Здравствуйте!
Если вы подумали, что я сейчас отправлю вас по волнам ностальгических воспоминаний о «школьных годах чудесных» или расскажу о своих наставниках, сыгравших роль в моем обучении Таро, то нет. Речь у нас сегодня пойдет о характеристиках педагогической деятельности и типах учителей, которые представлены придворными арканами Таро, а именно – Королевами.
Конечно, педагогами и наставниками могут быть не только представители женской половины человечества, но в рамках этой статьи я хочу выделить конкретно учительниц. Я уже писала на канале на похожую тему (эти статьи найдете по ссылкам в конце публикации), где упоминала и другие арканы, обозначающие профессии, связанные с педагогической деятельностью, а сейчас давайте остановимся более подробно именно на женских учительских типажах.
Королева кубков
Это просто какой-то ангел во плоти и идеальный образ первой учительницы, о которой мечтают и дети, и их родители – ведь она такая добрая, нежная, чуткая и понимающая. Она как «мама родная» для своих подопечных – и косички заплетет, и носик подотрет, и ласково обнимет, если ребенок чем-то огорчен или напуган. Лучше всего эта Королева управляется с малышами, поэтому чаще всего аркан показывает на воспитателей детского сада, учителей младших классов и педагогов дополнительного образования: руководителей творческих кружков, а также преподавателей в художественной и музыкальной школах.
У такой учительницы всегда можно отпроситься с урока, даже не особо придумывая уважительную причину для своего ухода. Хотя кубковая Королева отлично понимает, когда ребенок с ней лукавит (а эмпатия у нее развита хорошо, в этом даже не сомневайтесь), она все равно не сможет отказать, и сделает вид, что поверила. Ей кажется оскорбительным само проявление недоверия, она уважает детей, и даже в самом маленьком человечке видит Личность.
Обладает повышенной чувствительностью, способна к сопереживанию и слиянию с другими до такой степени, что чужие огорчения и проблемы ощущает как свои собственные. В такие моменты ей кажется, что она готова пойти на все, лишь бы защитить своих учеников от неприятностей. Но вот это «всё» чаще всего ограничивается только моральной поддержкой и бурным проявления сочувствия. Оказать же какую-то конкретную помощь, например, защитить от жестокого обращения или отстоять ребенка перед педагогической комиссией – это вряд ли, для этого у Королевы кубков не хватает твердости и силы характера.
Мягкосердечная конформистка, она не умеет высказывать правду в глаза, быстро соглашается с чужим мнением, легко прощает недостатки, и старается сглаживать любые конфликты, так как для нее физически непереносимы ситуации с осложнением отношений и психической напряженностью. Заискивает и лебезит перед родителями, старается всем угодить и понравиться. Путает дружеские и деловые взаимоотношения, и потом страдает от того, что кто-то просит позаниматься с ее ребенком дополнительно и без оплаты.
Организаторская деятельность дается ей с трудом и напряжением. Королева кубков плохо умеет руководить другими людьми, даже если это всего лишь дети. Сама необходимость командовать, наказывать или ограничивать в правах вызывает у нее страх и внутренний протест. Часто грешит тем, что завышает детям оценки и скрывает их проступки и шалости от директора и родителей. Ее внутренняя потребность видеть в других людях только достоинства и не замечать недостатки приводит к тому, что она может проявлять необъективность и совершать педагогические промахи.
Есть у нее и другие недостатки. Так, она слишком подвержена своим настроениям и эмоциям, которые у нее весьма противоречивы и нестабильны. Может иногда становиться рассеянной и мечтательной, погружаться и уходить целиком в собственные мысли, забывая вообще, где она находится и не обращая внимания на то, что происходит у нее в классе. Дети в это время могут хоть на головах ходить, а она не делает им замечания.
Приносит свои личные переживания и домашние проблемы в рабочую деятельность. Если в романтических или семейных отношениях у этой Королевы происходит какой-то разлад, то она плохо владеет своим состоянием, не контролирует себя - вполне может расплакаться прямо при детях или начать выяснять отношения со своим мужчиной по телефону во время урока.
Ученики и коллеги этих учительниц могут любить и жалеть, но при этом не особо уважают, часто пользуясь их добротой и потребностью помогать и входить в чужое положение. Обладая чрезмерной душевной ранимостью, Королевы кубков иногда не могут выдержать бюрократический прессинг начальства, потребительское отношение со стороны других педагогов или проявления ученического троллинга. Устав от непонимания и жесткости, они разочаровываются и уходят из школы, начиная заниматься исключительно частной педагогической деятельностью и домашним репетиторством.
Королева жезлов
Эта дама по своей природе очень любит всех воспитывать и учить уму-разуму, поэтому часто находит свое призвание на педагогическом поприще. Очень энергичная, яркая, харизматичная учительница, которую невозможно не заметить, она любит быть в центре внимания, ей нравится, когда школьники толпятся вокруг нее и засыпают вопросами. Всегда модно одета, подтянута и сохраняет бодрый, моложавый вид и хорошую физическую форму даже в пенсионном возрасте. Многие ученицы стремятся подражать ей.
Она демократична, современна, и предпочитает держаться со всеми на «короткой ноге», относясь к своим подопечным одновременно и покровительственно, и по-дружески. Не против того, чтобы поболтать с учениками на отвлеченные темы во время урока, причем старается общаться на их языке и не боится употреблять в своей речи меткие выражения и словечки из молодежного сленга. Снисходительно относится к школьному шуму, даже во время урока, и зачастую сама же его и создает.
Если Королева жезлов влюблена в свой предмет, то способна преподносить учебный материал настолько увлекательно и интересно, что можно заслушаться. Она, как никто другой, умеет вдохновлять и вести за собой. Не прочь блеснуть эрудицией и похвастаться примерами собственных достижений, и ее выступление у доски в такие моменты напоминает «спектакль одного актера».
Она любит импровизировать, и зачастую отступает от намеченного плана урока, увлекаясь какой-то новой темой и перескакивая на ее обсуждение. А ученики могут этим пользоваться и специально подкидывать ей какие-нибудь заковыристые вопросики, чтобы не пришлось писать скучные конспекты и проверочные диктанты.
Жезловой Королеве нравится заниматься не только воспитательной, но еще и управленческой деятельностью, поэтому она часто берет на себя классное руководство, где может развернуть свои организаторские таланты во всю ширь. Постоянно придумывает какие-то мероприятия и развлечения – конкурсы, концерты, «веселые старты», субботники и походы, и настойчиво вовлекает в эти дела не только детей, но и их родителей.
Она - активный завсегдатай родительских чатов и форумов, и если ее требования и призывы игнорируются, то она все равно найдет, как вас достать. Не поленится несколько раз позвонить и написать вам в соцсетях, а то и прямо на дом заявится. В своем стремлении все контролировать и всеми управлять она может переходить границы, становясь излишне назойливой.
Кстати, с родителями она не всегда может найти общий язык, т.к и с ними она предпочитает обращаться панибратски и без должного уважения, отчитывая их, как маленьких детей. Многих также раздражает ее привычка судить обо всем «со своей колокольни», высказывая свое мнение безапелляционно и категорично. Еще одна причина проблем с родителями касается оценок - Королева жезлов обращается с этим делом слишком уж вольно, часто занижая их или, наоборот, незаслуженно завышая.
Ей нравится быть на виду, выступать на публике и завоевывать призовые места, поэтому она с удовольствием принимает участие не только в общешкольных творческих и спортивных мероприятиях, но и в городских, а то и краевых конкурсах. Обладая хорошими вокальными и актерскими данными, она может не ограничиваться предметной деятельностью и вести внеклассную работу, организовав в школе различные кружки, секции и факультативы. Эта Королева с присущей ей амбициозностью и тщеславием запросто может сделать неплохую карьеру, дослужившись сначала до завуча, а потом и до директора школы.
Недостатки: Не всегда умеет чувствовать и соблюдать необходимую дистанцию между собой и учениками, допускает несколько фамильярное обращение, которое потом выходит ей боком. Может быть бесцеремонной и нетактичной, часто влезает не в свое дело из чистого любопытства и потом разносит сплетни по всей школе. Нетерпелива, не любит долго объяснять учебный материал или повторять уже сказанное. При ответах учеников часто не дослушивает их до конца, перебивает, а если ребенок проявляет застенчивость и не может сразу сформулировать свою мысль, то сразу ставит плохую отметку.
Встречая противодействие или несогласие со своей точкой зрения, начинает злиться и повышать тон. Желая поставить кого-то на место, переходит на личности, может позволить себе употребление крепких выражений или оскорбительные высказывания при всем классе. Легко впадает в гнев и раздражение, и в горячке может совершить и другие поступки, несовместимые с педагогической этикой: силой отобрать телефон или другие личные вещи у ребенка, дать ему подзатыльник, выгнать взашей из класса.
Еще один минус этой учительницы – склонность к фаворитизму. Она создает вокруг себя круг любимчиков из тех детей, которые имеют хорошую успеваемость и активную социальную позицию или обладают творческими талантами, и всячески им покровительствует. А робких и стеснительных учеников, не имеющих ярко выраженных достижений, отодвигает на задний план и может даже специально занижать им оценки и гнобить перед одноклассниками.
Королева пентаклей
Таких учителей очень ценят в педагогическом коллективе, так как они спокойны, уравновешенны и надежны. На Королеву пентаклей всегда можно положиться, она не совершает каких-то явных промахов и ошибок в своей профессиональной деятельности, очень аккуратна, педантична и дисциплинированна в выполнении трудовых обязанностей.
При этом ее педагогический талант не сверкает яркими гранями, она скорее крепкий «середнячок» в своей профессии. В отличие от той же Королевы жезлов, она не любит сюрпризов и импровизаций, поэтому всегда тщательно составляет планы уроков, и неуклонно им следует. На ее занятиях может быть скучновато, ведь она избегает какой-либо оригинальности и креативности, предпочитая вести уроки по привычным шаблонам. Зато методические материалы у такого педагога всегда в идеальном порядке, и она вовремя подготавливает и сдает всю отчетность.
Свой предмет она знает неплохо, и старается вложить эти знания в своих учеников, при этом проявляя особенную щепетильность к аккуратному качеству выполнения письменных заданий. Отсутствие чистой обложки, грязь в тетради, помарки и исправления сильно раздражают ее, поэтому она относится к числу тех учителей, которые ратуют за обязательное использование черновиков. Она даже может заставить переписать заново правильно выполненное задание только лишь потому, что увидела на листе смазанные чернила. Хвалит за красивый почерк и конспекты, оформленные с помощью цветных выделителей и ровных подчеркиваний по линеечке.
В целом к детям она относится ровно и доброжелательно, умеет поддерживать нужную дистанцию как с учениками, так и с их родителями. Ценит в своих подопечных пунктуальность и прилежание, поощряя за это хорошими оценками и различными поблажками при проведении контрольных и проверочных работ. Для нее главное – это видеть, что ребенок старается и проявляет послушание, а вот чрезмерно «умных» и креативных выскочек она недолюбливает и может довольно жестко осадить при случае. Ей нравится, когда ребенок отвечает точно по учебнику, такая учительница не признает никакой «отсебятины» или пространных размышлений с философским уклоном.
Она намеренно занижает оценки тем, кто нарушает учебную дисциплину, опаздывает или шумно себя ведет. Тихие и вежливые «троечники» у такой учительницы могут быстро «подняться вверх» по шкале успеваемости, а вот тем, кто часто прогуливает уроки по причине участия в каких-нибудь конкурсах, соревнованиях или общественных мероприятиях, придется приложить много дополнительных усилий, чтобы заслужить благосклонность своей пентаклиевой наставницы. Такие «звезды» в классе ей не нужны, и входить в их положение она не собирается.
Королева пентаклей практичная и хозяйственная, всегда стремится к тому, чтобы создавать в классе комфортную и уютную обстановку, правда делает это за счет родителей. Это та самая учительница, которая постоянно организовывает какие-то денежные сборы на родительских собраниях – на ремонт кабинета, покупку штор, новой мебели и учебных пособий. А потом еще и привлекает всех к коллективной покраске стен и уборке помещения, чтобы тем самым сэкономить на профессиональных специалистах.
Являясь классным руководителем, эта Королева проявляет заботу по отношению к «своим» детям, для них в учительском столе всегда держится запас лекарств и гигиенических прокладок для девочек. В порыве щедрости может накормить кого-то из голодных детей обедом, поделиться собственными бутербродами или пирожками домашнего приготовления. Ее гораздо больше волнует физическое благополучие учеников, чем их эмоциональное состояние. Сыт? Здоров? Нет грязи под ногтями? Значит все в порядке! И шапку не забудь надеть!
Не любит задерживаться в школе после уроков и заниматься с отстающими, считает, что все нужно успевать сделать во время учебного дня. Сама являясь примерной семьянинкой, Королева пентаклей уделяет много внимания вопросам семейного воспитания своих учеников, призывая родителей следить за своими детьми и делать вместе с ними домашние задания. Проявляет уважение к семьям учеников, живущим в достатке и имеющим «приличный» в ее глазах социальный статус. К детям из неполных или неблагополучных семей относится несколько пренебрежительно и даже брезгливо.
Недостатки: Может испытывать чувство зависти и ревности по отношению к симпатичным и дорого одетым ученицам, особенно если у нее самой в личной и финансовой сферах наблюдаются какие-то проблемы. Зачастую ей не хватает гибкости и пластичности, которая необходима при работе с подрастающим поколением. Не признает новомодных течений и трендов, может жестко высмеять ребенка за неформальную внешность, прическу и одежду и отправить домой переодеваться. А потом еще и на классном собрании потребовать от родителей срочно принять меры и «привести дитё в божеский вид».
Бывает упряма и твердолоба, в пожилом возрасте и вовсе превращается в закостенелого консерватора. С трудом переносит какие-либо новшества (наподобие электронных дневников), будет до последнего сопротивляться их внедрению в свою педагогическую деятельность. Выбрав однажды определенную методику обучения, готова упорно идти до конца, игнорируя тот факт, что изменившееся современные обстоятельства требуют иного способа реагирования.
Королева мечей
Это самый нелюбимый тип учителей, но как раз именно они способны «вдолбить» в ленивые ученические головы необходимые знания и научить порядку и дисциплине. Чаще всего это преподаватели точных наук, где требуется аналитический склад ума – физика, математика, черчение, астрономия, реже – химия и история. Среди них также много учителей иностранных языков.
Свой предмет Королева мечей знает идеально, требуя такого же детального и скрупулезного знания и от остальных. Мучает учащихся чуть ли не ежедневными проверочными и контрольными работами, всегда обращает внимание на выполнение домашних заданий, и запросто может оставить ребенка после урока, чтобы он на ее собственных глазах сделал все, что ему было поручено. Очень требовательная и жесткая наставница, она может иногда довести ребенка до слез бесконечными придирками и исправлениями ошибок.
Возможно, поэтому этих педагогов редко можно встретить среди учителей начальной школы. Они и сами-то не особо любят шумную и бестолковую мелюзгу, не умея найти с ними общий язык и вызвать детишек на доверительный контакт. Чересчур авторитарные и властные, такие учительницы могут невзначай нанести ущерб хрупкой и неокрепшей детской психике. Зато Королевы мечей отлично проявляют себя в обучении выпускников, приводя своих учеников к победам на олимпиадах и безупречной сдаче экзаменов, что дает потом ребятам хорошие гарантии для поступления в престижные ВУЗы.
Суховатая формалистка, не желающая воспринимать всерьез ни свои, ни чужие эмоции, она может показаться черствой и бесчувственной. Даже испытывая к кому-то из детей искреннюю привязанность, старается ограничивать взаимодействие с ними рамками учебно-преподавательского общения. Она никогда не похвалит, не восхитится успехом ученика, просто молча выслушает ответ у доски и без лишних комментариев выставит оценку. Не допускает чрезмерно близких контактов, всегда держит дистанцию, и любые беседы с учениками у нее ведутся строго по делу.
Королева мечей может быть прямолинейна и категорична в своих высказываниях, но при этом старается не переходить за рамки дозволенного и не позволяет себе опускаться до вульгарностей и пошлостей. Убеждена, что детей нужно воспитывать на собственном примере, поэтому демонстрирует хорошие манеры и безупречный внешний вид, иногда доходя до крайностей и превращаясь в типичный «синий чулок», лишенный какой-либо индивидуальности и женской привлекательности.
Ученики и родители таких учительниц побаиваются, стараются лишний раз с ними не связываться, избегая вступать в открытые конфронтации. Но за глаза частенько над ними подсмеиваются и придумывают обидные клички. У Королевы мечей мало друзей и единомышленников и в рабочем коллективе, так как они и в кругу своих соратников проявляют независимость характера, не желая подстраиваться под остальных.
Эти суровые и невозмутимые на первый взгляд дамы, между тем обладают повышенной чувствительностью к нарушениям нравственных норм и правил. Сами они стараются никогда не отступать от педагогической этики и склонны осуждать тех коллег, которые проявляют слабость и могут позволить себе что-то лишнее.
В большинстве своем Королевы мечей являются мстительными и злопамятными особами, подолгу помнят причиненные обиды, и потом могут как следует отыграться на нерадивых учениках во время выпускных экзаменов. Проявляют крайнюю несговорчивость и не откликаются на просьбы о пересдаче и исправлении оценки, их невозможно ни уговорить, ни подкупить. Запугивать или предлагать им взятку – дело безнадежное, они ни йоту не отступят от своих принципов и легко пойдут на конфликт и с педсоветом, и с родительским комитетом.
Посвящая всю себя обучению и воспитанию чужих детей, Королева мечей при этом забывает о собственной личной жизни, часто оставаясь одинокой и бездетной. Неустроенная женская судьба может превратить ее в пожилом возрасте в настоящую мегеру и стерву. Нередки также случаи, когда такая учительница, заслужив множество профессиональных наград и благодарностей, упускает собственного ребенка.
Королеву мечей часто недооценивают, а ведь эти педагоги являются настоящими специалистами, фанатично преданными своему делу. Только Королева мечей может работать в школе не ради денег, а за саму идею просвещения и обучения. Она очень серьезно и ответственно относится к своим профессиональным обязанностям и предъявляет строгие требования не только к другим, но и к себе тоже. Только эта перфекционистка, стремящаяся к абсолютному совершенству во всем, способна из совершенно «сырого» человеческого материала, коим и является ребенок, вылепить и создать блестящий «бриллиант».
А вы помните своих учительниц? К какой из четырех мастей Королев Таро вы бы могли их отнести?