Помните фильм «Розыгрыш»? В начале фильма школьники поздравляют свою классную руководительницу с юбилеем, девочка с волнением произносит поздравительно-хвалебную речь, но после неё нарушает идиллию главный герой, отличник с большими амбициями, Олег Комаровский. Он говорит о том, что учителю в данном случае гордиться нечем, а стоит наоборот опечалиться. Так как, по его мнению, ничего особенного за долгие годы работы не достигнуто.
Бесспорно, мальчик поступил жестоко, можно сказать, садистически. Но что у него при этом было в душе? Как его психика смогла сгенерировать и оправдать такую выходку?
Чтобы разобраться в этом, давайте продолжим рассматривать защитные механизмы психики.
В этой публикации мы поговорим о таких первичных (примитивных) защитах, как проекция, интроекция и проективная идентификация.
В психоаналитическом направлении проекция и интроекция считаются самыми примитивными защитами и формируются в младенчестве.
Малыш в свои первые периоды жизни ещё не может отделять происходящие с ним от внешнего мира, дифференцировать свои ощущения. Так, например, если ему становится холодно, он ещё не понимает, холодно ли без одеяла в связи с температурой воздуха в комнате или у него озноб. Так ребёнок внутренние ощущения может объединять с внешним состоянием окружающего мира и наоборот.
Проекция – это восприятие своих внутренних процессов как внешних.
Интроекция – обратное явление, происходящее в окружающем мире воспринимается как внутренние процессы.
Так мы, например, учимся эмпатии, понимая чувства другого человека, когда тот оказывается в схожей с нашей ситуации.
Но всегда ли эти чувства будут действительно схожи с нашими?
Ярким примером проекции может служить отношение взрослых к домашним питомцам или маленьким детям.
На кресле спит собачка.
Бабушка, навещающая семью своих внуков и переживающая о своей нужности и значимости, глядя на собачку, может сказать:
- Лежит, бедная, носиком уткнулась в уголок, и никому она не нужна.
Про ту же собачку в тот же момент мама семьи, уставшая от домашних дел, заметит:
- Набегалась, собачка, устала, наконец-то может поспать. Вот как сладко во сне вздыхает.
А проходящий мимо ребёнок заметит:
- Никто с миленькой не играет, только и остаётся, что спать весь день и вздыхать печально.
А что же сама собачка? Возможно, просто спит.
Но каждый из членов семьи «навесил» на неё свои проекции.
Приведу другое проявление данного защитного механизма психики.
Мужчина и женщина встречаются на свидании в кафе. Во многих его действиях женщина видит не желание с ней проводить вечер. Он не заказал десерт, значит хочет быстрее закончить ужин, не словоохотлив, не предложил погулять после кафе. И в итоге на его «запоздавшее» предложение входить в кино, произнесённое, когда они уже шли к метро, она восприняла, как одолжение и отказалась.
Не сессии с психологом, анализируя свой день, своё собственное состояния до и во время встречи, женщина осознала, что сама очень переживала. Она очень устала в этот день после работы и хотела отдохнуть дома. Но не могла в этом признаться себе и другу и не решилась даже помыслить отменить долгожданное свидание, которое планировалось за неделю, и которое она так ждала.
А сталкивались ли вы с утверждением, что нас часто задевает в других то, что мы не можем принять или осознать в себе самом?
Мы можем ужасно злиться на человека в коллективе на работе, который отдыхает, когда надо отдыхать и не перерабатывает. Мы можем объяснять наше восприятие тем, что так нельзя относится к делу, так можно любое дело «завалить». Но истиной причиной такой злости и раздражения может быть собственное нереализованное желание делать также.
В этом случае также включается защитный механизм «Проекция»
Положительной стороной этой защиты является и развитие эмпатии, и лучшее понимание себя через осознание своих предпочтений, того, как мы видим других и окружающий мир.
Такой механизм становится активным и ведущим у людей с большой внутренней тревожностью, подсознательным страхом не соответствовать чему-либо.
В таком случае человек будет склонен «читать морали» окружающим, педантично ко всему подходить и склонен к ханжеству.
Возвращаясь к фильму «Розыгрыш» - Олег Комаров здесь спроецировал на учительницу своё видение личностного развития, свои чувства, которые он мог бы испытывать в случае такой же трудовой деятельности. И стоит за этим не столько его некультурность или невоспитанность, сколько огромный страх пойти не тем путём и внутренний ужас проблемы с самоидентификацией. Я думаю, что из всех героев данной сцены психологически хуже всех чувствует себя именно этот мальчик.
Его вытесненное в бессознательное чувство страха, недоверия, отчаяния переносилось на других людей, порождая осознанное чувство одиночества и изоляции.
И чтобы как-то снизить градус своего страдания его психика одновременно использует и другу защиту – проективную идентификацию.
Об этой защите, а также об интроекции я расскажу в следующей публикации из цикла о психологических защитах. Подписывайтесь.
А первые статьи из этого цикла вы можете прочитать по ссылкам:
Защитные механизмы психики. Часть 1
Первичные психологические защиты. Проекция, идеализация, изоляция из к/ф «Москва слезам не верит»
Психологические защиты. Маяковский и расщепление, идеализация, обесценивание
На консультации мы с вами можем разобрать ваши психологические проблемы, сценарии и реакции. Записаться можно здесь или в WhatsApp +7-916-694-42-28