Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Второе рождение: история альбома Cowboys from Hell (1990) группы Pantera

1988 год стал студийным дебютом для Фила Ансельмо в составе квартета Pantera. Собрав состав, который впоследствии станет классическим: Дайбегг Даррэл (в буклете к альбому указан под именем Даймонд Даррэл) – гитара, Винни Пол – ударные, Фил Ансельмо – вокал и Рекс Браун – бас-гитара, техасские металлисты выпустили свой 4-й студийник под названием Power Metal и зашли в тупик. Дебютировав ещё в 1983 музыканты наблюдали как их ровесники те же Metallica, Slayer и Megadeth приумножают свои достижения чуть ли не в геометрической прогрессии, тогда как у Pantera дела дальше локальных концертов не шли. Нужно было что-то менять. Замена Терри Глейза Филом Ансельмо была разумным шагом, но стала лишь первым кирпичиком в преображении коллектива. Вскоре вслед за Глейзом ушла и глэмовая эстетика, хотя на концертах в поддержку Power Metal даже брутальном Филу пришлось примерять глэмовый прикид. Ансельмо: Когда мы отказались от всего этого (прим. – образ глэм-металистов) это был один из счастливейших дне

1988 год стал студийным дебютом для Фила Ансельмо в составе квартета Pantera. Собрав состав, который впоследствии станет классическим: Дайбегг Даррэл (в буклете к альбому указан под именем Даймонд Даррэл) – гитара, Винни Пол – ударные, Фил Ансельмо – вокал и Рекс Браун – бас-гитара, техасские металлисты выпустили свой 4-й студийник под названием Power Metal и зашли в тупик.

Дебютировав ещё в 1983 музыканты наблюдали как их ровесники те же Metallica, Slayer и Megadeth приумножают свои достижения чуть ли не в геометрической прогрессии, тогда как у Pantera дела дальше локальных концертов не шли. Нужно было что-то менять.

Терри Глейз
Терри Глейз

Замена Терри Глейза Филом Ансельмо была разумным шагом, но стала лишь первым кирпичиком в преображении коллектива. Вскоре вслед за Глейзом ушла и глэмовая эстетика, хотя на концертах в поддержку Power Metal даже брутальном Филу пришлось примерять глэмовый прикид.

Ансельмо:

Когда мы отказались от всего этого (прим. – образ глэм-металистов) это был один из счастливейших дней в моей жизни. Я ненавидел этот образ, но мне каждый вечер приходилось в него перевоплощаться.

Что касается музыки, то в вопросе о переходе Pantera от пусть жёсткого, но всё же глэм-метала к тому, что после назовут грув-метал, бытует несколько мнений.

Кто-то приписывает эту заслуги исключительно Филу Ансельмо, с подачи которого Дарелл, Винни и Рекс, являющиеся фэнами KISS и Van Halen, слушали ранее незнакомых им Voivod, Venom, Saundgarden, Mercyful Fate, Black Flag, Agnostic Front и многих-многих других. Новые музыкальные веяния окончательно оторвали группу от её глэмовых корней.

Винни Пол с этой версией не согласен, хотя влияние Фила не отрицает, но говорит что он и Дайм ещё в 1983 году гоняли на концерт Metallica и те оказали на них огромное влияние.

Терри Глейз подтверждает слова барабанщика:

Мы продолжали развиваться, а Даррелл писал куда более тяжёлые риффы, чем были у групп того же направления в 80-х. Талант у него был всегда, просто к началу 90-х он выкристаллизовался, а Ансельмо стал недостающим звеном в превращении Pantera в музыкальную машину.

Вместе с Pantera менялась и современная тяжёлая музыка, в 1989 году уже были посеяны семена той музыки, которую позже нарекут гранжем и альтернативным роком.

Jane's Addiction, Faith No More, Soundgarden и конечно Nirvana выпустили альбомы, которые не вписывались в устоявшиеся к тому моменту жанровые каноны и при этом были успешными.

У музыкантов было уже много наработок будущих песен с альбома, но решающим событием, которое предопределило судьбу нового альбома стал момент когда Даймбегг придумал заглавные рифф для трека Cowboys from hell. Все замерли с застывшим в глазах вопросом: это что такое сейчас было? Рифф был записан на плёнку и группа несколько дней периодически слушала кассету с записью пока не пришла к решению, что именно такой должна быть их музыка. В этом риффе был грув, что стало определяющим для звучания новой Pantera.

Давайте послушаем демо-версию заглавного трека:

Новый имидж, новая музыка, новый путь! Пора было возвращаться к саморекламе и рассылать новые демо в адрес лейблов.

Правда было одно событие, которое, прими один человек другое решение, могло бы если не навсегда, то на время расформировать Pantera как творческую единицу.

Дэйв и Даррэлл
Дэйв и Даррэлл

Дэйв Мастейн тогда вновь пересобирал Megadeth и хотел пригласить Дайма на место гитариста. Такой шанс выпадает не каждый день, поэтому Дареллу пришлось крепко задуматься о перспективах и он ответил да, но с условием о переходе в Megadeth и его брата – Винни. Не привлеки к тому моменту Мастейн в группу Ника Мензу, Megadeth в составе Мастейн, Эллефсон, Дарелл и Пол как минимум сформировался бы, а возможно и что-нибудь записал.

Мастейну не довелось сыграть роль в судьбе Pantera, но на горизонте появился ещё один известный музыкант, пусть и максимально далёкий от мира тяжёлого метала – бывший участник коллектива бывший участник коллектива Gentle Gaint Дерек Шульман.

Дерек Шульман
Дерек Шульман

Шульману, работавшему на Polygram, своими карьерами обязаны, как минимум Bon Jovi, Cindeella, Tears for Fears и Kingdome Come. И возможно Шульман подписал бы контракт с парнями куда раньше, но в свой последний год работы на Polydor ему видимо не хотелось оставлять этих талантливых парней без собственного присмотра.

Перейдя на работу в Atco Дерек не забыл про четвёрку из Техаса, связался с парнями и спросил заключили ли они с кем-либо контракт?

Коллега Шульмана Марк Росс побывал на выступлении Pantera в сентябре 1989 года и был невероятно впечатлён увиденным, о чём и сообщил Дереку.

Но заключение контракта ещё не означает запись, поскольку в любых отношениях с бизнесом имеют место бюрократические моменты, поэтому группе пришлось ждать ещё почти полгода до того, как начнётся запись. Рекс Браун, как самый разбирающийся в «тёмной» стороне шоу-бизнеса, был ужасно этим недоволен, поскольку эти полгода музыкантам пришлось вновь вернуться к своим дневным подработкам и вечерним выступлениям на мелких площадках, чтобы элементарно заработать на кусок хлеба.

И вроде данного полугодового простоя можно было бы избежать, ведь у братьев Эбботт была студия их отца Джерри, и был сам Джерри, который продюсировал их предыдущие альбомы. Но раз уж у нас новый имидж и новая музыка, то Pantera решили сменить и продюсера.

Терри Дэйт
Терри Дэйт

Главным кандидатом на эту должность был Макс Норман, работавший в частности с Оззи Осборном. Норман был не против, но денежный вопрос разделил продюсера и группу. Максу были готовы заплатить 30 000 долларов, тот согласился, но за работу с коллективом Lynch Mob ему предложили 50 000. Норман тут же разорвал контракт с ребятами и сбежал. Ситуацию спас новый менеджер Уолтер О’Браен, предложивший кандидатуру Терри Дэйта (Soundgarden, Overkill).

Тогда все составные части встали на свои места и машина Pantera понеслась по автобану тяжёлого металла сокрушая всё на своём пути. В феврале 1990 года музыканты вошли в студию.

С первых звуков заглавной композиции понятно, что Pantera 1988 года и Pantera 1990 это две разные группы. Сухой и хлёсткий звук гитары Дарелла и близкий к хардкору вокал Ансельмо ознаменовали рождение нового жанра.

Но дальше - больше, к примеру в Psycho Holiday гитара ещё гуще (удивительно, что Дарелл выдавал такой звук в одиночку), но группа пока не уходит в тяжесть ради тяжести, что на мой взгляд произошло с ними к середине 90х и умудряется, и удачно сочетает тяжесть и мелодизм.

Особняком в сет-листе стоит великолепная баллада Cemetery Gates - мощное пронзительно и проникновенное музыкальное полотно, в котором сочетается холодная ярость и тёплая лиричность. Фил демонстрирует диапазон своего вокала, доказывая, что он умеет не только выплёвывать слова.

Немного с балладным настроением заигрывает песня Sleep, но после мелодичного вступления уходит в среднетемповый кач.

Основа трек-листа альбома - композиции, сочинённые в 1988-89 годах, но две были сочинены уже в 1990 во время работы в студии, и от них тянется нить к следующему релизу группы - Vulgar Display of Power, который закрепил успех группы в их новом статусе.

Я говорю о короткой в первую очередь о Primal Concrete Sledge, которую группа записывала буквально в последние минуты своего нахождения в студии. А всё благодаря Винни Полу, который наиграл основной ритм на ударных, Даррел был так впечатлён, что тут же вписал в ритм-сетку один из своих риффов. Песня получилась короткой, но тяжёлой, как гиря. А во вторую о Domination, которая бы точно не затерялась на следующем релизе. Рекс Браун также считает, что благодаря Domination они поняли куда группа должна двигаться дальше.

Про композицию Shattered Фил Ансельмо отзывался скептически, и она одна их тех редких песен, которые он бы переделал. Композиция пришла ещё из времён Power Metal и Фил здесь так добротно даёт Хэлфорда, а Дарелл в соло звучит, как озверевший Эдди Ван Хален, хотя если вспомнить кем вдохновлялись парни, то в этом нет ничего удивительного.

Cowboys from Hell разделил дискографию Pantera ровно пополам, а также вывел металлическую музыку из забвения, поскольку эпоха трэш-метала тогда подходила к закату, а разного рода экстрим-жанры вроде death- black- металла были чрезмерно экстремальными. Pantera удачно заняла нишу между ними, вернув в тяжёлый металл ощущение опасности вместе с маскулинностью, но при этом не уйдя в андерграунд. Они были достаточно брутальные и неотёсанны для молодых ребят, но при этом умели писать мелодии и владели техникой. Как удачно заметил Брайан Мэй:

Pantera была первой группой, на которую и я, и мой сын Джимми одинаково запали. Именно он познакомил меня с их творчеством. Pantera была великой группой, а Даймбэг – передовым и очень страстным гитаристом.

Винни Пол:

Мы были странными ребятами на металлической сцене. Если уж говорить о тяжёлой музыке начала 90х, то это либо Сиэттл, либо Нью-Йорк, но никак не деревенский провинциальный штат, который наводит людей на мысли о ZZ Top и музыке кантри.

Pantera это тот случай, когда отказавшись от уже проторенных путей, коллектив музыкантов решил проложить собственную дорогу к славе, и как-только это решение было принято бронепоезд под названием Pantera было не остановить.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.