государство револьвер системы " Наган" выдавало ?
- Ну ?
- i орденом Червоного прапора ще нагородили тебэ ?
- Було дiло.
- i дэ зараз той револьвер i орденьска книжка, яку пiдписав сам товариш Калiнiн ? Може зараз шпигун лiзе через кордон з твоим наганом i документами ?
- У жорстокому бою я втратив свою зброю...
- Ха, ха, ха, у моей Гальки пiд кроваттю втратив ти свою зброю, я ще бiля силосноi' ями табличку намалюю " Тут, у 1941-му роцi героiчно ховався наш полковник мiлiцii - Петро Миколайович", а мiй внук буде экскурсii водити, квитки по 5 копiйок будемо продавати :-)
- Степанович, от якi в тебе аргументи е, щоб на людину отаке казати ?
Тут, дед лет на 40 помолодел, расправил плечи и театрально произнёс:
- Гриня, доставай перший аргумент !
Батя достал из-за пояса шпалер и положил его на стол... Я думал - дядя Петя прям ща и помрет, первый раз я увидел, как Петр Николаевич плачет... Дед присел рядом с дядей Петей, приобнял его, достал орденскую книжку
- От такi дiла Петро...
Батя под шумок налил стопку, бабуля проворно схватила её и замахнула. На шум и гам, вышла из хаты супруга д. Пети - тётя Мила. Накрыли стол, батя меня отправил за Томкой - трындычихой. Гулянка у них была до полуночи.
- Бать, можно я на твоём моцыке на Днепр сгоняю ?
- Та езжай куда хочешь, каску только надень.
Мне тогда 15 лет было, важнее, с соседкой Танькой в Днепре искупаться и на песочке позагорать. Сейчас жалею, что не остался на той гулянке и не слышал о чем вспоминали мои предки и их товарищи.
Слава Богу, в той суматохе про патрон все забыли, мы с Танькой его в печку бросили, звиздякнуло так, что Танюха потом макароны с потолка долго отскребала…».