15 февраля
Пора прощаться с Катманду. Завтрак, расчет и ожидание такси. Перестраховавшись, приезжаем на час раньше, хотя Baby и говорил, что не стоит так рано ехать. Скромненький аэропорт внутренних авиалиний, здесь можно было бы с успехом снимать продолжение “Мимино”. Какого багажа только не было, только скотину не пришлось увидеть. Время до регистрации пролетело достаточно быстро, еще быстрее прошла посадка в самолет. В маленький Bombardeer компании Yeti Airlines билеты продаются без мест, салон напоминает маршрутку, и все стараются занять лучшие места, места с которых в полете видны пики Гималаев. При полете в Покхару необходимо садиться с правой стороны и соответственно с левой в обратный путь. Нам это удалось и, с чувством выполненного долга, мы разместились на заднем ряду сидений. Резво взлетели, получили по конфетке, кофе и вот уже посадка. Короткий, но захватывающий полет. Как Альпы приковывали наш взгляд, так и Гималаи не отпускали ни на минуту. Не торопясь покидаем самолет, маленькое и какое-то сразу родное здание аэропорта, теплый воздух, все фотографируются, никто никуда не торопится. Через пару минут получаем багаж и на выход. Отказавшись пару раз от предложенного такси снижаем стоимость с 500 рупий до 300 и довольные грузимся в авто. Может проезд стоит еще дешевле, но воспользоваться услугами и сравнить цены больше не представилось возможным. 10 минут с легкими петляниями по улочкам и мы на месте. New Annapurna Guest House.
Сбросили вещи, обязательная процедура регистрации и вот мы в номере. С электричеством напряженка, но вода в душе горячая и это уже радует. В описании отеля обещали вид на горы – не обманули, вид чудесный. Гималаи потрясали. Сарангкот с парящими парапланеристами. Конечно, идиллию нарушают остальные отели и дымка, но настроения не портят, да и в номере сидеть особо ни кто не собирается. Быстро раскидав вещи и воспользовавшись появившимся электричеством, кипятим воду, завариваем по кружке супа с сухариками и перекусив отправляемся знакомиться с окрестностями. Пересекаем Лейксайд-роуд в сторону Fish Tail Lodge и через пару минут мы уже на берегу озера Фева. Неширокое в этом месте, вправо открывается большая гладь. Тут же, внизу, пункт проката лодок, но это еще впереди, а пока, не торопясь, по тропинке вдоль озера. Ученики начальной школы (или старшая группа детского сада, кто их разберет мелких) кричали нам хором «Намасте», потом «Hello», радостно махали руками. Чудесная природа, доброжелательность этих детей поднимало и без того хорошее настроение. Очередная лодочная станция. Отсутствие тропы вдоль озера заставило выйти к магазинам Лейксайд, но, через квартал, мы вновь свернули к озеру и вышли к центральной лодочной станции, к которой подъезжают автобусы. Дальше, дальше вдоль озера. За забором большие садки для разведения рыбы, говорят, именно ею кормят в ресторанах Покхары. И вот они палатки, где продают свежевыжатый сок. Много читали, много смотрели на youtube – одни восторженные отзывы. Пройдя еще немного вперед, принимаем решение вернуться в отель, надо пообедать и найти место отправления автобусов, на завтра запланирован трек на Панчаси. А пока надо обязательно попробовать свежевыжатого сока. Стакан из папайи, стакан гранатового. Пытаемся получить наслаждение, все же хвалят, да и за соседним столиком сидят люди и пьют, в соседней палатке тоже посетители, но как то не удается. В стакан бы еще пяток кубиков льда. А по факту жара и вездесущие мухи, теплая жидкость и ни какого удовольствия, кроме осознания того, что сидишь на берегу озера, великолепные горы, заросшие лесом и чистое небо.
Покинули озеро, еще предстояло дойти до аэропорта, найти Avia Club Nepal и решить вопрос с полетом. Пыльными тротуарами дороги, под февральским солнцем Непала находим автовокзал. Выясняется, что необходимый нам автобус отправляется с другой стороны города. Место завтрашнего старта на Панчаси, вроде бы определено. Теперь в аэропорт, в клуб. Жара, пыль, звуки клаксонов проносящихся машин, мотоциклов и не доходя до ворот аэропорта десятка метров, мы поворачиваем назад. Почему? Сейчас как то трудно это объяснить, вроде были мысли, что ангар клуба прошли, а калитки в заборе не было, что на территорию аэродрома нас не пропустят, может еще что-то. Как бы то ни было, повернули назад. Чтобы не идти вдоль дороги, углубились в глубь города. Коттеджи впечатляли. Одиночные хибары терялись в этом благополучии. Хотелось здесь жить. Непал – бедная страна? Судя по тому, что видели, ну никак не беднее России. Без помощи навигатора не обошлось, можно было бы гулять и гулять, заблудиться трудно, так как понятно было где Лейксайд, но как-то хотелось побыстрее в номер, да и какое-то движение в животе усиливало это желание. Насмотревшись на местную жизнь, не обращая внимание на ощущения и легкие позывы, миновали гест и вновь к озеру. Понаблюдали за флотилией с возвращающимися китайцами, веселые ребята, смеются, фотографируются, машут руками. Солнце садилось, становилось больше теней и полутонов. Все хорошо, но вот в животе шевеление продолжалось. Желание побыстрее попасть в номер преобладало над желанием созерцания природы. Ужинать не хотелось, усталость (слабость) валила на кровать. Не рассказывая друг другу об ощущениях, постепенно позанимали свои кровати и почти моментально уснули. Легкое расстройство желудка, легкий стул.
16 февраля
Утром, реально понимая, что произошло и что сил совершать трекинг нет и они не появятся, что рассвет в Гималаях мы уже видели, а именно он является основной целью (если не считать подъема), то было принято мудрое решение никуда не ходить, а наслаждаться природой в Покхаре и ее окрестностях. Неудачная попытка найти второй офис Avia Club Nepal, располагающийся на Лейксайд, раздражающая проезжая часть, воспоминания о вчерашнем соке, подспудно еще и отмененный трек привели к плохому настроению. Взятая на прокат лодка и ожидание пешего подъема к ступе Мира постепенно вернули благодушный настрой.
Это была наша первая прогулка на лодке за всю нашу совместную жизнь. Работая одним веслом, мы продвигались по озеру, мимо острова с каким-то темплом, к другому берегу. Впереди подъем к ступе, путешествие продолжается. Филигранно пришвартовавшись, оставляем весло и спасательные жилеты под навесом прибрежной кафешки и в гору, в гору, в гору. Указанная во всех отчетах и путеводителях ступа Мира была сфотографирована, выражено восхищение видами Гималаев, Покхары и Февы, лежащих внизу, фото на память и быстрее в тень деревьев и к прохладе озера. Обратный путь был проделан гораздо веселее и с меньшими физическими нагрузками. Забрав наше снаряжение и прикупив бутылочку пива, выплыли на середину озера и поставили весло сушиться. Посидели, полюбовались видами, обсудили дальнейшие планы и сдали лодку. Потом было кофе на террасе со свежими булочками, горячий душ и очередной поход в аэропорт. До офиса авиаклуба, вчера, мы не дошли буквально тридцати метров, но и сегодня попасть не удалось. Офис закрыт, хотя должен был работать еще целый час. Не повезло. Вернулись в гест, понаблюдали с крыши за закатом и на ужин в ресторан «Maya». По дороге пытались вновь найти вывеску или упоминание об авиаклубе Непал, но все безрезультатно. Везде реклама только конкурента, а мы хотели к своим, к русским. После замечательного ужина вернулись в номер, посмотрели «Орел и решку — Катманду», сравнили наши ощущения. Как нам показалось, мы провели уикенд гораздо лучше.
17 февраля
Позавтракав, отправляемся к водопаду Деви. Были сомнения, что воды там не увидим из-за сезона, но проверить следовало, уж очень все нахваливают. Так как дорога проходит недалеко от аэропорта, принимаем решение в третий и последний раз попытать счастья, и если уж и сейчас ни чего не получится, то значит не судьба и полет в Гималаи на мотодельтаплане откладывается. Но двери клубного офиса оказались открыты и мы высказали свои пожелании сидевшей там девушке. Еще в Москве мною был выбран часовой полет, с меньшим временем как-то не прельщали, а полуторачасовой был все же через чур дороговат, и он предусматривал полет только на самолетике. Но здесь все оказалось немного по-другому, т.е. все тоже самое, но часовой полет предусматривал выбор транспорта, можно было и так, и так. Посовещавшись по поводу того, что на самолете, пусть не таком маленьком, но мы уже летали, а вот на мотодельтаплане нет, то и выбор был сделан в пользу второго, да и изначально он планировался. Озвученная сумма немного охладила пыл, но после небольшого торга, мы сошлись на той сумме, к которой были готовы. Оплатили, подписали документы, договорились об утреннем трансфере и довольные отправились искать водопад. Дошли до мостика, повернули на право, типа действуем точно прочитанным инструкциям. Уперлись в дом. Налево – направо? Путем эмпирических умозаключений и наблюдениями за прохожими выбираем путь налево. Доходим до мостика и еще раз налево. Чудесная местная прачечная. В овраге с крутыми склонами, на глубине метров пятнадцати течет небольшая речка (или большой ручей), где местное население устраивает помывку себя любимых и производит стирку белья с сушкой. Зрелище непривычное и достаточно колоритное. Пройдя какое-то время вдоль этой речки решаем, что водопад, вернее всего, в другой стороне, что он должен быть гораздо ближе, иначе об этом было бы написано в инструкции путешественника, да и к тому же рекомендовано было держаться левого берега озера, а мы от него удалялись. Возвращаемся обратно и переходим подвесной мост, с которого открывается еще одно представление местных прачек. Через калитку в высоком железном заборе у подножия горы попадаем на территорию то ли сада, то ли парка. То ли доводят до ума этот парк, то ли уже реставрируют. По мощеной тропинке начинаем подъем. Сквозь деревья открываются виды на Покхару, Феву. Чисто небо, звуки леса, полное уединение. Красота, да и только. Как и везде, тропинка временами делилась, оставляя право выбора направления за нами, указателей ни каких. Выбираем тропинки, которые идут вверх и вправо. С мыслью увидеть водопад уже простились, да и смотреть его нужно, наверное, в период сезона дождей и после, а сейчас зима, с водою напряженка. Бывало, тропинка внезапно терялась, и так же неожиданно находилась. Чудесная прогулка по непальским заросшим горам. Это был наш трек, замена не состоявшемуся походу на Панчаси. Временами казалось, что заблудились, под ногами была только опавшая, прошлогодняя листва. Попадавшийся мусор (хорошо его было мало) говорил о том, что мы здесь не первые. Шли просто параллельно озеру, то приближаясь к нему, то удаляясь, то выше, то ниже. Наткнулись на непалок, собиравших хворост. Одна из них, начала что-то спрашивать, а потом просто махнула рукой в сторону озера. Вот в этом направлении мы и отправились. Постепенно спустились к озеру и дальше уже пошли по тропинке вдоль самого берега, необходимо было добраться до лодочной станции, той, где были недавно на пути к Ступе Мира.
Когда удалось спуститься к самой воде, сделали привал. Вода прозрачная, как в такой не искупаться. Погода благоволила. Подумано – сделано. Вода такая бодренькая, долго не засидишься в ней, но еще один водоем покорен.
До станции идти пришлось еще довольно прилично. Тропа часто терялась, из-за крутых спусков к воде приходилось забираться выше, продираясь через какие то колючие кусты. На лицо липла паутина. Крутые, заросшие овраги. Поваленные деревья. Но все это было так здорово и замечательно. Победив этот путь, мы арендуем лодку с гребцом, чтобы нас перевезли через озеро на Lake Side. Весело пообщались с нашим помощником, который на вопрос «Почему ни кто не купается в таком замечательном озере», ответил: «Как это ни кто не купается? Купаются. Вот он это делает постоянно».
Потом была дорога к дому, кофе на веранде, вечерний променад по Lake Side и очередной восхитительный ужин.
18 февраля.
Без десяти семь приехал микроавтобусик и доставил нас в аэропорт. Заходим в офис, здороваемся. Непалка протягивает трубку телефона, типа бери – пообщайся. Смысл был такой: часовой полет возможен как на мотодельтаплане, так и на самолете, если нужны новые ощущения – то дельтаплан, если нужны горы – только самолет, который и выше взбирается и дальше в горы залетает. И мы соглашаемся на горы. Проходим через рамки металлоискателя в аэропорту и двигаемся к ангару. Знакомство, небольшой инструктаж с беседой. Делим кому достанется красный самолет, кому желтый. Добро на взлет получено. Недолгая рулежка на взлетную полосу, небольшой разбег и мы в воздухе.
Лететь оказалось гораздо спокойнее, чем на больших самолетах. Конечно, тесновато, немного не удобно, ноги запретили вытягивать, чтобы не упирался в педали, но все эти ощущения проходят очень быстро. Ощущение того что летишь, что исполнилось очередное желание, проплывающая внизу Покхара, приближающиеся Гималаи, второй самолет и довольное лицо супруги, переговоры в эфире – эмоции, эмоции, эмоции. Горы, конечно, бесподобны и завораживающе красивы. И очень явно чувствуется их мощь и сила. Дополнительных эмоций доставил и пилот, то набирая резко высоту, то бросая самолет вниз. Уходящее кресло из-под задницы — это что-то. Очень сильно напоминает ощущения детства. При подлете к аэродрому догнали пару мотодельтапланов, помахали друг другу. Короткая пробежка по взлетке, справа уже родное здание аэропорта и ангар авиаклуба. Вот и на земле. Час пролетел как мгновение. Подтянулись мотодельтапланы, которые мы обогнали в воздухе. И еще часа полтора проговорили с Александром Максимовым и о клубе, и о Непале, обязательно о жизни. Замечательный человек! Получили свои сертификаты, два DVD диска с фотографиями и видео полета, загрузились в микроавтобус и в гостиницу, на завтрак.
Хозяйка геста всем своим видом выказывала недовольство, что мы не воспользовались ее услугами и полет заказали сами, чем лишили ее заработка, да еще и на завтрак опоздали. Но настроение нам было тяжело испортить, завтрак мы получили и впереди нас ожидал чудесный день.
На лодочке, мы выплыли на озеро. Февраль месяц, большая спокойная гладь озера, обилие зелени по берегам, чисто синее небо, солнце, никакой суеты. Из рюкзака извлекается «Российское» шампанское. Пробкой отсалютовали этому замечательному дню и выпили за состоявшийся полет. Первоначально хотели сделать это после приземления на аэродроме, но потом приняли решение никого не шокировать и не нарушать технику безопасности. Кто-то лежал, кто-то греб. С остановками, с выходом на берег (сбегать за пивом), не спеша объехали почти все озеро. Парящие в небе парапланеристы, пролетающие утки, проплывающие мимо лодки. Настроение великолепное, только время летит незаметно и даже слишком незаметно.
По дороге на ужин зашли в лавку за тарелкой на стенку, обязательная покупка на память. Не могу объяснить, как получилось, но снизив названную цену более чем в два раза мы начали торг с хозяйкой и в итоге большая медная тарелка досталась нам еще дешевле, чем мы предлагали за нее первоначально.
Замечательный ужин, неспешная прогулка по Lakeside и подошел к концу этот чудесный во всех отношениях день.
19 февраля.
Завтрак и короткие сборы. Хозяйка берет на себя оплату такси до аэропорта, на обещание написать хороший отзыв на Booking, с радостью соглашаемся, так как нам здесь и так понравилось, да еще такие бонусы)). Приезжаем в аэропорт за час, хотя это очень большой зазор, здесь достаточно, наверное, 5 минут на регистрацию, досмотр и посадку. Показываем распечатки и объясняем, что получили письмо с переносом рейса с 9 на 10 часов. Самолет, который по идее должен был быть наш, стоит еще под посадку, отправление через 5 минут. У нас спрашивают, а не хотим ли мы улететь этим рейсом и так как мы не против, ребята за стойкой начинают куда-то названивать. Потом с грустными лицами сообщают, типа извините, но сейчас улететь никак не получится, самолет полон и не составит ли для нас труда, дождаться следующего, на котором мы обязательно улетим. Пришлось согласиться, тем более мы на следующем и планировали))) Но та непосредственность и доброжелательность, с которой мы столкнулись здесь, то спокойствие, которое здесь царило, кардинально отличает аэропорт Покхары от уже посещенных нами. Потом было кафе на втором этаже с выходом на крышу и видом на летное поле. Посадка-взлет, посадка-взлет, вот такая карусель. Самолеты на земле задерживались не более получаса, если не менее. Вот и наш Yeti приземлился, пора и нам к нему.
Быстро долетели до Катманду, быстро перебрались в здание международного аэропорта и вот они очереди, на регистрации, первый пост, второй, досмотр тотальный, успели прикупить две упаковки непальского кофе. Автобус доставляет к самолету AirIndia, где тоже выстраивается очередь для очередного досмотра, мальчики отдельно, девочки отдельно. Потрошится ручная кладь. Успокаиваешь себя только тем, что это делается для безопасности полета. Наблюдал как проверяется обслуживающий персонал наземных служб, покидающих самолет, поблажек нет никому. Вылет задержан на полтора часа. Все бы ни чего, но в Дели заказан трансфер – дождется ли?