Сразу после смерти Петра 2 члены Верховного тайного совета (ВТС), обсудив различные кандидатуры на вакантный престол, по подсказке князя Д.М. Голицына, остановили свой выбор на племяннице Петра 1, дочери его старшего брата царя Ивана 5, Курляндской герцогине Анне Иоановне (1693-1740гг.), которая уже двадцать лет после смерти своего супруга Фридриха Вильгельма (1692-1711гг.) влачила жалкое существование в столице Курляндского герцогства - захолустной Митаве.
Провал затеи с "Кондициями". Начало правления.
Остановившись на её кандидатуре, Голицын и Долгоруков составили т.н. Кондиции, т.е. условия вступления Анны на престол, превращавшие её в марионетку ВТС, поскольку без согласия совета она не могла: 1) издавать новые законы 2) решать вопросы войны и мира 3) вводить или отменять подати и таможенные пошлины 4) жаловать чинами, вотчинами и т.д. Таким образом речь шла о серьёзном ограничении самодержавной власти монарха в пользу родовой аристократии или о введении в России "конституционно-аристократической монархии" на деле являющейся Аристократической Олигархией.
Между тем Д.М. Голицын прекрасно сознавая, что проект "Верховников" не найдёт поддержки среди широких кругов русского дворянства, разработал новый проект ограничения самодержавия системой выборных
органов в центре и на местах. Проект т. н. "Дворянской конституции" предусматривал, что высшим органом исполнительной власти остаётся ВТС в составе 12 членов. Органом административного и судебного контроля должен был стать Правительствующий Сенат в составе 36 сенаторов. А законодательство предполагалось передать двум сословным органам - Дворянской палате в составе 200 депутатов и Городской палате, членами которой должны были стать по два представителя от каждого губернского и уездного города. Однако этот проект так и остался на бумаге.
В феврале 1730г. герцогиня Анна с радостью подписала Кондиции и прибыла на коронацию в Москву. Однако находясь в первопрестольной, она быстро поняла, что "заговор верховников" не имеет никакой поддержки в широких кругах столичного и провинциального дворянства, а так же многих служилых людей - выходцев из "Петровской" эпохи.
Сразу после прибытия будущей императрицы в Москву ей было подано минимум 7 дворянских челобитных, в которых более 400 подписантов, в противовес Кондициям, выступали со своими программами реформ. В частности в феврале 1730г. во время личной аудиенции у государыни сенатор князь А.М. Черкасский, Астраханский и Казанский губернаторы В.Н. Татищев и А.П. Волынский и вице-президент Святейшего Синода Феофан Прокопович от имени российского дворянства и гвардии нижайше упросили её восстановить самодержавную власть и полномочия Правительствующего Сената. Оценив непопулярность затеи "верховников", Анна разорвала кондиции и в начале марта1730г. распустила ВТС. Затем последовала расправа над князьями Голицыными и Долгоруковыми, многих из которых сначала сослали в дальние города, а затем замучили в темницах(Д.М. Голицын, А.Г. Долгоруков), либо казнили за государеву измену(В.Л. ; И.А. Долгоруковы).
Царствование Анны Иоановны началось под лозунгом возврата к Петровским традициям и порядкам. После роспуска ВТС был восстановлен в правах Правительствующий Сенат. На этом, правда, сходство с Петром 1 и его политическим курсом и закончилось.
Поскольку Анна была совершенно не готова к управлению огромной Российской Империей, то в октябре 1731г. был создан Кабинет министров, в состав которого в разное время входили всего три человека.
1 министр - Г.И. Головкин (1731-1734), П.И. Ягужинский(1734-1738), А.П. Волынский (1738-1740), А.П. Бестужев-Рюмин(1740), Б.Х. Миних (1740-1741);
2 министр - А.И. Остерман; 3 министр - А.М. Черкасский.
"Бироновщина" или же "Остермановщина" ?
В 1735г. Анна окончательно потеряла интерес к любым государственным делам и подписала именной указ, согласно которому подписи 3 кабинет-министров приравнивались к подписи императрицы. Иными словами Кабинет министров был наделён неограниченными законодательными полномочиями и Правительствующий Сенат стал подведомственным Кабинету органом.
Десятилетие правления Анны традиционно называют "Бироновщиной", поскольку именно при ней, по образному выражению В.О. Ключевского "немцы посыпали в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на самые доходные места в управлении". Во главе этой алчной иноземной корпорации, куда входили братья А. и К. Рейнгольды, К. Левенвольде, Г. Ливен, Г. Кайзерлинг, И. Корф, И. Шумахер и многие другие проходимцы и казнокрады, стоял всесильный фаворит Анны, герцог Эрнст Иоганн Бирон (настоящая фамилия фон Бюрен). Именно Бирон стал первым в отечественной истории "правильным" фаворитом, превратившим малопочтенный образ ночного "временщика" в настоящий институт власти с неписанными, но чётко очерченными правилами и границами.
Однако следует принять во внимание, что над кучей Бироновских ставленников высились настоящие заправилы государства: вице-канцлер Остерман и фельдмаршал Миних. Поэтому данный период с таким же успехом можно назвать "Остермановщиной".
Дело Волынского.
Владычество немецкой партии при дворе постоянно вызывало ропот в широких кругах дворянства и купечества. Выразителем этих настроений стал кабинет-министр, князь А.П. Волынский, который в 1739г. разработал Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел. В этом проекте он предлагал решительные меры по обузданию фаворитизма и засилья немцев при дворе, повышение роли родовой аристократии и дворянства в управлении государством, восстановление прежней роли и влияния Правительствующего Сената, меры по развитию промышленности и торговли и т.д. В начале 1740г. он направил Анне личное письмо "О некоем лице, от которого вред в государстве происходит", в котором выступал против засилья немцев при дворе и прежде всего всемогущего Остермана. Это послание, а так же открытый разрыв с бывшим своим благодетелем Бироном привели Волынского сначала в Канцелярию тайных розыскных дел, возглавляемую А.И. Ушаковым, а затем на площадь Сытного рынка, где ему по государевой милости отрубили голову, а не посадили на кол с урезанием языка.
При этом двух сторонников опального фаворита - его шурина Петра Михайловича Еропкина и Андрея Фёдоровича Хрущова так же предали смертной казни, а остальных т. н. конфедератов Ф.И. Соймонова,
В.Н. Татищева, П.И. Мусина-Пушкина, били кнутом и приговорили к разным видам наказания.
Следует отметить, что фигура Волынского до сих пор вызывает много споров и в научной и в литературной среде. Ряд авторов считает, что князь был настоящим патриотом и представлял реальную угрозу Бироновской партии при дворе. Однако их оппоненты утверждают, что Волынский был таким же вором, казнокрадом и лжецом как и Бирон, а возникший конфликт носил характер личного соперничества.
В эпоху правления Анны Иоановны Российская империя воевала с Речью Посполитой (Русско-Польская война 1733-1735гг.) и с Турцией (Русско-Турецкая война 1735-1739гг.).
Осенью 1740г. Анна, давно страдавшая мочекаменной болезнью, окончательно слегла. Эта ситуация заставила императрицу и её окружение всерьёз задуматься о преемнике. После недолгих раздумий, по подсказке Бирона, Анна назначила преемником внучатого годовалого племянника, цесаревича Иоана Антоновича (Иван 6, 1740-1764гг.), регентом при котором стали не его родители Анна Леопольдовна и Антон Ульрих Брауншвейгский, а всё тот же Бирон.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации - https://dzen.ru/arshistorica