Выступление руководителя ГК А101 Игнатия Данилиди на Московском урбанистическом форуме-2023 было необычным для девелопера. Он предложил программу улучшения и эффективного использования школьных зданий, создания образовательной среды в новых микрорайонах и улучшения городской социальной среды с помощью школы.
– Наши гости всегда отмечали, что мы много тратим на школы и детсады. Это осознанное решение. Команде, которая занималась разработкой концепции школ, я поставил задачу – создать учреждение образования, из которого детям не захочется уходить, и где учителям будет удобно работать.
Школа должна давать не только образование. Она должна быть красивой, в ней должно быть что-то хрупкое, что будет жалко сломать, это тоже воспитывает и развивает. И, конечно, школьникам нужны возможности для творчества.
Я считаю, что школьное здание должно быть максимально загружено, в том числе в выходные дни. Прекрасный пример мы видели в Финляндии, где каждая школа имеет пристройку в виде библиотеки, которая становится любимым местом жителей района. Там ведут прием психологи, собираются клубы по интересам, проходят встречи.
Мы размещаем школы рядом с общественными пространствами. Именно с них, а не с домов сегодня мы начинаем проектировать новый микрорайон, думаем, как люди будут перемещаться. Кстати, у нас люди очень быстро объединяются по интересам, когда переезжают в новый район – бегуны, любители йоги, есть женское бизнес-сообщество. У нас в школах организовывают спортивные и развлекательные мероприятия, секции и кружки, кулинарные классы, там нередко бывают местные участники проекта «Московское долголетие»…
Сегодня у каждой школы есть спортивный зал. Но лучше проектировать его с отдельными гардеробными и душевыми, предусмотреть отдельный вход с улицы. Еще лучше, если будет бассейн. У нас в школах сегодня не любят бассейны, потому что их дорого содержать, а ведь посещение бассейна благотворно влияет на здоровье. Может быть, департаменты спорта и образования смогут совместно решить проблему содержания эти объектов?
Школа может быть местным культурным центром, это требует сравнительно небольших инвестиций. В школах всегда были актовые залы. Потом они исчезли, потому что это было малоиспользуемое пространство, открытое два раза в год в лучшем случае. Но школам часто не хватает зала для театральных постановок и концертов. Его можно не включать в стандарт, но минимум одно такое образовательное учреждение в районе должно быть.
Образовательная среда – это не только здания школ и детских садов. Это общество, которое понимает ценность образования.