Найти тему
Цитадель адеквата

Звероящеры: Если бы животные пермского периода оказались на современной Земле

Статья продолжает серию мысленных экспериментов с переносом животных кембрия, ордовика, карбона в современный мир. Но прежде чем продолжить, стоит напомнить постановку вопроса. Речь не о том, что пермские синапсиды «не вымерли», – они в любом случае не вымерли, оставив после себя потомков – млекопитающих. Эксперимент заключается в переносе в нашу эпоху конкретных, – живших в перми, и не имеющих специфической приспособленности к новым условиям видов. Тогда как лягушки, например, будучи примитивнее упомянутых синапсид, к жизни на планете птиц и зверей доступными им способами хорошо приспособлены.

Всё как в парке юрского периода.

Но кстати о периоде пермском. Если в прочих случаях предполагалось, что переселенцы каким-то образом, – допустим, генетическими модификациями, – адаптированы к современному составу атмосферы, то пермским четвероногим этого не потребуется. Человек мог бы дышать воздухом начала перми (и конца, – но не самого конца, когда отравление атмосферы вулканами приближало вымирание). Значит, верно и обратное.

...Итак. Не размениваясь на «толстых ящериц» зари перми, интересных только специалистам, не способным, как правило, сказать о данных животных чего-либо внятного, примечательные образцы, над судьбой которых можно поразмыслить, появляются ближе к середине периода. Взять, хотя бы казеид – первых на суше растительноядных позвоночных. Причудливо раздутых из-за несовершенства пищеварения. И тут сразу, – при взгляде на изображение, – ясно, что представитель данной группы не жилец в нашем полном хищников мире. Сухопутных хищников. Казеиды выживали постольку, поскольку в их время крупные охотники всё ещё искали пищу только в воде.

Не факт даже что казеиды, питавшиеся гниющей растительностью, смогли бы прокормиться на современных болотах. Теперь-то и гниёт все не так.

Каземды
Каземды

Следующий персонаж знаменит, эффектен и часто работает лицом пермского периода. И если с одной стороны бесспорно, что диметродон слаб по сравнению с современными млекопитающими хищниками сравнимого (2 центнера), размера, то… а надо ли его с ними сравнивать? Как бы себя диметродон показал против крокодилов?

Неплохо бы показал. Солнечная батарея была не лишней, плюс «изюминка» синапсид – лучшее, уже у диметродона, – вооружение. Постоять за себя этот хищник смог бы. Хотя и не защитил бы молодь, – в отличие от крокодилов жил и размножался он на суше. Главной же проблемой стало бы отсутствие добычи. Диметродону для пропитания требовались крупные, но вялые, – и безоружные, – амфибии и парарептилии. Таких сейчас уже не делают… Хотя… Этот хищник искал пищу и в воде, – даже в воде, как отмечалось выше, по преимуществу. В том числе и в воде солёной. То есть, на континенте – при обилии угроз – диметродоны не выжили бы. Но нормально смотрелись бы на изолированных островах, где нет сухопутных животных, и можно питаться рыбой… Рыбы с перми изменились, но не качественно.

Диметродон
Диметродон

Следующий этап – среднепермские синапсиды, представляющие собой звероящеров as is – архитипических. Это голые (консенсус достигнут), но частично теплокровные (поднимающие температуру тела при необходимости) животные с неуклюжими лапами по бокам тела, зато с пугающими клыками, – как атрибутом общеобязательным. Травоядные не составляли исключения.

В прочих же отношениях разнообразие звероящеров было весьма велико. Преобладали мелкие хищники и всеядные, но встречались и бегемотоподобные травоядные массой под тонну. Средние же хищники – горгонопсы (известнейший представитель – иностранцевия) – даже могли бы считаться первыми опасными для человека монстрами на планете.

...Ну, что касается мелких звероящеров, то сравнение оных с аналогами из числа млекопитающих естественным образом окажется не в их пользу. В том числе и из-за чрезвычайной умственной слабости и ещё не преодолённой синапсидами глухоты. Претендовать они могли бы на ниши занимаемые крупными ящерицами. Но сколько тех – крупных, массой в килограммы, – ящериц даже в тропиках? Очень мало, а какие остались, имеют специальные адаптации. Как минимум, лучше умеют прятаться. Даже примитивные яйцекладущие звери не так просты. Утконосы скрываются в норах под водой, а ехидны обороняются иглами.

Цинодонт
Цинодонт

То есть, мелкие звероящеры не выдержали бы давления врагов. С горгонопсами же врагам бы пришлось непросто. Звероящеры были именно так опасны, как можно предположить по их облику. Заточены на нанесение страшных ран крупной, – с них или больше размером, – очень живучей, а часто и бронированной добыче. Плюс – ничего не боялись. Просчитывать шансы им объём черепа не позволял.

...Если сравнивать иностранцевию с гигантским вараном, – варан бы просто не выжил в практической дискуссии. Не выжил бы и крокодил, – как на суше, так и в воде, – этот ужас ещё и плавал, как рыба. А леопард или лев… даже не стали бы связываться. Не сошлись бы со столь странным противником на доступное иностранцевии расстояние броска.

Тем не менее, выживание горгонопсов в современной природе вызывает вопросы из-за огромных потерь в рядах молоди, – вылуплявшейся из яиц без присмотра старших. Мелкие иностранцевии дали бы жизни ящерицам и змеям, но не смогли бы возразить птицам и зверям. Крупные же столкнулись бы с нехваткой пищи, – настолько беспечной, чтобы не заметить сидящего в засаде – глухого – ящера. И настолько медлительной, чтобы не увернуться от его клыков. Вараны, конечно, справляются, – но они умеют охотиться на оленей, а всякое дело спорится, если умеючи... Иностранцевии же умели охотиться на скутозавровв…

...И, кстати, о скутозаврах. Это парарептилии, но если говорить не о звероящерах, а о животных пермской эпохи вообще, вполне уместно вспомнить о них. Первый на планете образец «травожуйного танка» ничем особо не был лучше последних, уже четвертичных. Таких как черепаха миолания. Как раз скутозавр мог бы найти своё место на берегах тропических рек. Его проворство не было бы достаточным для защиты от хищников, но едва ли последние часто покушались бы на существо так хорошо бронированное. А проблемы со смертностью молоди, – не усугубились бы. Она была уязвима и для пермских хищников, но как-то выживала. Скутозавр, пожалуй, единственным мог бы извлечь выгоду от переселения. Сейчас «травожуйных танков» не осталось, а значит не осталось и их специализированных врагов, – «бронебойщиков», – таких как горгонопсы.

>>> Следующая эпоха

<<< Предыдущая эпоха