Найти в Дзене

Первое сентября – это школа

«Летний вечер теплый самый был у нас с тобой. Разговаривали с нами звезды и прибой. Нам оставил теплый вечер неугасший след, Обнимал он нас за плечи и смотрел нам вслед…» На скамейке на задворках школьного двора хорошо было слышно музыку выпускного и видно звездное небо. Мы романтично пили вино. Выпускники. Из распахнутых настежь окон школьного актового зала «плыл» «Летний вечер» группы Стаса Намина. Вся жизнь впереди. Вовка Синицын, Юрка Бугаков, Ленка Романцова, Светка Упыр, Ольга Шиловская и я. Десять лет вместе, и вот наши пути расходились. Тогда мы не ведали, куда они нас приведут. Было лишь огромное звездное небо (оно в Саратовских степях самое звездное!), да музыка. Я не бросил свою 2-ю школу после переезда. Топал на занятия и обратно минут по 30 со второго класса до самого выпускного. От «Аленушки» на «Лысую гору». Родители получили квартиру в новой кирпичной двухэтажке. В моем родном заволжском городке было строгое деление на районы. Район – на район, улица – на улицу играли в
«Летний вечер теплый самый был у нас с тобой.
Разговаривали с нами звезды и прибой.
Нам оставил теплый вечер неугасший след,
Обнимал он нас за плечи и смотрел нам вслед…»

На скамейке на задворках школьного двора хорошо было слышно музыку выпускного и видно звездное небо. Мы романтично пили вино. Выпускники. Из распахнутых настежь окон школьного актового зала «плыл» «Летний вечер» группы Стаса Намина. Вся жизнь впереди. Вовка Синицын, Юрка Бугаков, Ленка Романцова, Светка Упыр, Ольга Шиловская и я.

Десять лет вместе, и вот наши пути расходились. Тогда мы не ведали, куда они нас приведут. Было лишь огромное звездное небо (оно в Саратовских степях самое звездное!), да музыка.

Таким летний вечер представляет нам Kandinsky 2.2
Таким летний вечер представляет нам Kandinsky 2.2

Я не бросил свою 2-ю школу после переезда. Топал на занятия и обратно минут по 30 со второго класса до самого выпускного. От «Аленушки» на «Лысую гору». Родители получили квартиру в новой кирпичной двухэтажке.

В моем родном заволжском городке было строгое деление на районы. Район – на район, улица – на улицу играли в футбол, дрались, а больше и не припомню точек соприкосновения. Провожать девчонку из другого района – это было для смелых.

Начальная школа почему-то запомнилась смотром строя и песни, в котором наш класс неизменно побеждал. Я был командиром октябрятского отряда. Первая учительница – Мария Ивановна Балбина. Прекрасный человек. Настоящая первая учительница!

Актовый зал, фотосъемка отличников начальных классов.

– Еврей? – спросил фотограф районной газеты «Ленинский путь» по фамилии Соловьев, записывая в блокнотик мою воронежскую фамилию.

– Не знаю, – ответила Мария Ивановна, передернув плечами то ли от холода, то ли от неприязни.

В этом доме на Гагарина с деревянными перекрытиями и стенами из дранки я жил до 8 лет. Фото автора.
В этом доме на Гагарина с деревянными перекрытиями и стенами из дранки я жил до 8 лет. Фото автора.

Учеба давалась мне легко, поэтому учителя много и требовали. Нина Наумовна Усачева, английский язык. Она считала, что я должен изучать языки после школы.

Антонина Михайловна Беляева, научившая меня писать сочинения. Она и в преклонном возрасте справлялась у моей матушки: «Как дела у Димы?»

Валентин Васильевич Пащенко – наш физрук. С его легкой руки я попал в сборную школы по всем доступным нам видам спорта: баскетболу, волейболу, легкой атлетике.

Иосиф Хасьянович Хусаинов, физик, директор школы. Прекрасный мужик, хороший преподаватель. А я умудрился повздорить с ним на выпускном экзамене. Да так, что он вкатил мне трояк. Итоговая вышла четверка. И поделом.

Ну и конечно, наша классная руководительница – Лидия Николаевна Болдырева, преподаватель алгебры и геометрии. Строгая, справедливая, делившая с нами все радости и печали. Настоящая интеллигентная учительница, воплощение образа.

Школьный коллаж. Фото автора.
Школьный коллаж. Фото автора.

Школа для нас была школой жизни, и вовсе не средней. Костяк сборной района по футболу составляли пацаны из нашего класса. Со 2-го по 10-й класс футбол и фотография были моими главными увлечениями. Фотографией увлекаюсь и сейчас.

До восьмого класса я был отличником, к тому же не курил. На переменах ходил вместе с одноклассниками в курилку подышать «свежим» воздухом. Одиноким себя не чувствовал, но не таким как все – было. Компенсировал модной одеждой: матушкина эластичная водолазка зеленого цвета, клетчатый шерстяной пиджак, коричневые брюки из качественной шерсти, красные махровые носки и туфли цвета бордо из натуральной кожи на высоком каблуке из «манки». Изготавливали местные сапожники в мастерской на Московской. Довершала образ прическа «на прямой пробор».

Окна на втором этаже школы - наш класс. Фото автора.
Окна на втором этаже школы - наш класс. Фото автора.

В девятом классе начал изредка бегать в клуб на танцы, «ходить» с девушками. После выпускного мы всем классом несколько дней подряд ездили за город на пикники. В один из дней то ли от скуки, то ли давно хотели, но одноклассники Колька и Юрка Решетниковы (однофамильцы), самые крутые пацаны нашего класса, решили меня избить. Спас Енька (это прозвище), еще более крутой парень из 28-й школы. Он был другом Маринки Сысуевой, с которой мы несколько лет сидели за одной партой. На Кольку с Юркой никакого зла не было и нет. Поразило другое – в трудную минуту на помощь может прийти малознакомый человек. Мир не без добрых людей.

Нелегко младшим братьям: их всегда сравнивают со старшими. Фото из архива автора.
Нелегко младшим братьям: их всегда сравнивают со старшими. Фото из архива автора.

Листаю школьный альбом. Открытые спокойные лица уверенных в себе и своем будущем молодых людей. Вот бы нынешней молодежи такую уверенность!

Лишь недавно стал до конца понимать подпись к моей фотографии в школьном альбоме: «Его характер не спесив, язык умен, а ум красив». И кто написал тоже.

«…И за далью белой стужей,

Где-то, где-то там,

за стеклом морозных кружев,

будет сниться нам

Летний вечер.»

#школа #1 сентября #Саратов #Ершов #одноклассники #Подмосковье #Москва