Мы привыкли, что в любой непонятной жизненной ситуации расставить все мысли «по полочкам» нам помогают психологи. Эти специалисты всегда внимательно выслушают, успокоят и дадут несколько ценных советов. Но редко кто-то задумывается о том, что психологам тоже порой может потребоваться помощь психолога, что такие востребованные сегодня специалисты тоже могут испытывать моральное выгорание, сомневаться в собственном профессионализме, страдать от личных проблем и т.д.
Над решением этой проблемы работает научный коллектив под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета Белоус Ольги Валерьевны в рамках поддержанного Кубанским научным фондом проекта «Формирование социальной компетентности специалистов, сопровождающих сохранение психологического здоровья лиц в кризисных ситуациях».
Ольга Валерьевна, расскажите, почему Вы решили заняться наукой? Что послужило толчком к принятию такого решения? Почему выбор пал именно на психологию?
Вопрос легкий и сложный одновременно. Я продолжаю педагогическую династию. Мой папа Коверга Валерий Константинович — кандидат психологических наук, доцент. Поэтому многое из моего понимания и представления о науке и о психологии пришло из семьи. Плюс еще во время обучения в Армавирском государственном педагогическом институте преподаватели мотивировали научную деятельность у студентов, предлагая интересные темы для рефератов и курсовых работ, актуальные задачи для решения долговременных работ. А далее, обучение в аспирантуре и защита кандидатской диссертации в Психологическом институте Российской академии образования только укрепили меня в понимании правильности выбора.
Расскажите о проекте. В чем заключается его новизна?
Научная новизна исследования и теоретическая значимость проекта заключаются в том, что комплексно рассматриваем механизмы формирования социальной компетентности специалистов в работе с кризисной ситуацией, психологической травмой и ПТСР, учитывая факторы и детерминанты опыта переживания человека.
Насколько сегодня актуальна проблема социальной некомпетентности среди специалистов, сопровождающих сохранение психологического здоровья лиц в кризисных ситуациях?
В настоящее время значительно усиливается наполнение комплекса психотравмирующих факторов, действующих в обществе (включая стрессоры непосредственной витальной угрозы (в условиях чрезвычайных или острых кризисных ситуаций), ситуации горевания, утраты, суицида и пр.). Это вызывает необходимость своевременной и качественной поддержки, помощи в решении личностных, эмоциональных проблем человека. В связи с этим появляется запрос на использование ресурсов социальной компетентности специалистов для обеспечения сопровождения психологического здоровья общества в целом. Однако, как подтверждено данными различных статистических источников, среди данных специалистов достаточно тех, кто имеет глубинные собственные психологические травмы, эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, психологическое утомление и ощущение потери смысла работы, неимение возможности, способности и мотивации выстраивать качественное взаимодействие и пр.
В этом случае работа специалиста будет приводить как к ситуации усиления собственной психотравмы и разрушения личности и психики, так и к невозможности оказать достаточно качественную помощь людям, нуждающимся в профессиональной поддержке.
К чему может привести некомпетентность специалиста?
Некомпетентность специалиста по итогу может иметь два негативных варианта развития событий. Первый вариант – для специалиста высокий уровень профессионального стресса, в котором он выполняет необходимую профессиональную помощь, создает угрозу эмоционального выгорания, ранней профессиональной деформации, возникновения психосоматических заболеваний, что в итоге приводит к личностным и психическим проблемам. Второй вариант – нерезультативность профессиональной помощи, ощущение у клиента психологической опасности, разрушение психологического здоровья и разочарование в специалистах сопровождающих профессий.
Какие результаты достигнуты по итогам первого года реализации проекта?
По итогам первого года реализации проекта выполнены публикации в различных журналах; итоги представлены в докладах на конференциях, круглых столах, заседаниях методических советов и пр., создана база данных диагностических технологий работы специалиста для понимания характера реагирования человека в кризисных ситуациях, подготовлено учебно-методическое пособие по тематике «Психологическое здоровье и стресс: ресурсы и поддержка».
Какой предположительно планируется эффект от результатов реализации проекта?
Основной эффект, предполагается, будет связан с сохранением психологического здоровья общества и возможностью оптимальной самореализации человека. Также предполагаем в качестве эффекта удовлетворение спроса общества на подготовку специалистов, которые смогут качественно выстроить все моменты процесса сопровождения человека в кризисных ситуациях. Понимаем, что проект смотрится очень масштабно, но если специалисты смогут в своей профессиональной деятельности использовать наши рекомендации и наработки, и в дальнейшем будут получать должный положительный эффект от своей работы, то это и станет оценкой результативности нашего исследования.
Расскажите о своём опыте взаимодействия с Кубанским научным фондом. Столкнулись ли с трудностями при подаче заявки на конкурс?
Опыт взаимодействия с фондом – только положительный. Все очень четко представлено в алгоритме работы с заявкой на конкурс. А после победы – очень внимательное, содружественное сопровождение на всех этапах.
Что Вас вдохновляет на плодотворную работу?
Понимание того, что все, что делается — помогает обществу; заинтересованность в изучении актуальных и значимых проблем; и, конечно, получаемые результаты — своеобразные победы.
Есть ли у вас какое-нибудь хобби? Связано ли оно с наукой?
Хобби, конечно, есть. А вот связано ли оно с наукой – да, конечно! — отвечаю без раздумья. Потому что любое занятие, если им заниматься с душой, требует понимания и знания именно научных, проверенных экспериментально моментов. Очень нравится заниматься самообразованием, конечно, люблю настольные игры, с удовольствием занимаюсь садом-огородом и собаками.
Что бы Вы посоветовали молодым учёным, которые только вливаются в научную жизнь Краснодарского края?
Молодым ученым хотелось бы посоветовать побольше исследований, которые помогут нашему региону стать еще лучше; направлять свои усилия и мысли на проекты, которые актуальны в режиме реального времени; активнее использовать опыт старшего поколения в аспекте преемственности исследований.
____________________________________________
Подписывайтесь на наши информационные ресурсы: