Техник городской управы Карл Валерианович Бальди в начале прошлого века был уже довольно опытным и востребованным столичным зодчим. Впрочем, выпускник Академии художеств Бальди, в своих проектах не блистал особой оригинальностью. Особенно в вопросах планировочных решений, где использовал, как правило, довольно известные и проверенные варианты. Его таланты проявлялись скорее в создании интересного декора возводимых зданий, соответствующего текущим модам и пожеланиям заказчиков. Но был в архитектурной карьере Карла Валериановича и проект, в котором он получил возможность продемонстрировать свой творчески потенциал с максимально широким размахом, не ограничиваясь жесткими рамками привычных шаблонов…
Строительство очень солидного доходного дома на Большой дворянской улице по проекту Бальди началось в 1909-м и продолжалось необычайно долго для того времени. Целых три года. Конечно были на то причины, связанные с обстоятельства заказчика, но и сам проект Карла Ивановича был весьма и весьма нетривиальным.
Бальди любил стилистику модерна и в данном случае это сложно не заметить. При этом здесь, не сильно почитаемая в модерне общая симметрия и пропорциональность, просто перенасыщена оригинальными стилистическими деталями. От «ленточных» балконов, до полукруглых стилизованных эркеров.
От практически сплошных «стеклянных призм» самых престижных этажей до симпатичного льва над въездными воротами напоминающего о расцвете «венского сецессиона».
Карл Иванович всегда был пристрастен к деталям и их тут конечно масса, но даже сама компоновка фасада производит необычное впечатление. Конечно в то время модерн уже уходил в прошлое, но есть ощущение, что у Бальди он шагнул прямо во времена короткой популярности конструктивизма… Хотя, справедливости ради, в двух довольно просторных дворах модерн вновь обретает привычные очертания и формы, украшенные разнообразными по размещению и размерам балконами…
Тут появляется даже «фонтан с обелиском» в первом дворе (позднее народна молва будет называть этот дом – «дом с фонтаном»).
Не забыта была Карлом Ивановичем и набиравшая силу неоклассика пробравшись в лепной декор парадных. Впрочем эти «классические детали» были скорее только деликатным дополнением к характерным и безусловно модерновым изыскам…
Первых жильцов сей удивительный дом принял в 1912-м. К сожалению заказчик, согласовавший все эти оригинальные идеи Бальди, окончательные результат так и не увидел…
Федор Иванович Танский был человеком состоятельным, образованным и очень неординарным. Убежденный энтузиаст технического прогресса свое собственное дело в Петербурге в конце позапрошлого века начинал с торговли зубоврачебными принадлежностями, швейными машинками и…велосипедами. И именно велосипеды стали основой его благосостояния, а гордый брэнд «Победа» принес всероссийскую известность. С приходом эпохи моторов Федор Иванович стал одним из первых энтузиастов этого дела порою наступая на пятки иностранным конкурентам и даже лично принимая участие в первых автомобильных гонках. «Ставка на прогресс» приносила Танскому весьма приличную прибыль, а собственная мастерская по производству автомобильных кузовов по специальным заказам сделала его «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». Федор Иванович был наверное первым человеком в стране который практически создал автосалон в современном понимании этого слова – с торговлей «по каталогам», услугами по гарантийному обслуживанию и ремонту, комиссионной продажей подержанных авто и торговлей с рассрочкой платежей. После 1907-го для постоянно растущего бизнеса он приобрел два участка на Большой дворянской, на одном из которых разместились новые мастерские, завод, склад и собственный дом, а другой был предназначен для строительства доходного дома, проект которого и был заказан Карлу Валериановичу Бальди
Можно сказать не особенно сомневаясь, что именно характер, энтузиазм и смелое отношение к любым новинкам, присущие Федору Ивановичу, позволили Карлу Валериановичу создать и построить то, что он построил в конечном итоге. Но Танский, неожиданно для многих, скоропостижно скончался в декабре 1911-го и думаю это печальное событие сказалось на сроках реализации проекта, хотя работы были уже на финальной стадии. В результате владелицей прибыльного бизнеса и нового доходного дома стала вдова Федора Ивановича – Адель Ивановна. И судя по всему в деле доходной недвижимости ставка Танского на новое и оригинальное тоже вполне себя оправдала, а Адель Ивановна владела домом вплоть до 1917-го.
В карьере Бальди этот проект был далеко не последним, хотя ничего равного зданию на Большой дворянской по оригинальности планировки и уровню исполнения он уже не создал. Такая вот история.
P.S. На фото парадная не лицевого, а дворового корпуса, но представление о самых ярких элементах декора этого дома она позволяет составить.