Найти тему

Когда университеты станут закрываться чаще, чем банки

Jose Fontano, unsplash.com
Jose Fontano, unsplash.com

Первое двадцатилетие нынешнего века в среднем профессиональном образовании РФ можно описать словами «ПТУ – в утиль!». Как известно, ссузы делятся на два типа: подготовка по рабочим специальностям, как раз в тех самых бывших профтехучилищах, и обучение специалистов среднего звена – техникумы в старом понимании. Так вот, первый сегмент с 2000 по 2020 год сократился более чем в пять раз (с 762,3 до 142,5 тысячи выпускников).

Американская образовательная система рассматривает колледжи, как правило, в качестве начальной ступени высшей школы. У нас они к ВО отношения не имеют, финансируются, в отличие от университетов, в основном из региональных бюджетов и курируются другим профильным министерством. Тем не менее, фактически с каждым годом составляют всё большую конкуренцию бакалавриату.

Пример: инициатива министра просвещения Сергея Кравцова о переходе на подготовку школьных учителей для 5-9 классов в подведомственных ему колледжах (сегодня среднее профессиональное образование (СПО) педагогов допустимо только для начальной школы).

Демографы прогнозируют, что к 2030 году на отечественном рынке труда возрастная группа до 40 лет сократится с сегодняшних 32 до 25 миллионов человек. Количество абитуриентов уменьшится соответственно. Колледжам и университетам придётся с каждым годом всё решительнее бороться за качественный приём. Абитуриенты же хотят обучиться быстро и быть в фаворе на рынке труда, который явно не благоволит к соискателям с избыточным уровнем подготовки – востребовано в основном то, что можно с ходу применить на практике.

Devin Avery, unsplash.com
Devin Avery, unsplash.com

Переиначим поговорку: Если гора (колледжи) идёт к Магомету, то и ему (высшей школе) ничто не мешает двинуться навстречу. В «Университете 2035» уже прогнозируют сокращение срока на получение базового высшего образования до 2-3 лет. Якобы только так можно угнаться за быстро изменяющимися технологиями.

В результате среднее профессиональное и высшее образование рискуют почти слиться по набору компетенций, которыми они вооружают своих студентов.

Возьмём, к примеру, фармакологию. Там в 2022 году сложился самый высокий вступительный конкурс в рамках системы СПО. Специальность «Фармация» – 7,5 человека на одно бюджетное место (вторая позиция у направления «информационная безопасность» с результатом 6,3).

Абитуриенты ссузов соревнуются, как известно, не по результатам Единого государственного экзамена, а по среднему баллу аттестата. На самых популярных специальностях троечники отсутствуют. За место в колледже борются ударники и отличники.

Для зачисления в вуз школьник может избрать авральную тактику: учиться спустя рукава, а за несколько месяцев до ЕГЭ интенсивно проштудировать его вероятные вопросы. О предметах вне единого экзамена он может вообще забыть. С колледжем так не получится.

Kimberly Farmer, unsplash.com
Kimberly Farmer, unsplash.com

Работодатели уже оценили фармацевтов с дипломами СПО. Зачастую их шансы на трудоустройство даже выше, чем у провизоров, которых готовят университеты. При схожих компетенциях. Сравнение федеральных образовательных стандартов у тех и других позволяет сделать подобный вывод даже в отношении перспектив карьерного роста. При углублённом уровне подготовки в колледже на базе 9 классов школы за 4 года 10 месяцев готовят фармацевтов, которые могут претендовать на должность заведующего аптекой. В документе есть приписка, что руководящую позицию можно занять при отсутствии кандидата с высшим образованием. Состав претендентов определяет работодатель, так что препятствий нет.

«Среднее фармобразование сегодня конкурентоспособнее высшего: срок и стоимость обучения меньше, а до заведующего аптекой фармацевту дорасти проще, чем провизору» – подтверждает ректор Приволжского исследовательского медицинского университета Максим Мищенко (цитата из «Фармвестника»).

Доходы при такой ситуации у них, вероятно, будут не ниже, чем у коллег с университетским образованием. В целом по СПО картина пока ещё, конечно, иная: средняя зарплата примерно на треть уступает послевузовской.

С точки зрения нанимателя наличие оснований платить меньше – это плюс. Сегодня, во многом ещё по инерции, вузовский диплом ценится как таковой, независимо от реальных компетенций соискателя. Но ситуация уже меняется: в большей степени заточенные на практику и менее амбициозные ссузовцы будут беспощадно теснить университетских выпускников в большинстве более-менее массовых профессий.

Университеты уже не имеют альтернативы качественному повышению уровня подготовки. Иначе их ждёт волна закрытий (не юридически, в результате укрупнения, а под ноль). Вузам, пожалуй, не обогнать в этом ПТУ, но есть риск приблизиться к темпам сокращения в банковской сфере (в 3,7 раза по количеству организаций за 20 лет).