В чём суть платформы «Гостех»?
У нас очень простая задача – вводить новые цифровые сервисы для граждан. Минцифры РФ в прошлом году показал огромные темпы по вводу новых сервисов. Например, перепись населения или дистанционное электронное голосование.
Должна быть технология, которая позволяет большому количеству команд, тысячам человек, одновременно работать над одними задачами и делать красивые продукты. Сегодня скорость вывода продукта является, наверное, главным аспектом, ради которого многие команды разработчиков живут.
Одной из наших задач является то, что уже является стандартом в мире разработки мобильных приложений и игр – создание цифровых продуктов без потерь с увеличением скорости их разработки надежности и безопасности, которые даёт государство.
Перенос систем на «Гостех» решит проблему с импортозамещением?
Обстоятельства вынуждают нас двигаться быстрее, и я могу с уверенность сказать, что те проекты, которые находятся в эксплуатации – в Росимуществе, ФОМС, Минспорта – реализованы с использованием продуктов из отечественного реестра ПО.
Мы получили сертификаты безопасности ФСТЭК и запустили системы в эксплуатацию. Новая высота, которую мы хотим взять – это создание мультитенантного облака, отвечающего требованиям регуляторов по защите информации.
Чем Татарстан выделяется с точки зрения «Гостеха»?
Во время работы в Минцифры я занимался оценкой цифровой зрелости субъектов РФ. И меня всегда интересовало, как Татарстану удаётся быть в группе лидеров. Когда мы в 2013 году вместе с коллегами из республики занимались запуском Универсиады, я понял, что их подстегивает – желание быть первыми.
Региональная повестка очень ценна. То, что сделает один регион, можно тиражировать на всю страну и сократить расходы, которые государство несёт для внедрения информационных систем. Татарстан способен сделать такой продукт, и мы получим эффект как по скорости, так и по деньгам.
Что такое домен и есть ли у него аналоги в цифровом мире?
В первую очередь, домен для нас – это инструментарий. Кто-то позиционирует его, как некоторое размытие границ межведомственных колодцев, когда ведомство внутри себя занимается информатизацией. Это плохой путь, потому что если ты живёшь только в своих границах, то не можешь предоставить гражданам, бизнесу удобный путь для взаимодействия с государством.
Государство должно быть невидимым. Для этого и сформирован принцип доменов – в первую очередь, это ориентация на клиента. Мы идем от клиентских потребностей и пытаемся за счёт этого размыть ведомственные колодцы.
Например, домен спорта. Это был один из передовых пилотных доменов, который мы проработали. Там было видно, что алгоритмы действий в спортивных федерациях разные, и есть способ, например, сократить время присвоения спортивного разряда.
У нас есть генеральный план развития сервисов в разных отраслях. Эту машину мы сейчас разогнали, она набирает хорошие обороты.
Почему нельзя просто скопировать сингапурскую модель цифрового государства?
Сингапурцы молодцы. Мы знаем их опыт, опыт Индии, Эмиратов, Эстонии, других зарубежных стран. Стратеги, которые работают в этом секторе, всегда немного стесняются сравнивать нас с Эстонией, Сингапуром. Потому что страну с населением в несколько миллионов жителей не сравнить с самой большой страной в мире.
Нам приходится применять инженерное искусство, бороться с большими расстояниями. Создать систему, ориентированную на сотни тысяч запросов в день, и систему на миллионы запросов в день – это абсолютно разные инженерные задачи. Это крайне тяжелая задача, но мы справляемся.
В Китае госсервисы интегрированы в WeChat. Будет ли у нас что-то подобное?
Мы сейчас запускаем региональный трек. У коллег из Санкт-Петербурга есть очень хороший положительный опыт. Они городские сервисы проинтегрировали с сервисами социальных сетей, сделали чат-боты, голосовые помощники, интегрировали с сервисами карт и с социальными сообществами. Мы ставим себе задачу растиражировать этот опыт и на пилотной группе регионов посмотреть, как все будет работать.
Как измерить удовлетворенность клиентов? Какие есть метрики?
Важно понимать, кто твой клиент. С одной стороны, мы понимаем, что невидимы для конечного гражданина, конечного юридического лица, потому что концепция невидимого государства, концепция платформы, это как электричество в розетке.
Мало кто из нас знает, как устроена атомная станция. Мы знаем, что там есть энергия. Платформа «Гостех» не должна быть понятна моей тёте, папе и маме, потому что они не должны разбираться, как устроены ЦОДы, как защищать информацию. Атомные станции весьма надёжны, они высокой производительности.
Наши клиенты – это органы государственной власти, им надо быстро сделать конечный сервис для граждан, который должен быть надёжным и безопасным.
Планируется ли автоматизация взаимодействия «Гостех»а с Национальной системой управления данными (НСУД)?
Да. У нас платформа всё-таки не общеприменимая, она ориентирована на государство. Есть несколько ключевых сервисов, которые вошли в стандарт базовых сервисов платформы. Это «Витрины данных» НСУД, который представляет из себя шлюз для межведомственного обмена. «Витрины данных» – это базовый продукт платформы. Платформы государственных сервисов, которые по сути являются бекэндом Госуслуг, идентификации ЕСИА, шлюзы к СМЭВ – все эти компоненты вошли в стандарт. И они будут доступны каждому разработчику.
Что показала инвентаризация всех ГИСов, во сколько они обошлись государству?
Был сформирован электронный паспорт на каждую государственную информационную систему. С информацией о всех госконтрактах, на основании которых она была сделана, о патентах, об уровне защищенности. Мы получили огромные цифры – стоимость владения порядка 460 миллиардов рублей за весь период на всю страну. У нас есть модель достижения экономической эффективности – за счёт готовности сервисов и высокой доступности мы перекроем ряд технологических затрат.
Вокруг «Гостеха» много шума. Вам это мешает?
Интерес к «Гостеху» связан, в первую очередь, с заложенными в нём принципами. На платформе невозможно работать одному, это сетевое взаимодействие. Мы активно работаем с компаниями IT-отрасли. Недавно обсуждали стандарт производственного процесса. С представителями лучших банков страны, компаний-разработчиков госуслуг, налоговой системы, проговорили какой должна быть лучшая итеративная разработка. И та поддержка, которая от них идет, питает нас энергией.
Зачем молодым айти-специалистам идти работать в «Гостех»?
Потому что мы модные, можно было бы так ответить. Привлечение молодых – это отдельная задача. С одной стороны, это интерес и опыт. Мы ведём активную работу со стажёрами. Огромное количество ребят проходят практику по информационной безопасности и разработке ПО. Проходят стажировку ребята, которые учатся по профилю государственного управления. Мы очень активно ведём работу с Иннополисом, и вместе с РАНХиГС запустили курсы по применению доменного подхода. Надеемся, что совместно с ведущими ВУЗами страны запустим курсы по управлению безопасной разработкой на конвейере. Целевая аудитория – ребята с 1-3 курса, и они уже с третьего курса вполне активно вовлечены в производственный проект. Если ты реализуешь в любой команде, в проекте какую-то идею, появляется огромное количество ребят, которые с горящими глазами готовы вместе с тобой двигать проект.
Как бы Вы объяснили школьникам, чем занимаетесь, и почему это важно?
Мы работаем для того, чтобы каждый из вас мог построить свою жизнь, и государство помогло вам в реализации ваших идей. И когда вы получите паспорт, будете работать с теми продуктами и системами, которые мы создаём для того, чтобы каждый из нас занимался тем, что ему нравится, а не ходил от окошка к окошку и спрашивал, что ему дальше делать.