Как цифровая трансформация коснулась сферы образования?
Если раньше в школах учили искать информацию в условиях её недостатка, то сейчас учат искать информацию в условиях её переизбытка. Но базовая цель осталась та же: формирование навыков саморазвития. В этом плане образовательная система использует те наработки и технологии, которые приходят в нашу жизнь для того, чтобы современным детям прививать те навыки, давать те знания, которые будут востребованы именно в современном мире.
Почему в нацпроекте «Образование» ITи робототехнике уделяется особое место? Для государства это главные профессии?
Наш мир максимально «цифровизирован», и, чтобы в этом мире быть успешным, ты должен отвечать его требованиям. Знание цифровых технологий обязательно. Можно уже воспринимать язык программирования, как дополнительный язык, который нужно знать, иначе не будешь востребован.
Хороший пример – компания Nokia, которая будучи мировым лидером рынка, за семь лет обанкротилась просто из-за того, что вовремя не использовала современные технологии и методы.
Что с импортозамещением? Как теперь справляетесь?
Весь нацпроект держится на инфраструктуре, кадрах и содержании. Министерство просвещения совместно с Министерством цифрового развития занимается разработкой ФГИС «Моя школа», в которой содержится только верифицированный контент для наших школьников. Это единая цифровая, коммуникационная среда, там используются разработки группы компаний VK для дистанционного обучения, встреч с директором, родительских собраний. С января 2023 года все регионы обязаны работать в единой цифровой среде.
Система образования РФ постепенно и плавно переходит на российские продукты. Раньше доля отечественного оборудования в закупках для оснащения школ составляла порядка 50 процентов. В 2022 году эта доля превысила 70 процентов. Доля оборудования из недружественных стран в настоящий момент менее одного процента.
О какой цифровой инфраструктуре идет речь?
Стандартно: это цифровые классы, оснащенные ноутбуками, МФУ, средствами отображения. Мы даём возможность региону выбрать то средство отображения, которое он считает более релевантным для каждой образовательной организации. Это могут быть smart-телевизоры, в которых установлены ПО для работы с ФГИС «Моя школа», это может быть проектор или интерактивная панель. Всё зависит от уровня оснащения школы, от потребностей учителей и их готовности эти средства использовать. Обязательно наличие камер для того, чтобы можно было обеспечить обучение в дистанционном формате. И, естественно, помимо оснащения оборудованием, нужно повышать уровень цифровой грамотности среди учителей.
Какую роль в федеральных проектах играет Татарстан?
Нацпроект состоит из восьми федеральных проектов. РТ участвует в семи. Татарстан всегда стабильно в лидерах по исполнительской дисциплине и достижению показателей. Я не помню случаев, когда республика не выполнила взятые на себя обязательства.
Важна не конкретная роль региона, важна история с коллаборацией, с взаимодействием. Татарстан никогда не закрывается, готов участвовать в программах совместного обучения, в программах демонстрации опыта. Министерство образования и науки Республики Татарстан всегда радушно предоставляет свои площадки для проведения любого уровня мероприятий.
Может ли Татарстан стать базой для производства оборудования, необходимого для образования?
Тут и думать нечего. Татарстан уже является этой базой. Крупные компании из Республики Татарстан принимают активное участие в оснащении образовательных организаций. По статистике, по-моему, они вторые по объемам поставок ноутбуков в образовательные организации. Более того, есть и станки с ЧПУ производства компаний РТ, которые также применяется для оснащения профмастерских СПО. Они востребованы и спрос повышается. Мы рекомендуем регионам смотреть в разные стороны, в том числе на РТ, потому что в республике очень хорошая производственная база, и, я думаю, в ближайшее время мы увидим и другие примеры, когда компании республики будут предлагать товары в том числе в рамках нацпроекта образования.
Все заговорили про цифровые кафедры, стартап-студии и инженерные школы. Министерство просвещения в тренде?
Если говорить про цифровое образование, с 2018 года создаются центры цифрового развития IT-Куб, которые нацелены на развитие наших детей – это ровно то, о чём вы говорите. Помимо этого, есть технопарки «Кванториум», функционирующие на территории РФ. С 2021 года мы создаем технопарки «Кванториум» при школах, чтобы наши дети обучались востребованным специальностям. Далеко уже не единичный случай, когда школьники, занимающиеся IT-Кубах, подрабатывают, создавая веб-сайты или какие-то простые мобильные приложения. Многие школы благодаря таким вот центрам цифрового развития создают какие-то мобильные расписания, создают свои мобильные приложения, другие продукты, охватывающие взаимодействие учеников, родителей и администраций школ.
Как быть с «цифровой» грамотностью учителей?
В ходе создания новых образовательных центров, мы обучаем несколько десятков тысяч учителей – они каждый год обновляют свои знания по программе повышения квалификации. Также на базе педагогических ВУЗов создаются Центры научно-методического сопровождения, которые изучают новые научные методы и внедряют их в программы обучения наших педагогов.
Более того, в рамках нацпроекта «Образование» в каждом из педагогических ВУЗов создаются, так называемые, педагогические «Кванториумы». Чтобы учитель мог учить ребенка, он должен сам уметь пользоваться этим инструментом. Поэтому мы стараемся, чтобы студенты педвузов могли учиться работать с той инфраструктурой, которая внедряется сейчас в школах.
Мы создаём единую образовательную среду на территории всей Российской Федерации. И когда учитель, условно, из Бийска приезжает в Казань, он готов работать, готов обучать детей по современным и актуальным образовательным программам на том оборудовании, которое есть в Казани.
IT-Куб есть в казанском техникуме информационных технологий и связи: каковы итоги этой коллаборации?
В этом году я посещал казанский техникум. Директор техникума произвел очень хорошее впечатление – очень активный позитивный человек, который нацелен на развитие IT-отрасли и создание кадрового резерва.
Я многим рекомендую съездить и посмотреть, как сделана модель отделений Почты России, где обучаются студенты колледжа. Это крайне хороший пример правильного использования, когда программы, которые реализуются в рамках IT-Куба, позволяют увидеть, как все работает в профессиональной среде.
Не всем детям доступны IT-Кубы, и они лишены мощных ресурсов. Как вы решаете эту проблему?
IT-Куб должен работать для всех – неважно, где открыта точка. Мы обязываем сотрудников, руководителей данных центров работать вовне. Если они работают только со своими школьниками, то это плохое использование той инфраструктуры, которая строится.
У нас есть точки роста – это образовательные центры, которые создаются в сельской местности. Там есть направление робототехники в виде дополнительного образования. Данный центр позволяет найти детей, которые заинтересованы, к примеру, в цифровом развитии. Дальше у ребят есть вектор развития, они находят IT-Куб, и, исходя из своих предпочтений, занимаются по программам углубленной подготовки.
Как бы Вы объяснили школьникам, чем занимаетесь?
Мы стараемся сделать обучение интересным, пытаемся создать ту среду, в которой ребенок сам захочет развиваться, пытаемся заинтересовать ребенка прийти в эту среду. Ребенок будет развиваться только тогда, когда ему интересно.
Современные дети живут в Интернете. Я вот, к примеру, каждый раз, заходя в Интернет, четко вижу грани между Интернетом и оффлайном, а мои дети не понимают, они живут в открытом мире огромной цифровой информации. И поэтому, рассказывая про кибергигиену, рассказывая про возможности, мы стараемся заинтересовать наших детей, чтобы они начали развиваться, чтобы замотивировать их развиваться в этой среде и становиться успешными.