Честно, не затем я открывал томик пионера фантастической прозы Айзека Азимова, чтобы читать теорию о том, как человеческие женщины занимаются сексом с роботами.
Это третий том приключений земного детектива Элайджа Бейли и первого человекоподобного робота Дэниела Оливо. Первые два романа были написаны в начале пятидесятых, два финальных – в начале восьмидесятых. «Роботы зари» увидели свет в 1983-м году. Не скажу, что к этому времени такой гигант и гений поисписался да поистрепался, но ощущения волшебства после прочтения именно этого романа, просто нет. От слова «совсем».
Некоторое время назад я начал смотреть японские фильмы о Годзилле. Самые первые, из пятидесятых. Там актеры чересчур ярко выражали эмоции. Чрезмерно. С «Роботами зари» такая же история. Здесь вся эмоциональная составляющая гипертрофирована. Несмотря а то, что главный герой так негативно и даже презрительно относится к экранизации его предыдущих похождений, его собственные приключения выражены ну совсем не так, как повел бы себя обычный человек.
Возможно, я просто нагнетаю, и, допустим, в далеком будущем, всё может быть именно так, и Азимов просто гений, как он доказывал это уже не единожды. А может, нет, и тогда всё очень грустно.
Ну и делать сексуальную составляющую основой романа – это извините меня. Нет, я не ханжа, носик морщить не собираюсь. Мне просто не понравилось. Я понимаю, что у того же Клайва Баркера или даже Нила Геймана с этим аспектом всё будь нездоров как, но Азимов - это Азимов же. Как-то совсем неожиданно и неприятно.
Понятно, что детектив распутает любой гордиев узел во Вселенной. Понятно, что верный Дэниел будет безропотным оруженосцем у нашего героя. Поскольку роман о сексе, дамы будут вешаться детективу на шею. Да и вообще ему будет нелегко. И судьба человечества будет на волоске. Это всё естественно. Естественно, даже то, что здесь будут рояли в кустах.
Самое жуткое открывается нам в самом конце. Всё-таки робот-манипулятор, который может влиять на сознание как людей, так и роботов, да еще и обещающий, что скоро будет не одним таким – это реально сказка о темном властелине. Хотя бы потому, что восприятие у такого робота искажено, а что взбредет в его позитронные мозги – очень даже неясно. И финал от нашего бесстрашного детектива, ничего не сумевшего противопоставить позитронному гению, показывает полное фиаско человечества перед прогрессом. То есть, здесь роботы явно выиграли и поработили. Только Азимов нам эту жуткую картину подает в полутонах, дабы не пугать и не нагнетать в очередной раз.
И вот тут очень интересен контраст между Азимовым сороковых и Азимовым восьмидесятых. Если в ранний период творчества роботы временами были гораздо человечнее людей, то в конце творческого пути они вполне могли быть воплощением зла.
Допускаю, что мэтр попал в ту самую ловушку целого поколения. Ведь чем были восьмидесятые? Разочарованием от плодов технического прогресса. Разочарованием глобальным и вгоняющим в депрессию. Как экономически, так и чисто эмоционально.
Возможно, я бегу впереди паровоза, и финальный роман тетралогии приключений Дэниела и Элайджа покажет, как сильно я ошибался тут. Я был бы крайне рад, если честно.
«Роботы зари» - классика фантастической литературы, а Айзек Азимов – один из наиболее любимых в нашей стране авторов. Полагаю, практически все читали эту вещь, а я только восполняю свои пробелы.
Так вот, как вам третий том приключений робота и его человека?
Количество прочитанных произведений автора: 91
Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 6,92
Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 5
Понравилась статья? Тогда ставь свой роболайк и подписывайся на канал – у меня тут море самого разного интересного, а в планах – еще больше. И друзей своих приводи, а то чо как этот. Всех обнял-приподнял.