1988 год стал студийным дебютом для Фила Ансельмо в составе квартета Pantera. Собрав состав, который впоследствии станет классическим: Дайбегг Даррэл (в буклете к альбому указан под именем Даймонд Даррэл) – гитара, Винни Пол – ударные, Фил Ансельмо – вокал и Рекс Браун – бас-гитара, техасские металлисты выпустили свой 4-й студийник под названием Power Metal и зашли в тупик.
Дебютировав ещё в 1983 музыканты наблюдали как их ровесники те же Metallica, Slayer и Megadeth приумножают свои достижения чуть ли не в геометрической прогрессии, тогда как у Pantera дела дальше локальных концертов не шли. Нужно было что-то менять.
Замена Терри Глейза Филом Ансельмо была разумным шагом, но стала лишь первым кирпичиком в преображении коллектива. Вскоре вслед за Глейзом ушла и глэмовая эстетика, хотя на концертах в поддержку Power Metal даже брутальном Филу пришлось примерять глэмовый прикид.
Ансельмо:
Когда мы отказались от всего этого (прим. – образ глэм-металистов) это был один из счастливейших дней в моей жизни. Я ненавидел этот образ, но мне каждый вечер приходилось в него перевоплощаться.
Что касается музыки, то в вопросе о переходе Pantera от пусть жёсткого, но всё же глэм-метала к тому, что после назовут грув-метал, бытует несколько мнений.
Кто-то приписывает эту заслуги исключительно Филу Ансельмо, с подачи которого Дарелл, Винни и Рекс, являющиеся фэнами KISS и Van Halen, слушали ранее незнакомых им Voivod, Venom, Saundgarden, Mercyful Fate, Black Flag, Agnostic Front и многих-многих других. Новые музыкальные веяния окончательно оторвали группу от её глэмовых корней.
Винни Пол с этой версией не согласен, хотя влияние Фила не отрицает, но говорит что он и Дайм ещё в 1983 году гоняли на концерт Metallica и те оказали на них огромное влияние.
Терри Глейз подтверждает слова барабанщика:
Мы продолжали развиваться, а Даррелл писал куда более тяжёлые риффы, чем были у групп того же направления в 80-х. Талант у него был всегда, просто к началу 90-х он выкристаллизовался, а Ансельмо стал недостающим звеном в превращении Pantera в музыкальную машину.
Вместе с Pantera менялась и современная тяжёлая музыка, в 1989 году уже были посеяны семена той музыки, которую позже нарекут гранжем и альтернативным роком.
Jane's Addiction, Faith No More, Soundgarden и конечно Nirvana выпустили альбомы, которые не вписывались в устоявшиеся к тому моменту жанровые каноны и при этом были успешными.
У музыкантов было уже много наработок будущих песен с альбома, но решающим событием, которое предопределило судьбу нового альбома стал момент когда Даймбегг придумал заглавные рифф для трека Cowboys from hell. Все замерли с застывшим в глазах вопросом: это что такое сейчас было? Рифф был записан на плёнку и группа несколько дней периодически слушала кассету с записью пока не пришла к решению, что именно такой должна быть их музыка. В этом риффе был грув, что стало определяющим для звучания новой Pantera.
Давайте послушаем демо-версию заглавного трека:
Новый имидж, новая музыка, новый путь! Пора было возвращаться к саморекламе и рассылать новые демо в адрес лейблов.
Правда было одно событие, которое, прими один человек другое решение, могло бы если не навсегда, то на время расформировать Pantera как творческую единицу.
Дэйв Мастейн тогда вновь пересобирал Megadeth и хотел пригласить Дайма на место гитариста. Такой шанс выпадает не каждый день, поэтому Дареллу пришлось крепко задуматься о перспективах и он ответил да, но с условием о переходе в Megadeth и его брата – Винни. Не привлеки к тому моменту Мастейн в группу Ника Мензу, Megadeth в составе Мастейн, Эллефсон, Дарелл и Пол как минимум сформировался бы, а возможно и что-нибудь записал.
Мастейну не довелось сыграть роль в судьбе Pantera, но на горизонте появился ещё один известный музыкант, пусть и максимально далёкий от мира тяжёлого метала – бывший участник коллектива бывший участник коллектива Gentle Gaint Дерек Шульман.
Шульману, работавшему на Polygram, своими карьерами обязаны, как минимум Bon Jovi, Cindeella, Tears for Fears и Kingdome Come. И возможно Шульман подписал бы контракт с парнями куда раньше, но в свой последний год работы на Polydor ему видимо не хотелось оставлять этих талантливых парней без собственного присмотра.
Перейдя на работу в Atco Дерек не забыл про четвёрку из Техаса, связался с парнями и спросил заключили ли они с кем-либо контракт?
Коллега Шульмана Марк Росс побывал на выступлении Pantera в сентябре 1989 года и был невероятно впечатлён увиденным, о чём и сообщил Дереку.
Но заключение контракта ещё не означает запись, поскольку в любых отношениях с бизнесом имеют место бюрократические моменты, поэтому группе пришлось ждать ещё почти полгода до того, как начнётся запись. Рекс Браун, как самый разбирающийся в «тёмной» стороне шоу-бизнеса, был ужасно этим недоволен, поскольку эти полгода музыкантам пришлось вновь вернуться к своим дневным подработкам и вечерним выступлениям на мелких площадках, чтобы элементарно заработать на кусок хлеба.
И вроде данного полугодового простоя можно было бы избежать, ведь у братьев Эбботт была студия их отца Джерри, и был сам Джерри, который продюсировал их предыдущие альбомы. Но раз уж у нас новый имидж и новая музыка, то Pantera решили сменить и продюсера.
Главным кандидатом на эту должность был Макс Норман, работавший в частности с Оззи Осборном. Норман был не против, но денежный вопрос разделил продюсера и группу. Максу были готовы заплатить 30 000 долларов, тот согласился, но за работу с коллективом Lynch Mob ему предложили 50 000. Норман тут же разорвал контракт с ребятами и сбежал. Ситуацию спас новый менеджер Уолтер О’Браен, предложивший кандидатуру Терри Дэйта (Soundgarden, Overkill).
Тогда все составные части встали на свои места и машина Pantera понеслась по автобану тяжёлого металла сокрушая всё на своём пути. В феврале 1990 года музыканты вошли в студию.
С первых звуков заглавной композиции понятно, что Pantera 1988 года и Pantera 1990 это две разные группы. Сухой и хлёсткий звук гитары Дарелла и близкий к хардкору вокал Ансельмо ознаменовали рождение нового жанра.
Но дальше - больше, к примеру в Psycho Holiday гитара ещё гуще (удивительно, что Дарелл выдавал такой звук в одиночку), но группа пока не уходит в тяжесть ради тяжести, что на мой взгляд произошло с ними к середине 90х и умудряется, и удачно сочетает тяжесть и мелодизм.
Особняком в сет-листе стоит великолепная баллада Cemetery Gates - мощное пронзительно и проникновенное музыкальное полотно, в котором сочетается холодная ярость и тёплая лиричность. Фил демонстрирует диапазон своего вокала, доказывая, что он умеет не только выплёвывать слова.
Немного с балладным настроением заигрывает песня Sleep, но после мелодичного вступления уходит в среднетемповый кач.
Основа трек-листа альбома - композиции, сочинённые в 1988-89 годах, но две были сочинены уже в 1990 во время работы в студии, и от них тянется нить к следующему релизу группы - Vulgar Display of Power, который закрепил успех группы в их новом статусе.
Я говорю о короткой в первую очередь о Primal Concrete Sledge, которую группа записывала буквально в последние минуты своего нахождения в студии. А всё благодаря Винни Полу, который наиграл основной ритм на ударных, Даррел был так впечатлён, что тут же вписал в ритм-сетку один из своих риффов. Песня получилась короткой, но тяжёлой, как гиря. А во вторую о Domination, которая бы точно не затерялась на следующем релизе. Рекс Браун также считает, что благодаря Domination они поняли куда группа должна двигаться дальше.
Про композицию Shattered Фил Ансельмо отзывался скептически, и она одна их тех редких песен, которые он бы переделал. Композиция пришла ещё из времён Power Metal и Фил здесь так добротно даёт Хэлфорда, а Дарелл в соло звучит, как озверевший Эдди Ван Хален, хотя если вспомнить кем вдохновлялись парни, то в этом нет ничего удивительного.
Cowboys from Hell разделил дискографию Pantera ровно пополам, а также вывел металлическую музыку из забвения, поскольку эпоха трэш-метала тогда подходила к закату, а разного рода экстрим-жанры вроде death- black- металла были чрезмерно экстремальными. Pantera удачно заняла нишу между ними, вернув в тяжёлый металл ощущение опасности вместе с маскулинностью, но при этом не уйдя в андерграунд. Они были достаточно брутальные и неотёсанны для молодых ребят, но при этом умели писать мелодии и владели техникой. Как удачно заметил Брайан Мэй:
Pantera была первой группой, на которую и я, и мой сын Джимми одинаково запали. Именно он познакомил меня с их творчеством. Pantera была великой группой, а Даймбэг – передовым и очень страстным гитаристом.
Винни Пол:
Мы были странными ребятами на металлической сцене. Если уж говорить о тяжёлой музыке начала 90х, то это либо Сиэттл, либо Нью-Йорк, но никак не деревенский провинциальный штат, который наводит людей на мысли о ZZ Top и музыке кантри.
Pantera это тот случай, когда отказавшись от уже проторенных путей, коллектив музыкантов решил проложить собственную дорогу к славе, и как-только это решение было принято бронепоезд под названием Pantera было не остановить.