Изучение истории Китая - очень полезное занятие. И в философском смысле и в чисто практическом. Очень многие вещи станут понятными из нашей повседневности - и что происходит, и чем закончится. Нет, можно верить в предсказания старцев, бабушки Ванги (точнее, в ту версию, которую вам предлагают) - тут дело сугубо личное. Но помните: законы развития человеческого общества срабатывают всегда. Ибо их создал кто-то несравненно более Великий, чем самый-разсамый наивеличайший лидер нации и "наше всё", как говорила тетя Валя. Лидер нации может только приказать перекрасить забор, отгораживающий от людей неблаговидную реальность, но не более того.
Так вот о Китае...
1911 год. В России царствует Николай с номером "2", то самое время, по которому страдают современные булкохрусты представляя его себе сосредоточением всеобщего благополучия и всяческих позитивных тенденций. Типа шаги к новым горизонтам, которым не дали развиться в победную поступь проклятые большевики, предательски поставившие подсечку, а то бы мы бы... Короче, ого-го!
В Китае же в 1911 году начинается буржуазная революция. Направленная не только против маньчжурской династии, просто потому, что она маньчжурская, а вообще против феодального абсолютизма. Собственно, бурлило там уже давно - маньчжурская династия, пытаясь сохранить свою власть, вынуждена была сосредоточиться на борьбе с собственными повстанцами, заключив с откровенно грабящими Китай иностранными державами кабальные соглашения и унижающие национальное достоинство договора. Ей даже всучили принудительно торговлю опиумом - в те времена сбыт наркоты был уделом просвещенных англосаксов, а не полудиких афганских крестьян или латиноамериканских картелей. Британские господа рынок держали.
Чиновники императорского двора пытались модернизировать армию, чтобы иметь возможность хотя как-то сохранить видимость наличия в стране крепкой власти и суверенитета, для чего им пришлось создавать ее заново на основе региональных формирований - "старая армия" в этом смысле была безнадежна. Так родились будущие "силовые блоки" местных военных хунт, сыгравшие в истории Китая весьма мрачную роль, особенно это касается так называемой Бэйянской армии. "Новая армия" стала инструментом в руках стремящихся к личной власти политических авантюристов, уловивших неизбежность перемен - цинская династия фактически противопоставила себя всему обществу - простому народу за счет несправедливых законов и уступок западным странам, чиновникам - за счет попыток ограничить их власть на местах, нарождающейся буржуазии - за счет налогов и национализации железных дорог.
Власть в провинции мог получить тот, у кого находились в подчинении "новые войска", только они были реальной силой в Китае. Так на политическую сцену вышли различные генералы и прочие военные лидеры, чье руководство признавали формирования "новой армии" в соответствующих провинциях.
Вместе с тем проникновение в Китай западных революционных теорий привело к становлению "тайных обществ" уже другого плана. Это были не изучающие кун-фу и готовящиеся отбивать пули руками фанатичные неофиты периода "боксерского восстания", а носящие европейскую одежду и регулярно собирающиеся в европейских сеттльментах господа совсем иного уровня образования и взглядов.
Наиболее кратко и точно их программа выражена в широко известных в Китае "16 иероглифах" Сунь Ятсена, представлявших из себя "революционную клятву" Союза возрождения Китая (Синчжунхуэй). По-русски это все звучит так: "Изгнать маньчжуров, восстановить государственный престиж Китая, учредить демократическое правительство, уравнять права на землю".
Так вышло, что наиболее "революционным" оказался в результате юг Китая. Восстания в Пинсяне, Люяне и Лилине (провинции Цзянси и Хунань) стали первыми выступлениями такого рода, организованными упомянутым выше Объединенным союзом (который создан в Токио в 1905 году - см. подпись под фото Сунь Ятсена). Подготовка к вооруженному выступлению велась с 1906 года различными местными тайными обществами с опорой на рабочих угольных шахт и группы боевиков. Восстание началось 4 декабря 1906 года и было подавлено к январю 1907 года. Следующая попытка состоялась в 1910 году - тоже неудачно. Выступление было плохо скоординировано, в результате небольшая группа китайцев и поддерживавших их японцев была окружена и, отказавшись сдаться, погибла в неравном бою или была казнена - впоследствии их останки торжественно захоронили на холме Хуанхуаган, давшем название этому восстанию.
Революционный процесс было уже невозможно остановить. По традиционному китайскому календарю 1911 год именовался "синьхай", поэтому состоявшееся в этот год восстание в Учане получило название "Синьхайская революция". Запалом для нее послужило массовое (по некоторым данным многомиллионное) движение в защиту дорог и против неравноправных договоров с иностранными державами и компаниями. Династия Цин попыталась национализировать - т.е., по сути, изъять в свою собственность железные дороги, построенные акционерными обществами.
Протесты постепенно переросли в вооруженное противостояние в Сычуане, а затем в Хубее. 10 октября началось восстание частей "новой армии" Учанского гарнизона. 11 октября восставшие уже заняли весь Учан и приступили к созданию военного правительства Хубэя. 12 окября успешно прошли восстания "новой армии" и в других гарнизонах.
9 ноября 1911 года военное правительство Хубэя во главе с Ли Юаньхуном утвердило временную Конституцию округа Эчжоу Китайской республики. Следом еще 14 провинций объявили о свержении маньчжурской династии.
29 декабря на конференции представителей семнадцати провинций в Нанкине был избран временный президент республики (должен был набрать более 2/3 голосов) - Сунь Ятсен. В знак смены эпох был принят также новый календарь - по европейскому образцу. Первым годом республики стал 1912 - его отсчет пошел с 1 января. Временная Конституция республики определяла разделение трех ветвей власти - законодательную, исполнительную и судебную. В Китае, таким образом, была создана буржуазная республика парламентского типа. Государственным символом стала восемнадцатиконечная звезда.
А вот с гимном там все было вообще весело. Китайские товарищи подробно описывают, как собирались "народные мелодии" по всем регионам Китая, но на м тут только текст важен. А он таков:
"На востоке Азии развивается Китай. Приветствуя Америку, устремившись за Европой, древнее государство выстраивается заново. Развивается пятицветный флаг (пять полос - пять основных этнических групп Китая - прим. автора), славится Республика..."
Пока же все увлеченно срезали косы и отменяли всякие диковатые средневековые обычаи типа "бинтования ног" женщинам. Было приказано уничтожить орудия пыток и всяческих публичных истязаний, кои являлись отличительной чертой самобытной китайской культуры тысячелетиями, а еще запрещались азартные игры и курение опиума.
И тут на историческую сцену снова вышел некто Юань Шикай - весьма противоречивая личность. Маньчжуры его то отправляли в ссылку, то назначали на пост командующего - на момент описываемых событий он как раз возглавлял упомянутую Бейянскую армию, периодически атакуя революционные формирования, но не идя при этом на радикальные шаги. Правительство первой Китайской республики было вынуждено пойти на переговоры с Юань Шикаем, чтобы сохранить завоевания революции и обеспечить окончательное отречение императора. Юань Шикаю был обещан пост президента. Сунь Ятсен сдержал данное слово и уступил власть добровольно. С этого момента начался поворот к диктатуре и негласному восстановлению монархии, сторонником которой всегда был в душе Юань Шикай.
Вынудив императора подписать отречение и заняв пост президента, он изменил порядок выборов, обеспечив себе контроль над парламентом, который затем избрал Юань Шикая "постоянным президентом", максимально расширив его полномочия.
А вот чем все это закончилось, мы обсудим в продолжении статьи.