Нейроэстетика. Что это такое? И о чем сегодня пойдет речь? В предыдущей статье я говорила об этом явлении, но не углублялась. Давайте разбираться…
Вы, наверное, заметили, что, когда мы гуляем по выставке наш взгляд, невольно падает на красивые или причудливые изображения. Это и есть нейроэстетика – реакция нашего мозга на картину, изображение, инсталляцию. Эта наука появилась благодаря сплетению – нейробиологии и эстетики. Человеческий мозг реагирует буквально на все что происходит во внешнем мире и реагирует каждый раз по-разному.
Может показаться, что она достаточно бесполезна и не несёт в себе никакой функции человеку. Однако, это не так. Нейроэстетику используют дизайнеры, благодаря ней, они могут понять, что человеку (потребителю) понравится, а что нет: в интерьере, в ландшафте, в выборе цвета. Также этим пользуется каждая рекламная компания. Приведу простой пример: когда вы видите рекламу продуктов какие они? Верно, они сочные и яркие, так и блещут цветами. Вы уже заинтересованы ими потому, что как минимум своей яркостью они радуют ваш глаз. Как следствие, вы бежите в магазин попробовать этот продукт.
Вы скажите, да это маркетинг, и будете правы. Но представьте если бы маркетологи, рекламщики, пиарщики не знали бы как отреагирует мозг потребителя, что бы было? Наверное, в рекламах просто показывали бы продукты, обычные, не преувеличенные, не подкрашенные, не идеализированные, с их тусклым цветом.
Захотел бы ваш мозг смотреть эту тусклую рекламу? Захотели бы вы после неё пойти в магазин и купить этот продукт? Однако, если вы не дизайнер и не рекламщик, а простой человек нейроэстетика вам тоже пригодится. Через неё вы сможете понять, как реагирует и как обманывает вас ваш мозг.
Цвет. Цвет очень важен для нас, он призма, через которую мы видим мир. Исследования показывают, что холодные цвета и оттенки: синий, зеленый, фиолетовый, голубой – успокаивают и расслабляют человека. Теплые цвета: оранжевый, бежевый, красный, желтый, коричневый – придают чувство уюта и тепла. Но иногда, оттенки красного и желтого сигнализируют об опасности. Все зависит от контекста. А чтобы привлечь внимание зрителей используются контрастные цвета (желтый с фиолетовым, красный с зеленым, черный с белым). Поэтому, когда вы идете в музее и видите, например, картину Анри Матисса (Танец).
Вы замечаете эту картину не потому, что она вам очень понравилась, а потому, что цвета в ней настолько контрастны и ваш мозг это заметил. Здесь стоит отметить что почти все художники используют контраст, чтобы привлечь внимание к своей работе. И контраст надо сказать не только в цвете, но и в размере, форме, одежде и даже в социальном статусе изображаемых.
Следующий аспект – это баланс или равновесие. В музее, на выставке, в галерее наш мозг не всегда воспринимает современное искусство. Почему? Одной из причин является отсутствие баланса на видимом объекте, и наш мозг интерпретирует видимое, как нечто неправильное. Проходя мимо арт-объекта, вы можете почувствовать дискомфорт и скорее чувство беспорядка нежели прекрасного. Поэтому в каждом художественном заведении, маленьких творцов обучают основам правильной композиции. В правильно построенной композиции всегда есть баланс, людей, заднего и переднего плана, цвета, формы.
Ну хорошо мы разобрались, как мозг реагирует, а как он нас обманывает? В повседневности всё просто: «Сделаю завтра»; «Сейчас не время»; «Нужно подождать»; «Я не хочу»; и в случае с магазином – «Это мне жизненно необходимо». Всем знакомо, не так ли? Но я все же больше хочу рассказать об искусстве, нежели о мотивации. Поэтому в скором времени выйдут мои статьи с разбором и разоблачением великих картин.
Дорогие читатели, дайте пожалуйста обратную связь о статье. Жду ваши комментарии…