Найти тему
InFocus

Катастрофа под Куженкино. Будущее Wagner group под вопросом, но это ли главное?

Так бывает… Событие у какой-то маленькой деревеньки, еще вчера мало кому известной, вдруг высвечивает непростые государственные проблемы, вносит в общественный дискурс темы, о каких ранее по разным причинам молчали.

Отдавая дань памяти павшим бойцам героически сражавшейся на разных рубежах штурмовой пехоте «Вагнера» и ее трагически погибшему руководству, меньше всего хочется говорить о «мистике» власти, «кремлевских заговорах» и «борьбе элитных сил» в свете известных событий, связанных с этой ЧВК.

Ушли…
Ушли…

Хватает конспирологических «текстов» в информационном поле. Даже прагматичные западные издания это поветрие захватило. Сам Пригожин с присущими ему резкостью и прямотой открещивался от таких разговоров. На вопрос, сравнивают ли его СМИ с Григорием Распутиным, мистиком, который приобрел влияние на последнего русского царя, утверждая, что обладает некой силой вылечить гемофилию его сына, он однажды не выдержал и огрызнулся: «Я не останавливаю кровь, но я проливаю кровь врагов нашей Родины».

Тем не менее, признаюсь, трудно было даже предположить, сколько у нас бойких авторов околополитических триллеров, наводнивших в эти летние месяцы своим творчеством сети, в основном, Телеграм, по следам так называемого «марша справедливости» 23 июня и деятельности Wagner group. При чтении некоторых постов иногда даже казалось: закрученными сюжетами, намеками, догадками, натуралистическими подробностями, конспирологическими предположениями они вполне могут соперничать не только с историями Т. Монстери, Р. Дэвиса и Д. Карни, но и самого классика жанра Фредерика Форсайта, создавших целый пласт интереснейшей и, отчасти, документально достоверной литературы о «диких гусях», «псах войны», «солдатах удачи» во времена капиталистического освоения/грабежа Африки Западом…

В этом море авантюрных и кровавых повествований есть, однако, опорная точка – все эти «псы», «гуси» и т.д. были жестокой реальностью. Реальностью не только начала или середины прошлого века. В них возникла потребность в новых исторических условиях: после развала СССР и конца двуполярного мира, по мере расширения масштабов американского влияния и процессов глобализации, начали создаваться транснациональные корпорации (ТНК), чьи интересы стали выходить далеко за пределы границ какого-то отдельного государства. Как пишет специалист по истории ЧВК Антон Андреев, «подобные компании не могут положиться на вооруженные силы какой-то конкретной страны. Функционируют же транснациональные корпорации, в том числе, и в регионах с нестабильным политическим климатом. В таких условиях быстро выяснилось, что невидимая рука рынка функционирует особенно эффективно, если в нее вложить винтовку».

Следовательно, формирование и функционирование частных военных компаний «было неизбежной частью эволюции мирового сообщества в целом и российского государства в частности, по крайней мере с того дня, когда РФ решила встать на капиталистический путь».

Крупный капитал, будь то капитал ТНК, государства, предприимчивого представителя политики или олигархата, нуждается в постоянной защите. Желательно, чтобы такая защита осуществлялась мобильной организацией людей, не связанных армейскими условностями и действующих за рамками громоздкой машины вооруженных сил. На этот вызов последовал ответ: образовался рынок «свинца и крови», где «частные военные формирования функционировали бы решительно, но тихо, не нарушая, по возможности, мировых правовых норм». Естественно, и в России по мере роста крупного капитала и выхода на зарубежные площадки потребовались свои ЧВК. Проблема заключалась в том, что российские военизированные группы, к примеру, уже в 90-е годы охраняли грузовые суда от сомалийских пиратов, а наши законодатели, увлеченные политической возней, борьбой за «демократию» и приватизацией, не торопились с выработкой правовых норм, регламентирующих деятельность возникающих частных военных предприятий.

Изначально складывалась двусмысленная ситуация. В России наемничество запрещено и карается законом (ст. 359.1 УК РФ), хотя в этой статье отсутствует четкая формулировка, что есть наемник, а что боец ЧВК… И хотя на международном уровне с правовым статусом ЧВК тоже все непросто, в отличие от нас, зияющих юридических лакун и абсурдных противоречий в правовом статусе подобных организаций и их членов там нет.

Понятие “ЧВК” стало распространяться в российском медийном пространстве после начала Гражданской войны в Сирии, когда Владимир Путин отправил на помощь Башару Асаду вооруженные силы Российской Федерации. Кроме информации о солдатах, относящихся непосредственно к ВС, в новостные сводки попадала информация об участии в военных действиях загадочных «фрилансеров», которые вроде бы и не относились к нашим армейским соединениям, но говорили на русском и защищали интересы российских компаний. По-настоящему громко о них заговорили после инцидента под Хашамом (7-8 февраля 2018), когда при попытке захватить газоперерабатывающий завод, уже занятый американо-курдскими войсками, ночным ракетно-бомбовым ударом ВВС США были уничтожены сирийско-вагнеровские отряды. Как известно, Россия связи с убитыми «вагнеровцами» официально не признала. Зато когда в ЦАР в том же году погибли трое российских журналистов, на Западе и у нас либеральными СМИ стали активно раздуваться провокационные слухи о якобы причастности к их гибели неких российских наемников… Уже тогда не скрывалось, кто все подобные слухи инициировал, да, в общем, отпущенный заграницу бывший сиделец-олигарх и не скрывал своего участия в демонизации «новой силы», успешно ворвавшейся в африканский пост- колониальный котел. Либералы представляли эту «силу» как выражение злобного империализма Кремля, а их тупая пропаганда, нашла свою клиентуру, к сожалению, не только на Западе, но и у нас.

Кадр из фильма «Солнцепек», Россия, реж. М. Бриус, М. Вассербаум
Кадр из фильма «Солнцепек», Россия, реж. М. Бриус, М. Вассербаум

В России многие уже знали, что есть некие «люди Х», готовые отстаивать российские интересы и защищать наших людей. В замечательном фильме «Солнцепек» (2021) они даже появлялись в финальных кадрах на пару минут с миссией защитников жителей Донбасса, гибнущих в неравном бою с наступающими отрядами головорезов-бандеровцев. И уходили в рассвет, а на экране мелькала обложка какой-то книги, где виднелось название «Вагнер»…

Однако ситуация неопределенности в статусе таких бойцов по-прежнему продолжала «зависать» в «серой правовой зоне».

По информации «Газеты.Ru», еще в 2017 году Ассоциация военно-охранных компаний обратилась к государству с настоятельной просьбой принять закон о регулировании деятельности частных военных компаний (ЧВК), которые в нашей стране де-факто уже существовали. Об этом «Газете» дал интервью руководитель Ассоциации, полковник запаса, бывший начальника штаба спецназа внутренних войск «Витязь» Андрей Головатюк, подчеркнув, что в современных международных миротворческих операциях ЧВК уже давно равноправные правовые субъекты наряду с вооруженными силами. Они действовали с 1989 года в Южной Африке, потом в Ираке и Афганистане. Кроме того, в частности, в Судане китайские ЧВК (40 тысяч бойцов) охраняют месторождения, владельцами которых являются китайские предприниматели, а в Китае наняли британских инструкторов-пилотов для обучения китайских летчиков и военных (Sky News). К началу пятидневной войны 2008 года в Грузии действовали три американские частные компании. Британская Halo (Hazardous Areas Life Support) Trust получила контракты по разминированию одновременно в Грузии и Абхазии. Когда после прекращения деятельности печально известной Academi первенство на рынке ЧВК оказалось в руках британской компании G4S, то ее чистый доход, например, за 2017 г. составил 7,4 миллиарда евро. По данным самой компании, она имела 800 тысяч сотрудников, «работавших» на всех континентах. Кроме услуг по обеспечению безопасности в различных странах мира, ее бойцы осуществляли охрану частных тюрем и центров для содержания малолетних преступников, а также центров временного содержания нелегальных иммигрантов. Причем не только в Великобритании, но и в других странах-нанимателях.

В 2013 году один из будущих организаторов ЧВК «Вагнер», получившей название по его позывному, Дмитрий Уткин (будущий герой России, четыре ордена Мужества), по информации из сети, участвовал в деятельности российской ЧВК – «Славянский корпус». Вскоре рядом с этим харизматичным человеком и талантливым военным руководителем возникла фигура Е. Пригожина, но лишь в 22 году тот рассказал, что «идея создания ЧВК Вагнера пришла к нему в 2014 году, когда он решил создать формирование, которое могло бы отправиться на Украину для «защиты русских».

Между тем, за последние годы в Госдуму дважды вносились проекты соответствующих федеральных законов: «О частных военных компаниях» депутата Алексея Митрофанова и «О частных военно-охранных компаниях» депутата Геннадия Носовко. Однако они получили отрицательные отзывы профильных ведомств. Силовые структуры выступали против, не проявив стремления согласовать и упорядочить свои профессиональные интересы в решении этого вопроса. Так что к началу СВО мы подошли в атмосфере правовой неурегулированности в отношения статуса и задач ЧВК. Но и тогда решительных шагов, чтобы нормализовать ситуацию, сделано не было, хотя по ходу развязанной против России «гибридной войны» все яснее становилось, что частные военные формирования, в том числе заточенные на информационно-психологические операции, обладают потенциалом стать одним из эффективных ресурсов для достижения победы.

Решение о создании в России института ЧВК запоздало лет на пятнадцать-двадцать, прокомментировал «Газете.Ru» в том же 17 году упомянутый доклад Ассоциации охранно-военных предприятий сооснователь ЧВК OSS Group Борис Чикин.

Ныне, в 23-ем году, положение да и вся история с ЧВК «Вагнер» без преувеличения могут быть названы результатом образования «серого правового вакуума», приметой «эрозии правовой системы» России. ЧВК продолжают оставаться юридически фейковыми… Кем там числятся, как у Н. Михалкова в «Бесогоне», их бойцы? «Если что, мы –геологи»?

Братство геологов
Братство геологов

Несмотря на военные успехи вагнеровцев под Соледаром и при взятии ценою многих жизней Артемовска (Бахмута)*, из интервью президента Владимира Путина корреспонденту «Коммерсанта» эти летом мы впервые узнали не только о финансировании государством компании Е. Пригожина, что само по себе не является чем-то из ряда вон выходящим. Среди самых успешных частных компаний в мире - примерно 90% прибыли ЧВК получают от государственных заказов. Но и о таком выдающемся парадоксе, что «ЧВК «Вагнер» не существует!».

«У нас же нет закона о частных военных организациях! Просто не существует!.. Такого юрлица нет… Группа есть, но юридически не существует!»— повторил президент.— «Это отдельный вопрос, связанный с реальной легализацией. Но это вопрос, который должен обсуждаться в Государственной думе, в правительстве». Напомним, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков еще в 2020 году заявлял, что «в российском законодательстве нет такого понятия, как частная военная компания». И вот это чистая правда, а не фейк!

Как прямой намек, объясняющий юридические «туманы» вокруг ЧВК, процитирую следующее сообщение из ТГ: «В июне Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов предложил официально оформить подразделения, состоящие из бойцов казачества. Это может вызвать раздражение… Минобороны, которое и так настороженно относится к росту автономных военизированных формирований, неэффективной реакцией власти на новые вызовы, фрагментацией элит и растущей антиистеблишментностью общества».

В силу противоречий и амбиций различных государственных ведомств и силовых структур, претензий на приоритетное финансирование, по причине неумения разговаривать с людьми, анализировать и эффективно использовать инициативы снизу, наша бюрократическая машина до сих пор не проявила государственной мудрости и должной активности для введения в правовое поле деятельность ЧВК.

А такая простая мысль никому наверху, видно, не приходила в голову: если б умели власть имущие слушать/прислушиваться и говорить с обществом и его авторитетными представителями, может, и танки из Ростова никуда бы не поехали?

Артёмовск (Бахмут), Донецкая область. Военнослужащие ЧВК «Вагнер» устанавливают флаги Победы. Фото: пресс-служба Конкорд/ТАСС
Артёмовск (Бахмут), Донецкая область. Военнослужащие ЧВК «Вагнер» устанавливают флаги Победы. Фото: пресс-служба Конкорд/ТАСС

После впечатляющих побед в Соледере и Артемовске неформальный статус «Вагнера» и его руководителя серьезно повысился в глазах общественности. Все мы стали свидетелями, кроме иных заслуг, насколько умело Е. В. Пригожин публично представлял себя как борца за справедливость с якобы некомпетентными и озабоченными лишь собственным благополучием военными чиновниками, не забывая при этом подчеркивать силу духа своих бойцов, для которых контракт – клятва чести, отдающих жизни за интересы Родины, хотя их даже (по его утверждению) не обеспечивают необходимым вооружением…

Подобная острая критика, доподлинно неизвестно – всегда ли справедливая, запечатленная в ярких видео- выступлениях продолжалась на протяжении нескольких месяцев… Откуда эта необычная и в чем-то развязная, вызывающая «свобода» высказывать свое мнение да еще во время военных действий?

Что демонстрировалось этими видео на весь мир, провоцируя злорадство не просто недоброжелателей, а идейных противников?

Внутриэлитный кризис!

Сомневаюсь, что происходящее было в интересах Кремля. А многочисленные враги Пригожина (о чем точно сказал лидер «Справедливороссов» С. Миронов) видели в нем лишь инструмент для достижения своих целей – уничтожить Россию. Ведь он поддерживал стратегический курс президента, был недоволен лишь его реализацией. Он призывал не только к мобилизации, в широком смысле, страны, но и к «раскулачиванию», для начала, так называемой «Рублевки»…

Рискуя получить обвинения в наивности и насмешки, без параполитики и конспирологии просто задам тревожащий меня главный вопрос: оставляя за скобками лихую (во многом популистскую) лексику Е. В. Пригожина, особенности характера и поведения этого сильного и незаурядного человека, мощного организатора, хочется все же понять, почему власть на его многомесячную критику по существу практически не реагировала?

Разумеется, когда идут тяжелые бои и гибнут наши ребята и мирные жители, когда против России развернута неслыханная международная информационная кампания по дискредитации политики российского руководства, невозможно вести диалог в публичной сфере с тем, у кого множество претензий, например, по ведению той же СВО. Но ведь никто не отменял неформальные, закрытые каналы для прояснения позиций сторон и достижения договоренностей. Тем более что основные фигуры развернувшегося драматического сюжета были знакомы между собой много лет.

В Нигере призывают на помощь Россию и «Вагнера»
В Нигере призывают на помощь Россию и «Вагнера»

Теперь остается гадать экспертам и политологам: перестанет ли существовать «Группа Вагнера», уйдут ли ее бойцы на гражданку или подпишут контракты с МО, при этом не понимая, что это объединение взрослых и много испытавших мужчин – в целом, не ватага, не сборище? Как скажется неопределенность с частными военными компаниями на русских интересах в Африке, если Запад воспользуется ситуацией, чтобы вернуть там свои утрачиваемые позиции, сможет ли государство в своих геополитических устремлениях стать самостоятельным успешным игроком?

Прощание….
Прощание….

По недавним сообщениям, в Госдуме вновь взялись за решение вопроса по статусу частных военных компаний. Председатель комитета по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов заявил, что над законом «работа продолжается, но пока что-то конкретное говорить рано. Актуальность он имеет, будем смотреть. Нам важно принципиально найти их место в правовом поле»…

Будем смотреть…

Людмила Лаврова

* Сам Е.В. Пригожин говорил, что потерял более 20 000 человек - половина из них заключенные - в битве за Бахмут.

* «Славянский корпус» - началось все, когда «Moran Security Group - частная охранная компания, специализирующаяся на охране морских судов в пиратоопасных районах, решила расширить ассортимент услуг, и менеджеры MSG организовали ЧВК “Славянский корпус” - оцените иронию - с центральным офисом в сердце славянского мира – Гонконге».

* В Соединенном королевстве ЧВК действуют под руководством Министерства иностранных дел и международного развития Великобритании (FCO). Именно FCO ответственно за предоставление лицензии фрилансерам. Деятельность ЧВК контролирует Закон о частной охранной деятельности (Private Security Industry Act).

* В США функционирование ЧВК регулируется рядом юридических документов, в том числе Законом о государственной обороне (NDAA), Единым кодексом военной юстиции (UCMJ) и различными директивами и постановлениями Министерства обороны (DoD). NDAA, который ежегодно принимается Конгрессом США, обычно включает положения, касающиеся использования ЧВК военными.

* https://en.wikipedia.org/wiki/Mercenaries_in_popular_culture

* https://vestnikburi.com/istoriya-chvk/?ysclid=llqkiz8jgd485097796