Моя семья полвека прожила в шахтовом бараке. Это временные щитовые строения, рассчитанные на несколько лет, пока предприятие (шахта) не заработает во всю мощь и сможет предоставить трудящимся достойное жильё.
Так думала и моя мама, когда в 50-е годы приехала в Сибирь из Татарстана и её поселили в один из домов. Причем была этому очень рада. Многие жили в общежитии, а у неё своя отдельная комната, на которую выдан ордер.
Мама вышла замуж, родила одну дочь- подали на расширение. Выделили ещё комнату. Потом я появилась- плюс небольшой коридор и кладовка, которую переделали в спальню. Итого за нашей семьей оказалось 40 кв. метров. Полноценная квартира с отдельным входом, печкой, ещё и на первом этаже. Это считалось везением, потому что на мансарде ( помещении под крышей) тоже жили люди. Там было две небольшие комнатки и коридор между ними ( кстати, общей площадью более 30 кв метров). Вполне себе ничего, только потолок от пола был на высоте два двадцать примерно. Ещё вела на первый этаж страшно крутая лестница, с который боялись спускаться приходившие гости.
Все жители привыкли к баракам. К тому же, сколько я себя помню, вопрос о переселении в благоустроенное жильё поднимался каждые пять-десять лет. Пока действовала шахта, рабочие в порядке очереди получали квартиры в новых домах. Город строился, расширялся, облагораживался. Кто-то из жителей-шахтеров смог накопить приличную сумму для постройки своего дома. Кто переезжал в другой город. Потихоньку часть бараков пустела, часть сгорела.
Когда уже я была замужем и ждала второго ребенка, мне "повезло": выдали разрешение на расширение площади. Досталась квартира над нашей с мамой. Да, на той самой мансарде. Десять лет мы ждали, что вот-вот, наконец, снесут это развалившееся, рассохшееся строение. Куда там! Шахту закрыли в конце 90-х и про всех жителей бараков благополучно забыли.
Сыну было тогда 20 лет, он работал после окончания техникума. Дочь подросла и стало ясно, что жить в таких условиях больше не получится. Муж взял огромную по тем временам ссуду с поручителем, и мы купили дом, который немного пострадал от пожара. Года три я жила как на вулкане. Надо было ежемесячно выплачивать приличную сумму, а муж с каждым годом все чаще стал выпивать. Хорошо, что он был мастер на все руки, ремонт делали своими силами. Сына оставили в бараке, чтобы не потерять право на жилплощадь.
За два года дом наш преобразился до неузнаваемости. Привели в порядок огород, с нуля подняли хозпостройки, переделали баню. Живи-радуйся.
Сын встречался с девушкой и в дом переезжать не собирался. К тому же с пьющим и в таком состоянии скандальным мужем он был в натянутых отношениях. Так что самые тяжелые, грязные и вонючие годы существования бараков пришлись на долю парня.
Мне тоже не долго оказалось радоваться собственному дому. У мамы случился инсульт и как следствие быстро развилась деменция. Конечно же, мы забрали её из барака. Первые три года был сплошной ад. Парализованная на одну сторону, не узнающая никого кроме меня, мама не давала ни минуты покоя своим криком, не говоря уже о личной гигиене.
Когда мы стали понемногу привыкать (если можно так сказать) к состоянию и поведению мамы, я решила, что стоит попробовать выбить квартиру для инвалида взамен ветхого жилья. Нам повезло. Области выделили приличную сумму под соответствующую программу. Я успела собрать нужные документы, заказать платную комиссию для оценки износа и главное, организовала жильцов, обещая, что сама буду курсировать по всем инстанциям. Слово сдержала. Шесть лет ходила в администрацию как на работу. Мне там напрямую сказали: если бы молча, втихаря, подали документы, вам бы сразу выделили жильё для инвалида. А я хлопотала за всех, поэтому пришлось ждать столько времени. Зато не зря. Десять семей получили квартиры в один год. Правда, в разных районах, но в новых домах.
Нам на всех выдали два ордера. К сожалению, мамы уже не было в живых. Почти семь лет я ухаживала за ней. Ни одна пожилая женщина из всех барачных не дождалась, не порадовалась хорошим условиям.
Но жизнь продолжается. Я шестой год в светлой"двушке", где не надо топить печь и носить воду с колонки. Сын получил отдельную квартиру. Только с районом ему не повезло. Нет, район хороший, чистый, зеленый. Вахтовка, которая возит шахтеров на работу, не заходит туда. Поэтому третий год сын вынужден ночевать у меня между сменами. Приезжает после работы, ест, спит и опять на шахту. Так через каждые три дня выходных. Мы пытались поменять место проживания, но из-за скачков цен на жильё пока не выходит.
Конечно, парню хочется приехать после смены домой, что-то сделать в квартире, да просто отдохнуть, отоспаться. Когда-то и семья будет своя. А пока он дней десять в месяц находится (спит) у меня. Дочь взрослая вернулась в родной город после развода с мужем. Решила, что жить со мной не будет. Её тоже понять можно, хочется хозяйничать самой. Сняла квартиру в другом районе.
Получается, что у меня квартира, у сына есть - а часть времени живем вместе. С дочерью по-другому. Может жить со мной, места хватает - считает, что одной лучше. Извечный квартирный вопрос.)
Главное, все живы-здоровы. Наладится - придет время.
Всем умения договариваться.
Пишите мне, будем общаться.)