Европа (про загнивание которой у нас любят рассказывать по ТВ) прошла через столетия страшных войн, которые даже представить не могла Россия – например, в ходе религиозных войн Средневековья в различных землях Германии погибло от 45 до 70% населения. Страшными были потери в Первой и Второй мировых войнах, именно это привело элиты европейских стран к идее необходимости договариваться.
Россия за последнее столетие испытала ещё более тяжкие потрясения и потери населения, но для России проблемой стало качество элиты.
Вслед за распадом СССР началось разрушение лагеря социализма. В 80-х годах у нас началась смена элиты – к власти пришло младшее поколение советских номенклатурных чиновников и советская же интеллигенция, но эта замена происходила совсем не так, как в странах Восточной Европы.
В бывших странах социализма власть была гораздо менее репрессивной, чем в СССР. Да, в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г., после введения военного положения в Польше при Ярузельском инакомыслящие, не согласные с курсом на построение социализма по советскому образцу, к власти не допускались, кто-то попадал в тюрьмы, эмигрировал, но гораздо большее число несогласных находили работу, причём даже в научных сферах.
В СССР все инакомыслящие были физически уничтожены: кулаки, троцкисты, бухаринцы, «рабочая оппозиция», левые и правые оппозиции, «враги народа» при Сталине, недовольные при Хрущёве и диссиденты при Брежневе просто подавлялись, изгонялись из науки, творчества.
Да, можно возразить, что это сплотило страну перед великими испытаниями, но потом испытания кончились, началась «холодная война», и сохранилась ситуация «осаждённой крепости», где нельзя выступить против любого решения «партии и правительства» без того, чтобы не получить клеймо отщепенца и предателя.
В Восточной Европе к началу 90-х годов к власти пришла «контрэлита» – те люди, которые прежде отстранялись, которые были носителями других, не советских, не социалистических ценностей и которые были готовы, исходя из этих ценностей, начать что-то делать, причём делать не только ради самих себя, своего кармана или своего личного интереса, а в интересах страны и общества. Да и живы были ещё те люди, которые помнили, что в их странах существовали демократические институты.
А у нас не из кого было выбирать – и наверх пошли те, кто видел во власти способ прежде всего личного обогащения. Да, с трескучими фразами о либеральных ценностях – и этими фразами надолго идея либерализма была опорочена.
И не стало у нас контрэлиты – вычистили, и сложилась ситуация, когда на полном серьёзе в комментах к какой-либо статье раздаётся возглас: «Да он, вражина, против Путина!»
Именно поэтому на будущих выборах президент опять наберёт большинство голосов – а кто будет против? Где найти? Путин будет навсегда, пока здоровье позволяет.