В Израиль люди переезжают семьями. Детям, конечно, проще перестроиться, чем взрослым, но и у них не все по щелчку пальцев. Есть, например, такие дети, которым адаптироваться в принципе тяжело (аутисты), а есть такие, которые продолжают жить своей жизнью, вовсе не встраиваясь в израильский социум. Порой дети просто сидят на уроках и ничего не понимают. А бывает, что дети учатся в Израиле на русском языке. Рассказываем истории школьников, которые совсем недавно переехали из России в Израиль и должны каким-то образом вписаться в новые условия.
Лев Я. (11 лет)
В Москве Лев учился в школе 1540 (технологическая школа ОРТ). Там были уроки иврита, а главное, хорошая инклюзия (у Льва аутизм). Но на момент приезда мальчик не знал иврит - не было мотивации учить язык: “Он даже алфавит не выучил за 2 года”, - комментирует отец мальчика, Олег Я.
Теперь семья Льва живет в пригороде Тель-Авива, Рамат-Гане. Ребенок пошел в обычную израильскую школу. Там учатся как дети с особенностями, так и самые обычные: “Мы выбрали простую школу, чтобы интегрировался в социум. В Израиле есть разные формы обучения для аутистов, можно пойти, как мы, в обычный класс на 25 - 30 детей, можно в малый класс (там будут только аутисты, и максимум 10 человек в классе), есть интернаты для низкофункциональных детей с расстройствами аутического спектра. Общее ощущение от школы - ребенку, кажется, все нравится (хотя говорит, что ничего не нравится), но, по моему мнению, учеба бестолковая - больше развлекают, чем учат. Среднюю школу будем искать другую. Знаем, что в Израиле есть отличные школы. Но чтобы гарантированно попасть в такую, надо жить рядом. Либо пройти конкурс. Много хороших школ в Тель-Авиве. Но для нас жить там дорого, не потянем”, - рассказывает отец Льва.
Школьникам репатриантам положен ульпан, но в самой школе его не стали делать - там репатриантов мало, поэтому обучение ивриту организовали на базе другой школы. Система оценок успеваемости достаточно гуманная. В табеле у Льва изящные прочерки. Там где он не может понимать и успевать, пишут “навык в процессе формирования”. В Израиле Лев год, за это время он вполне освоился и хотел бы остаться в стране и далее.
О том, как сегодня стать гражданином Израиля, мы рассказываем в статье "Репатриация в Израиль в 2023 году"
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЗРАИЛЕ
Государственная система школьного образования в Израиле включает 6 лет обучения в начальной школе, 3 года обучения в школе промежуточной ступени и 3 года обучения в школе третьей ступени. В некоторых школах две последние ступени объединены и можно говорить о 6 годах обучения в начальной школе и 6 годах – в старших классах. Образование для всех детей в возрасте от 5 до 16 лет по закону бесплатное. Для тех, кто старше 16 лет, обучение в школе остается бесплатным, но не является обязательным.
Учебный год в стране начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня в начальной школе и 20 июня в 7-12 классах. Все каникулы, кроме летних, приурочены к религиозным праздникам и устанавливаются по еврейскому календарю. Школьники не учатся около 3 недель в пасхальные каникулы (апрель), неделю во время праздника Суккот (сентябрь-октябрь) и неделю в дни Хануки (декабрь).
Нина М. (9 лет)
Нина переехала в Израиль в конце 2022 года. Первые месяцы она училась онлайн в своей московской школе: “Мы сняли временное жилье на три месяца в городе Холон. Без договора о годовой аренде жилья в городском департаменте образования в зачислении в местную школу нам отказали. Можно было, наверное, добиваться права на учебу через суд, но мы решили, что времени и денег тяжба займет слишком много. Мы вскоре сняли квартиру на долгосрок, нас взяли в городскую школу без вопросов. Последние два месяца учебного года она провела там”, - рассказывает отец Нины.
По профессии отец ребенка классический музыкант, достаточно быстро он устроился работать по специальности в один из крупных израильских оркестров. Что же касается ребенка, то ему пока сложнее: “Нина сидит на уроках, мало что понимая. Иврит у нее почти нулевой. Но учителя от нее ничего и не требуют, они очень ласковы и милы. По математике и английскому ей приходится догонять одноклассников (ее по возрасту определили в класс старше, чем она училась в Москве), то есть дисциплины, которые ее должны поддерживать, у нее тоже отстают. Есть школьный ульпан - 4 часа в неделю. Пока он ей не очень “заходит”, она не видит результата. Зато у нее есть частный преподаватель, с ним занятия 2 часа в неделю, и тут она чувствует продвижение. В школе она что-то пытается понять, но иногда отключается и просто рисует” - говорит отец Нины. При этом, по его словам, программа в израильской школе более насыщенная, чем в московской. Очень много интересных выездов на фермы, постоянные походы в театры и в музеи. Математика и английский тоже на хорошем уровне.
Классом Нина довольна, правда, друзья у нее пока все русскоязычные, не из класса (из недавних репатриантов, кроме нее, в классе всего один мальчик, он тоже совсем не знает иврит). При этом друзей у Нины в Израиле стало намного больше, чем было в Москве: “Адаптация в плане учебы плохая, в плане друзей - хорошая. Друзья появились через дочку знакомого виолончелиста, который живет по соседству. Каждый вечер с 5 до 8 вечера большой компанией дети идут гулять в сквер. Большинство друзей Нины родились здесь, знают иврит, но по-русски говорят”, - говорит отец девочки.
ТИПЫ ШКОЛ В ИЗРАИЛЕ
Государственные школы: В них учатся более 70% всех детей страны, обучение в них ведется по программам, разработанным Минпросом.
Государственные религиозные школы: В них обучаются примерно 25% детей и они также подчинены министерству просвещения и проводят занятия по его программам, при этом в более широком объеме изучаются религиозные предметы.
Ортодоксально-религиозные школы системы независимого образования обучают до 5% детей израильтян. Религиозные предметы там изучаются в большом объеме за счет общеобразовательных. Девочки и мальчики учатся раздельно с первого класса.
Школы искусств, науки, технологии: В системе израильского образования есть школы (как правило, с 7 по 12 класс) с различными уклонами – школы искусств, науки, технологии – программа которых шире предусмотренной министерством просвещения. В этих школах родители частично оплачивают стоимость обучения.
Частные школы: Помимо этих типов школ существуют еще частные школы, признанные Министерством просвещения. Эти школы в основном придерживаются программ министерства, но обычно имеют собственную методику преподавания и изучают часть предметов в расширенном объеме. Таких школ немного, обучение в них в платное.
Артем К. (10 лет)
В Москве Артем учился во французском лицее имени Александра Дюма. Специфика школы - все предметы на французском, в рамках французской образовательной системы. По окончанию можно поступить в любой европейский ВУЗ. В принципе, можно пойти и в российский университет (тот сертификат, который выдают по окончанию любого французского лицея в любой стране мира - полноправная замена ЕГЭ). Такие французские лицеи есть практически в любой стране, где работают посольства Франции.
Неоспоримый плюс французского высшего образования - оно условно бесплатное (символическая плата - порядка 200 евро в год). Хороший аттестат позволяет без экзаменов, на основании оценок в сертификате, приехать и начать учебу во французском учебном заведении без каких-либо сложностей. Правда, стоит денег сама школьная учеба - в Москве за год надо платить порядка 6 тыс. евро, в Израиле - около 5600 евро.
Семья Артема решила репатриироваться в Израиль в середине 2022 года. Французский лицей в Израиле оказался только в одном месте - в тель-авивском районе Неве-Цедек. Цены на жилье в самом Тель-Авиве очень высокие, а Неве-Цедек - вообще один из наиболее дорогих районов. Там живут богатые выходцы из Франции и США, там по-европейски уютные улочки с верандами, где сидят расслабленные преуспевающие израильтяне и обеспеченные туристы.
Семья Артема поселилась в Бат-Яме - соседнем с Тель-Авивом городе, где жилье более доступно. На общественном транспорте до Неве-Цедека отсюда чуть меньше часа.
Интегрироваться в израильское общество у семьи пока не получается, хотя с момента переезда прошел уже год. У мамы Артема удаленная работа на международную компанию с офисами в Москве и в Лимасоле и, по российским меркам, высокая зарплата (проблема в том, что платят в рублях, которые с каждым днем все дешевле). Отец семейства в Москве работал в службе безопасности одной из авиакомпаний, в Израиле отучился в ульпане, но уровень его языка пока не позволяет вернуться к прежней профессии. Продолжать ли совершенствовать язык, он не уверен - подобно многим недавним репатриантам, он находится в состоянии неопределенности и усталости. На сегодняшний день ему предлагают только неквалифицированную работу, и перспективы жизни в Израиле кажутся ему сомнительными. Да и в целом родители мальчика не хотят оставаться в стране. Но и возвращаться в Россию тоже не хотят.
Что касается самого Артема, у него иврит идет как второй язык в лицее. Это позволяет получать минимальные, но знания. Семья находится в подвешенном состоянии - жить в Тель-Авиве непозволительно дорого, в Бат-Яме просто дорого. Жить ли в Израиле в принципе - для семьи вопрос, на который у них пока нет ответа.
Впрочем, самому Артему в Израиле нравится - рядом с домом огромная детская площадка, в двух шагах море. Бат-Ям - преимущественно русскоязычный город, у ребенка много друзей, с которыми он может говорить на понятном языке.
Илья В (15 лет)
Репатриировалась семья Ильи из Москвы в июле 2022. Последний год Илья проучился в школе “Шевах-Мофет”, и сейчас у него начнется второй учебный год в новой стране.
Городская школа с научно-культурным уклоном “Шевах-Мофет” имени Шимона Переса находится на южной окраине Тель-Авива в районе Неве Офер и считается школой для репатриантов. Четверть учеников в классе Ильи говорят на русском.
Когда-то большинство обитателей района составляли выходцы из Восточной Европы, потом его заселили африканцы, впрочем, сейчас состав населения выровнялся - тут и русскоязычные репатрианты, и ивритоязычные старожилы. Совсем рядом - арабский район Тель-Авива - Яффо, где любит селиться богема. По словам Ильи, жилье его родители подбирали во многом исходя из соседства со школой.
В “Шевах-Мофет” учатся не только новые репатрианты, но и обычные израильтяне, которые живут по-соседству. Школа “Шевах-Мофет”является очень известной, она имеет реноме “кузницы гениев”.
Илье в школе нравится, хотя есть вещи, которые он воспринимает критически: “В школе не сильно гонятся за академическим результатом. Если не хочешь учиться, никто заставлять не будет. Сам определяешь, насколько будешь погружен в учебу. Это, я считаю, усложняет процесс. Перечень уроков у нас достаточно стандартный, но преподаватели делают их захватывающими. По прошлому году мне понравились и запомнились учителя истории и иврита. Неприятно, что нет географии. Обществознание на английском, не очень интересное. В России именно с этим предметом было лучше. Математика - хорошая, но учителя не требуют результат. Есть математические классы, есть с более упрощенной программой. Из дополнительных предметов у нас - дипломатия, кружок по защите животных, защите окружающей среды, защите от пропаганды, есть программирование и аэробика. Каждый год надо платить несколько тысяч шекелей на поддержание всех дополнительных занятий, даже если туда не ходишь”, - рассказывает Илья.
Занятия в школе проходят для русскоязычных репатриантов на русском языке, но специальные термины учителя стараются давать на иврите (так, например, делает преподаватель биологии).
Несмотря на то, что учеба у Ильи на русском, он старается социализироваться - ходит в походы с местными бойскаутами, чтобы общаться на иврите или английском: “У нас был 4-дневный поход на севере Израиля, мы ходили по горам недалеко от границы с Ливаном. Еще был небольшой поход в окрестностях Иерусалима”, - рассказывает Илья.
После школы Илья планирует пойти в армию, но не в боевые части. Высшее образование хочет получать либо в Израиле, либо в Европе.
О ШКОЛЕ
Под именем «Шевах» школа открылась в 1946 году. До начала 90-х образование в школе носило профессионально-технический уклон. Школа готовила столяров, автомехаников, электротехников, нянь и секретарш и не пользовалась в Тель-Авиве хорошей репутацией, тут учились дети репатриантов из Северной Африки. В 1992 году школа начала принимать большое количество учителей и учеников-выходцев из СССР, изменила программу и методику обучения. Её руководство выдвинуло идею организации вечернего центра обучения детей репатриантов. На призыв откликнулись жители не только Тель-Авива, но и других городов. Проект получил название «Мофет» и распространился на несколько других школ. Создали его педагоги из физико-математических школ бывшего СССР во главе с Яковом Мозгановым и Зеэвом Гейзелем.
В ученом совете системы школ «Мофет» известные ученые из стран бывшего СССР и Израиля (Университет «Бар Илан», Тель-Авивский университет, «Технион»). Педагоги в мофетовских школах имеют 2 и 3 академическую степени. Учащиеся мофетовских классов являются победителями и участниками всеизраильских и международных олимпиад по математике и работают по собственным оригинальным программам и методикам. Школу «Шевах-Мофет» посещали в качестве приглашенных гостей лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман, основатели компании Google Сергей Брин и Ларри Пейдж.
По всем вопросам, связанным с переездом в Израиль, обращайтесь к специалистам Центра репатриации "Шалом". Мы поможем со сбором архивных данных, апостилированием документов, быстрым прохождением консульской проверки и последующей адаптацией в Израиле!