На ремонте ЭБУ от УАЗ Патриот. Грязные, ну что поделать, УАЗика хлебом не корми - дай грязь помесить.
Неисправность типовая и присуща всем ЭБУ с катушечной системой зажигания. Написал и подумал, а какая ещё бывает? Вроде больше и нет других способов добыть искру. Может кто подскажет другие варианты. Короче, нет искры в одном из цилиндров.
Дело в неисправном транзисторе в ЭБУ. Электрик, который делал диагностику автомобиля, сказал что "надо заменить пробитую катушку в мозгах". Как только автоэлектрики не обзовут бедный транзистор - и конденсатором и резистором и трансформатором, чем угодно, только не ТРАНЗИСТОРОМ. Ну вот не нравится им почему то транзистор. Ну ладно, это их дело.
Открываю крышку и спрашиваю клиента- "покажи хоть одну катушку".
"Ну вам виднее" - отвечает смущено. Ну ладно, ближе к делу. За искрообразование в катушках зажигания у нас отвечают вот эти транзисторные ключи.
Их тут ровно по количеству катушек - 4 штуки. Функция ключа очень простая - по команде процессора замыкать вывод низковольтной обмотки катушки зажигания на массу, что бы в высоковольтной обмотке навелось напряжение и проскочила искра в свече. Раньше это делали обычными контактами, сейчас транзисторами, но со времен Николы Теслы принцип "искрообразования" не изменился.
Чтобы найти неисправный, прозваниваем транзисторы между эмиттером и коллектором на пробой.
У исправного транзистора сопротивление бесконечность, причем в обоих направлениях, никаких обратных диодов тут нет.
Ну а вот и пробитый транзистор - виновник неисправности, он же и пострадавший. Кстати, при этом может пострадать и сама катушка зажигания, так как через неё и пробитый транзистор будет постоянно, а не импульсами как в рабочем состоянии, протекать довольно большой ток. Так что катушку рекомендуется то же проверить, а лучше заменить.
Транзисторы в ЭБУ стоят N-канальные IGBT NGD-8201 , но не совсем обычные, а так называемые Logic Level. Это значит что для их управления требуются логические уровни напряжений, такие же какими обмениваются контроллеры и другие цифровые микросхемы - 1/0, вкл/выкл. То есть его можно подключать напрямую к контроллеру без дополнительных драйверов.
Заменить на подходящий по току/напряжению не получится, нужно что бы он был обязательно Logic Level.
Проверенные оригинальные транзисторы NGD8201 можно купить тут https://alii.pub/6rvxbc
Заменить его не представляет труда сдунув феном, но я в случае с ремонтами ЭБУ перестраховываюсь и стараюсь лишний раз не греть многослойную плату с множеством переходных отверстий. Откусываю выводы кусачками и отпаиваю корпус паяльником, хотя в данном случае он сам отпал, даже без паяльника, видимо от перегрева током.
После замены проверяю сопротивление между затвором транзистора и массой, что бы убедится, что пробой не "убежал" дальше в контроллер. Это надо бы было сделать до замены, но я запамятовал. Какое там должно быть сопротивление, нигде не задокументировано, но я точно знаю что оно должно быть такое же как у остальных транзисторов. В данном случае все нормально, сопротивление между затвором и массой у всех 2.1 КОм.
На этом ремонт окончен. Всем спасибо за внимание и удачных ремонтов!
Применяемые в работе инструменты