Найти тему
А мы там были!

Портал в СССР

Наверное на карте не много мест вокруг которых рождается сколько легенд и небылиц как зона отчуждения Чернобыльской АЭС – место загадочное, но вполне доступное и интересное, особенно тем, что время в нем как бы застыло, остановилось на дате 26 апреля 1986 г.

Съездить в зону отчуждения мысль была достаточно давно, тем более, что в последнее время посетить ее можно вполне официально. Сама зона разделена на две части: Украинскую и Белорусскую, но принимая во внимание обстановку в мире в целом и ситуации на Украине в частности, попасть мы могли только в Белорусскую часть. Смущало конечно, что и город Припять не там, да и сам саркофаг…но лучше так чем ни как…И так решено – едем! Тем более и повод был – день рождения у Александра младшего, который собственно и был инициатором поездки.

Перекопав кучу информации на по истине бескрайних просторах Интернета и проанализировав полученные сведения, была принято решение обратиться к одному из местных проводников – Петру. Небольшая переписка в соцсети – договоренность – и мы получаем краткую программу нашего визита да список необходимых документов, так как Зона относится к особо охраняемым территориям с администрацией и патрулями, потому для ее посещения нужен пропуск, который оформляется за ранее. Для жителей России необходим паспорт для оформления разрешения. День «Ч» назначен – документы сданы – ждем время.

И вот долгожданная пятница, чуть раньше сбежав с работы, закидываем вещи в машину, бензин под завязку, масло на доливку и я и старший сын Александр стартуем в сторону Белоруссии, нам предстоит преодолеть порядка 700 км до Гомеля.

Ориентировочно рассчитывали прибыть к месту нашего назначения и ночевки – гостинице «Турист» чуть за полночь, но как оказалось – зря!

Проехав чуть более 100 км по, до боли родной, М4, сворачиваем на второстепенную дорогу направлению на Брянск и Орел. Монотонно бегут километр за километром, села и городки сменяют друг –друга, окружная Орла, Брянск и вот мы у границы с Белоруссией, обязательная страховка – куда ж без нее, шлагбаум на таможне и…сюрприз! Въезд на территорию Белоруссии запрещен, по крайней мере на личном авто. Все наши уговоры, увещевания, о том что нас там ждут, все договорено и да!, даже есть бабушка к которой мы едим прошли даром – граница как оказалось на замке.

Было очень жаль, преодолев такое расстояние, поворачивать, но… Наше смекалка и находчивость, а так же один из местных жителей, помогли преодолеть нам возникшее, казалось непреодолимое препятствие, и мы, пусть и не совсем легально, оказались на территории дружественной нам республики.

Быстро преодолев оставшиеся 50 км по трассе, улочки ночного Гомеля и вот мы у долгожданной гостиницы «Турист» но уже, практически без надежды на поспать – на часах 3-00, а выезд был назначен на 6.

гостиница "Турист", г. Гомель
гостиница "Турист", г. Гомель

Короткий но крепкий сон прервал злобный будильник. Покидав наскоро вещи в рюкзак, одевшись мы выбежали из гостиницы и увидели ожидающего нас Петра. Нырнув на вполне удобные, так нам по крайней мере показалось, сидения WV T4, мы выдвигаемся в направлении Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, прихватив по дороге еще человек 5-6, таких же как и мы, любопытных туристов.

Прибыв в город Хойники, нас пересаживают на транспорт заповедника, проверяют документы, и мы, в пополневшей компании, трогаемся в сторону КПП «Бабчин».

И вот мы на месте. Нас встречает вывеска с информацией о количестве жителей села, до того, как они его покинули, и информационное табло об уровне радиации в окружающей среде, которое аккуратно разместили на домике КПП.

КПП "Бабчин"
КПП "Бабчин"

Наконец, все формальности решены и мы, в сопровождении сотрудника заповедника, въезжаем на его территорию.

Первое место остановки – музей. Здесь собраны экспонаты, повествующие нам о временах предшествующих произошедшей катастрофе и ликвидации ее последствий. Место достаточно занятное, рассказ интересный, а сам гид с удовольствием отвечает на заданные вопросы.

Напротив здания музея – старый клуб, чудь далее памятник солдатам ВОВ да небольшая улочка покосившихся домов с заколоченными окнами.

Все памятники Великой отечественной войны, как здесь, так и далее по дорогое, находятся в весьма ухоженном состоянии, вокруг убрано, подкрашено, пусть иногда и в интересный цвет – скажем зеленый, но все – же. Видно, что люди здесь помнят и чтят память своих предков и их подвиг, что несомненно, заслуживает большого уважения.

Собственно, сам музей и территория вокруг него находятся на территории 30 километровой зоны отчуждения, где постоянное проживание и хозяйственная деятельность человека запрещены. Но жизнь здесь все-таки есть: сотрудники заповедника живут в небольших домиках и трудятся здесь вахтовым методом, ведут различные наблюдения и изыскания, в том числе и по использованию земель, о чем свидетельствуют распаханные поля вокруг. Разводят лошадей, коров, да даже пасека есть, все как везде, но все-таки немного не так.

А вокруг – тишина, даже не слышно щебетания птичек, легкий ветерок, да поблескивает роса на траве в утренних лучах солнца. Тишина и покой. О произошедшей здесь катастрофе напоминают лишь знаки «Радиация», установленные то там, то тут с упоминанием различных изотопов, да зловещие таблички, с указанием количества ранее проживавших здесь жителей.

Брошенные школы, больницы, дома…Всё покидали в спешке. Здесь попадается все! От газет и журналов, игрушек и посуды, до брошенных автомобилей и мотоциклов и даже комбайнов.

Время кажется замерло здесь. Этакий портал в уже несуществующую страну – СССР – наше далекое и беззаботное детство.

Особенно это ощущается в стенах школы.

Учебники, глобус, карта на стене…и даже чей-то, брошенный впопыхах, портфель, все это до боли знакомое и родное, все это оттуда – из страны ушедшего детства.

Типовая советская школа, типовые парты, типовые учебные пособия, спортзал, школьный коридор с потолка которого зловеще свисают хоботы развешенных кем-то противогазов, и вот сердце школы актовый зал, сцена, с уже обветшавшими полами и огромным знаком радиация на стене.

Кажется, еще вчера тут учились дети, бегали по лестницам и звучал их звонкий голос и смех…но все прошло, в один миг закончилось и возможно уже не вернется сюда никогда. 30 километровая зона будет пригодна для проживания через 50-60 лет, 10 километровая – НИКОГДА!

Неподалеку - сельский магазин, эх...сколько тут дефицитных товаров: детские колготки, туфельки на каблуке, сандалии, кроссовки, отрезы ткани...и на витрине и в подсобке, можно и поллитру найти :) (шутка),но все это уже никому не нужно. Жаль! качество было на высоте, никакого made in China.

Кроссовки -"новенькие", это вам не Adidas
Кроссовки -"новенькие", это вам не Adidas

День в Полесском заповеднике проходит насыщенно: несколько безлюдных деревушек, Бабчин, завод комбикорма, река Припять, с ржавыми баржами на берегу, и наконец холодно поблескивающий на солнце купол Чернобыльской АЭС вдали.

Наше путешествие подходит к концу. Осмотрев напоследок собрание техники, используемой при ликвидации аварии на чернобыльской АЭС, этакий музей под открытым небом, мы направляемся назад к КПП «Бабчин», откуда и начинали свой маршрут по зоне отчуждения.

Дозиметр
Дозиметр

Здесь нас покидает сопровождающий, предварительно ознакомив нас с показаниями дозиметра и мы уставшие, но довольные едим в Хойники, где нас ждет плотный и вкусный ужин в местном кафе и путь домой, точнее гостиницу «Турист», ставшую нашим домом на эти осенние выходные.

#Чернобыль #Припять #Белорусия #ЗонаОтчуждения #СССР